Анатолий Зверев: большая любовь «русского Ван Гога»

Наталья Шмелькова, близко знавшая знаменитого художника, рассказывает о своем друге, который стал последней любовью вдовы поэта Николая Асеева.
Записала Елена Михайлина
|
01 мая 2015
Наталья Шмелькова
Если бы Толя сказал: «Шмелькова — мой друг!» — я была бы очень рада... На выставке «28 портретов Натальи Шмельковой» в Зверевском центре современного искусства, 2013 г.
Фото: PhotoXpress.ru

Потом мы столкнулись с «ним» еще раз в чьей-то мастерской — теперь уже без подсказок, глядя на несколько работ, я поинтересовалась: «Не Зверев ли?»

Когда мы спустя лет 10 познакомились лично, Анатолий был уже знаменитостью, лучшим русским рисовальщиком, по оценке Пикассо, самым модным портретистом Москвы, знаменем авангарда и прочая, и прочая. Само знакомство вышло весьма оригинальным.

Позвонил мне художник Лев Рыжов: «Через час-полтора зайду к тебе с другом? Наташ, только это… супчика, что ли, приготовь — мы голодные». Пришли. Рыжов и нечто взлохмаченное, в двух или даже трех рубашках, надетых одна на одну и наизнанку. «Наташа», — протянула ему руку я. «Христофор Колумб», — ответил визитер. «Ну что же, Христофор, проходите».

Чтобы поддержать беседу, пока жарится принесенная ими большая рыба, спросила: «А скажите, Колумб, вы случайно не ученик Ситникова Василия Яковлевича?» У Ситникова была мода носить рубашки швами наружу, и многие художники это переняли. «У нас, художников, очень нежная кожа», — объяснил мой странный гость. Разлила я по тарелкам суп, Колумб в свою посмотрел подозрительно, встал и вылил все в раковину. Ничего не сказала, пошла и налила вторую. Он понял, что я включилась в игру. Следом в раковину отправилось содержимое и второй, и третьей тарелки. Но я твердо решила: черт с ними, со щами, будем продолжать представление! Когда в кастрюле осталось совсем чуть-чуть, попросила его: «Ну съешьте хотя бы тарелку, голодным же останетесь!» И он милостиво слопал мое варево.

«Это Толя Зверев», — наконец рассекретил гостя Рыжов. «Так вот какой он, загадочный Зверь, о котором только и разговоров в Москве!» — подумала я.

Потом сели играть в шашки. Зверев играл гениально. Как утверждают знатоки, мог бы побеждать знаменитого шашиста Копейку. Но и я играю неплохо. В общем, сама не знаю, как вышло, а в поддавки я у него выиграла. На свою голову. Потому что за долю секунды Толя впал в приступ дикого бешенства, стал на меня орать чуть ли не матом. Я глазами хлопаю, слезы по щекам, почти разрыдалась… Чтобы загладить свою внезапную вспышку гнева, Зверев предложил: «Садись, детуля! Я тебя увековечу!»

Листки ватмана, картонки какие-то у меня нашлись, Анатолий пошел в ванную и притащил таз воды. Измочил бумагу, показалось маловато, разложил листы на полу, снова полил из тазика водой, замесил акварельные краски, сделал абстрактный такой фон, а потом начал «вырывать» линии и детали… Портрет, а я там трагическая, зареванная (картина так и называется — «Плачущая»), мне очень понравился.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Как защитить квартиру во время отпуска на Новый год — не забудьте перед отъездом
Предстоящий Новый год и каникулы многие собираются провести на даче или в другом городе. В такой момент возникает важный вопрос: как обезопасить жилье, чтобы не переживать о его сохранности и не сталкиваться с неприятностями после возвращения?

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая