— Скажите, почему так получается, что у выдающихся актрис — у Раневской, у вашей мамы Любови Полищук — не так уж много было больших ролей?
— Спасибо за сравнение мамы с Раневской... Мама просто не успела многое сыграть, потому что очень рано умерла. А так у нее был бы вагон ролей впереди, я уверена. В советское же время ей не очень везло: известная история, что какой-то влиятельный человек сказал, будто у нее лицо несоветской женщины. В то время это было довольно серьезной проблемой, почти приговором. Что касается Раневской, у нее тоже было непростое лицо. И дело даже не в семитскости, хотя и это, конечно, влияло. Эйзенштейну запретили Раневскую снимать в фильме «Иван Грозный» с аргументом: не может быть мать царя с лицом жида.
Меня тоже часто не утверждали с деликатным комментарием: «У вас лицо странное». И я страдала:
— Все, я никогда не буду сниматься в кино!
Но кастинг-директор успокоила:
— Не переживай, про Раппопорт тоже много лет говорили: «Такое лицо странное», а она стала звездой в Италии и потом у нас.
— Вы переживали, что, может быть, никогда не случится никакой реализации?
— Конечно. Я и из профессии уходила перманентно. Еще с институтских времен. И на втором, и на третьем курсе всерьез думала: все так плохо, что нужно срочно бросать. Мама говорила: «Дура, что ли? А если бы я или любой другой человек при первой же сложности отказывался? Нет, через не могу, через терпение».
— Какие вам нравились мамины актерские работы?
— Я с детства наизусть знала спектакль «А чой-то ты во фраке?». Пока мама его выпускала, сидела все время в зале, слушала, подпевала. Мы с папой и сейчас можем вдруг какие-то цитаты оттуда начать петь... А еще был спектакль «Пришел мужчина к женщине» с Филозовым... Очень хорошее кино «Любовь с привилегиями», но у меня с ним сложные отношения. Мне казалось, маму там обижают...
Она была очень хорошей актрисой. Я видела, как мама работала, готовилась к репетициям, к съемкам, учила текст, репетировала. В молодости, когда она была артисткой эстрады и читала монологи, она учила их на слух. Видимо, чтобы запоминать, поправлять, делать работу над ошибками. Эта кассета существует. Только в детстве на одну из сторон поверх маминого голоса я записала свой, повторив ее монолог. Глупо. Жалею, что это сделала.