Полная версия сайта

Владимир Гостюхин: «Жить дальше не имело смысла»

«Так мы красиво простились, по-киношному... А ведь я мечтал потом снять фильм о своей первой безумной любви».

Но и после этого в труппу меня не взяли! Говорили: «Мест нет», — а потом вдруг в штате появлялись какие-то новички. Возможно, по блату. Всех устраивало, что я исправно тягаю мебель, даже выносили благодарности. Как часто бывает в актерской профессии, сработал его величество случай: внезапно заболел исполнитель главной роли в спектакле «Неизвестный солдат»... А я знал текст. Режиссер Борис Морозов, ныне руководитель этого театра, кое-как убедил начальство меня посмотреть. Провели две репетиции, сыграл в спектакле, всем понравилось... Был уверен: теперь точно возьмут! Но остался в той же должности и по совместительству «на скамье запасных»: выходил на сцену дублером, получая за главную роль гонорар, как за участие в массовке… И все равно был счастлив! Как-то мою игру увидела второй режиссер спектакля «Хождение по мукам» Светлана Климова и пригласила на пробы — утвердили на роль Красильникова…

Тогда обо мне услышала Лариса Шепитько, которая искала актера на Рыбака в «Восхождении». Фильм сложно выпускался, худсовет «Мосфильма» боялся обсуждать картину. Шепитько обратилась к первому секретарю ЦК компартии Белоруссии Петру Машерову. Он посмотрел фильм, поздравил ее с успехом и отправил «Восхождение» в Берлин на фестиваль. Там картина получила «Золотого медведя», а потом еще множество международных призов… После этого моя актерская судьба состоялась. Тут, конечно, и Театр Советской Армии пригласил меня в труппу. Я там играл, но в кино видел больше свободы. «Жизнь как жизнь», «Охота на лис», мелодрама «Белый ворон»… После ряда работ меня заметили, в газетах писали: «Появился новый актер, с особой харизмой…»

Старшина Кацуба — самый любимый и близкий мне по духу герой. Владимир Гостюхин (слева) в фильме «Старшина»

Жаль, мама не застала мое «восхождение» в профессии… А отец гордился. Я приехал к нему на 70-летие весь в наградах. У него — военные медали, у меня — кинематографические. Когда в кинотеатрах прокатывали «Старшину», папа говорил билетеру: «Это сын мой в главной роли». Его тут же сажали на почетное место, и отец смотрел все сеансы с утра до вечера. Кстати, старшина Кацуба — самый любимый и близкий мне по духу герой.

С Никитой Сергеевичем Михалковым мы познакомились в Доме кино после премьеры «Восхождения» — он горячо меня поздравлял, а я не верил, что это происходит со мной. Потом имел счастье играть в двух его картинах — «Автостоп» и «Урга — территория любви». На съемках «Урги...», помню, я однажды вышел из себя: «Я не Михалков, а Гостюхин!

К черту все! Ухожу из кино! Пойду в шахту работать!» — так я стоял и орал среди монгольской степи на Никиту Сергеевича. Дело в том, что Михалков может прекрасно показать, как надо играть роль, а для меня это неприемлемо, я должен сам прийти к воплощению. Режиссер все это переварил, дал сыграть, а потом я слышал, как он говорил своей жене: «Надо же, ни один актер на меня не орал так, как этот Гостюхин». Зато после той сцены мы с Михалковым окончательно поняли друг друга и сработались.

Съемки проходили в уникальном месте — во Внутренней Монголии, с погружением в быт местных жителей. Все непрофессионалы, играли сами себя, и Никите Сергеевичу было с ними непросто. Например, старушка-мать из фильма всю жизнь прожила на одном месте.

Когда мы отвезли ее за 5 километров от родной юрты в нашу, игровую, — женщина от таких перемен аж заболела. Так что когда я вошел в кадр, Михалков очень обрадовался: «Наконец-то я работаю режиссером, а не дрессировщиком». В одной сцене я должен был позвать всадника, едущего по степи: «Эй, человек, сюда!» Меня научили, как это будет на местном наречии, и я выдал на камеру дословный перевод: «Э-эй, ху-уй, на шхе-ер!» «Стоп! — испугался Михалков. — Это что за выражения?» Пришлось их заменить…

— В России вы были таким востребованным актером. Почему вдруг решили переехать в Минск?

— В Минске я встретил свою вторую жену, Светлану. Она была гримером на «Беларусьфильме» и сразу меня очаровала. С Зиной мы жили хорошо и мирно, она была прекрасным чутким человеком, но мне не хватало чувственной составляющей.

Подпишись на канал 7Дней.ru

Комментарии



Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или