Полная версия сайта

Иосиф Райхельгауз. Мой театральный роман

Художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» о работе с Валентином Гафтом, Ириной Алферовой, Альбертом Филозовым, Любовью Полищук, Людмилой Гурченко... и о том, почему был вынужден снять с роли Анастасию Волочкову.

Галина Волчек и Олег Табаков  с Анджеем Вайдой
AD

Не могу не вспомнить свою однокурсницу — актрису Иру Алферову, которая, безусловно, всегда поражала своей красотой. Если бы тогда избирали мисс ГИТИС, ею непременно стала бы Ира. Она и сейчас хороша, хотя прошло уже полвека. Алферову отличает неистребимый романтизм. Ей можно долго жаловаться, как вокруг плохо, а она искренне верит: все прекрасно! Уверен, Ира могла бы достигнуть гораздо больших высот в профессии, кабы не характер.

Алферова принципиально не желает играть персонажей, которые хуже, чем она сама. Сколько раз я предлагал Ире интересные отрицательные роли. Неизменно отвечала: «Нет, это плохой человек!» Мало того, ее творческое кредо распространяется на партнеров: хочет играть только с красивыми мужчинами и женщинами, произносить со сцены исключительно добрые слова. Это Ирина установка, убеждения. Думаю, люди ее за это и любят. Хорошо помню Алферову в период отношений с Сашей Абдуловым. Однажды случайно встретил их в аэропорту на пересадке. Увидел: в кафе сидят Саша и Ира, у которой на руках собачка, подарок Пьера Кардена. Картина маслом!

У Алферовой ни к кому нет претензий. Прямо как у Юрия Левитанского:

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Лучшие роли Иры в театре «Школа современной пьесы» — в спектаклях, которые ставились специально на нее. Может быть, Таня Васильева сыграла бы лучше, но режиссеры очаровываются Алферовой. Ира уже почти четверть века работает в нашем театре, мы прошли вместе длинный путь, она для меня — одна из старейших родственниц! Уверен, слово «старейшая» ей не понравится.

На четвертом курсе ГИТИСа я проходил практику в Театре Советской армии, где главным режиссером был наш мастер Андрей Попов. Мы с Морозовым ему ассистировали, а между делом я начал репетировать спектакль по роману Генриха Белля «И не сказал ни единого слова». Об этой постановке заговорили, но в репертуар включить не разрешили. Однако жена Леонида Ефимовича Хейфеца Тоня, работавшая тогда в «Современнике», рассказала обо мне Галине Борисовне Волчек, и та пригласила на беседу. На встрече присутствовал Олег Табаков. Они сказали, что много слышали о спектакле, и попросили показать его в «Современнике». Виталий Яковлевич Вульф вспоминал, как после ночного показа сказал Волчек: «Галя, этого мальчика надо брать». Так я стал штатным режиссером «Современника».

Театр переживал непростое время: Олег Ефремов как раз ушел во МХАТ с группой ведущих артистов. Новый директор Табаков и новый главный режиссер Волчек, спасая «Современник», начали приглашать известных и крупных режиссеров — Анджея Вайду, Георгия Товстоногова, вели переговоры с Марленом Хуциевым. А еще Волчек нашла двух режиссеров-дипломников — меня и Валеру Фокина, который показал интересный дипломный спектакль на французском языке «Пышка».

Мне сразу поручили написать инсценировку по повести Константина Симонова «Двадцать дней без войны». Когда она под названием «Из записок Лопатина» была готова, Галина Борисовна договорилась о встрече с Константином Михайловичем. Тот принял нас на даче в Пахре за накрытым столом. Обращаясь к живому классику, секретарю правления Союза писателей СССР, Волчек страшно волновалась:

AD
Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




КОММЕНТАРИИ

  • 17.07.2016 11:39
    Андроид-3735, мы его зовём Отвратный подлый губошлёп! Корона у него с головы не снимается! А как хочется поправить её лопатой. Очень непорядочный человек. И плевать мне на его тонкие рассказы и на его театр. Если человек подлец, то это навсегда. Когда он приходит на политические ток-шоу полить грязью всех и вся в России - народ просто выключает звук, чтобы не слышать этого вруна и подлеца. Многие ему говорят это в лицо. А он только ржёт! Это ли не мерзость? Кстати, он тоже оправдывает войну на Донбассе, чтобы убивали никчёмный народ ради идеи независимости, только от кого? И живя и работая в России, всех тихо ненавидит и считает агрессорами. Умный человек так думать не может.
  • Аватар

    20.07.2016 00:00
    Для меня просто не сопоставимы Васильев и "этот" товарищ. А спектакль «Взрослая дочь молодого человека» потому и вышел отличным-его Васильев доделывал(или скорее всего сделал). А спектакли «Школы современной пьесы» сырые., не люблю этот театр. Жонглирует именами -цену и значимость себе набивает.

  • 17.07.2016 20:46
    Жук-4260, вам телевизор заменил мозги?

  • #createdAt#
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение


    Загрузка...

    Войти как пользователь

    Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    или