Иосиф Райхельгауз. Мой театральный роман

Художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» о работе с Валентином Гафтом, Ириной Алферовой, Альбертом Филозовым, Любовью Полищук, Людмилой Гурченко... и о том, почему был вынужден снять с роли Анастасию Волочкову.
Марина Порк
|
16 Июля 2016
Марина Хазова и Иосиф Райхельгауз
Жена Марина Хазова была моей студенткой
Фото: из архива И. Райхельгауза

Когда требовалось что-то доходчиво объяснить, Люба пользовалась ненормативной лексикой. Мы уже стали популярными, у нас брали интервью. Я попросил: «Ты известная артистка, лицо театра, не ругайся матом!» Она пообещала. Шла тяжелая репетиция «Фрака». К Любе зашла подружка Лариса Удовиченко. В перерыве артисты спустились в зал, Лариса стала рассказывать байку про «Мосфильм», и у нее проскочило несколько нецензурных выражений. Люба ее остановила: «Лариса, не ругайся матом, Райхельгауз за это ужасно...» И употребила крепкое словцо, которое в переводе на литературный язык означает «заниматься любовью».

Я любил Любу, по праву считал ее одним из основателей нашего театра. Когда в «Школу современной пьесы» пришли Владимир Качан и Эммануил Виторган, возникла идея второго состава спектакля «А чой-то ты во фраке?». Стал искать им партнершу, кто-то подсказал, что без дела сидит Гурченко: в начале девяностых она практически не снималась. Людмила Марковна долго заучивала мою фамилию, потом расспрашивала, что за театр «Школа современной пьесы», наконец пришла на встречу.

Поначалу Гурченко обрадовалась, что в спектакле присутствуют опера и балет, потому что она танцует и поет. Но выяснилось: требуется совсем не то, что она умеет. И тогда Людмила Марковна начала заниматься с педагогом по классическому вокалу, с балетмейстером, разучивать фокусы с Терезой Дуровой. Вкалывала всерьез. Как-то на репетиции сломала ногу, ей наложили гипс. Но на другой день пришла в театр и продолжила репетировать вокальные и драматические сцены. А как только гипс сняли, вышла на сцену.

Единственное, чего Людмила Марковна не могла понять: как получилось, что она не в первом составе? Зачем нужна какая-то Полищук? Тем не менее спектакль мы выпустили в двух составах, так и возили по гастролям. На Чеховском фестивале в Ялте «Фрак» сначала сыграла Полищук, на другой день — Гурченко. В Севастополе история повторилась. После спектакля Людмила Марковна отвела меня в сторонку.

— Иосиф Леонидович, нужно поговорить. Я заметила, что в Ялте гастроли открывала Полищук и в Севастополе тоже. Получается, что мы не в очередь играем, а она артистка первого состава?

— Да, она первого.

— Значит, я — второго?

— Да.

— Я никогда не была артисткой второго состава! И не буду. Либо мы играем спектакль в очередь, либо возвращаемся в Москву и расстаемся.

— Значит, расстаемся...

Мне было очень тяжело это говорить. Возможно, совершил ошибку. Но в тот момент не мог поступить иначе: номером один для меня была Люба. Вскоре Гурченко заметил Андрей Житинкин, и ее театральная карьера пошла в гору. Несколько раз мы пересекались на съемках телепередач, Людмила Марковна либо холодно здоровалась, либо делала вид, что меня не замечает. Я ее понимаю: тоже нелегко забываю обиды. Жаль, что она не прижилась в нашем театре, это я виноват.

С Полищук тоже пришлось расстаться. Причина была банальна: она предпочла зарабатывать деньги, стала играть в антрепризном спектакле. На мое недоумение отвечала: «Там я после одного спектакля купила кожаную куртку, а здесь должна пахать на нее месяц». У нас не было конфликта. Просто я — за театр-дом. И долгие годы Полищук жила в этом доме. Когда у нее появились боли в позвоночнике, мы увеличили антракты, во время которых она лежала на кушетке из фанеры, которую сколотили монтировщики. Как-то я предложил ей и Филозову сыграть спектакль «Уходил старик от старухи». Люба отказалась: «Не хочу быть старой». Так и не стала.

1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая