Валентин Григорьевич сказал, что снимать на Ангаре невозможно: деревни ушли под воду, поэтому снимали в Нижегородской области. Геннадий Васильевич Карюк (можно смело называть его классиком), наш оператор, был очарован мощью и разнообразием истинно сибирского пейзажа. Как же экспрессивно он снял ледоход на реке Ветлуге! Пронзительная красота природы и пронзительная, раздирающая душу нищета. Колхозы рухнули, работы нет. Спиваются не только мужики, но и подростки. И в то же время — какая-то бесконечная доброта. Старушки, снимавшиеся у нас в массовке буквально за гроши, с утра ожидали приезда автолавки, чтоб напечь пирожков для москвичей. Дарья Мороз, Анна Михалкова, Евгения Глушенко благодаря этому нашли для себя точный камертон актерского существования. А еще меня поразил Сергей Маковецкий. Этот изысканный интеллектуал родом из нищей украинской деревни согласился сниматься с условием, что с родины ему привезут дядькин зипун.
— Вам не страшно было экранизировать «Доктора Живаго»? Ведь существует знаменитый фильм с Омаром Шарифом.
— Это замечательная картина, классическая голливудская мелодрама, не имеющая никакого отношения ни к России, ни к Пастернаку. Герой в красной вышиванке, избы с колокольнями — это даже не лубок, а какое-то Берендеево царство. Чтобы понять и прочувствовать прозу Пастернака, нужно родиться и жить здесь. Впервые я прочел роман на папиросной бумаге, это был самиздат. Мой товарищ Борис Довлатов (брат писателя Сергея Довлатова) дал мне рукопись всего на одну ночь, потому что я жил в коммуналке — мало ли кто стукнет? Ведь произведение, удостоенное Нобелевской премии, было запрещено. С тех пор утекло немало воды. Роман был напечатан, стал бестселлером, его инсценировали на Таганке, а потом благополучно ушел в забвение, новое поколение его не читало.
Проза поэта слишком сложна, превратить ее в драматургию мог лишь высокий профессионал. Такой мэтр был — Юрий Николаевич Арабов. Поэт, прозаик и сценарист, человек глубинной культуры и подлинного понимания России, одним словом — сам доктор Живаго. Был и артист, рожденный для этой роли, — Олег Меньшиков. Нашлась и Лара — Чулпан Хаматова, она, как героиня, в жизни абсолютно свободный независимый человек. Комаровский в исполнении Олега Янковского значительно отличался от того, что в романе. Этот циничный умный хищник, превосходно освоивший законы российской жизни, при любой власти был победителем. Но он беспомощен перед сжигающей его страстью к Ларе. Я думаю, это одна из самых значительных ролей Олега Ивановича. В фильме Живаго спасает Лару и позволяет Комаровскому увезти ее в Париж, доктор опускается, спивается, но оставляет после себя тетрадь гениальных стихов.