Полная версия сайта

Андрей Тарковский. Страсть с расчетом

Писатель Ольга Суркова о годах, проведенных рядом с Андреем Тарковским и его семьей, о женах, любимых женщинах, друзьях и недругах, силе и слабостях режиссера.

Ольга Суркова, Андрей Тарковский, Лариса Кизилова  и Олег Янковский
AD

Заменить Рерберга оказалось непросто. Вначале пригласили Леонида Калашникова, но он работать не смог, сбежал через несколько дней. Андрей о каждом новом поначалу говорил: «Потрясающий оператор! Гоша отдыхает», а через пару дней заявлял, что «это не оператор, а полное дерьмо!» В итоге картину снимал Александр Княжинский, по определению Андрея «нежнейший человек». И тем не менее я не сравню Княжинского с Рербергом...

У Кайдановского с Андреем были сложные отношения. Саша устал, и все его раздражало. Позже, уже понимая все значение своей работы в «Сталкере», он напишет, с каким трудом Тарковский добивался от него новой, противоположной трактовки его героя. Как тяжело ему было перетряхнуть все свое нутро, чтобы изобразить вместо бандита своеобразного Мышкина, как сложно было бороться со своей человеческой органикой.

Вспоминается также смешной случай. Андрей всю жизнь мечтал о собственном автомобиле, но, увы, так его и не приобрел, водить толком не умел. Тем не менее, как ребенок, любил порулить. Однажды залез в «шестерку» Кайдановского, по тем временам очень недешевую, перепутал газ с тормозом и тут же врезался в дерево. Саша был в ярости, но попытался не подавать виду. Андрей, конечно, обещал расстроенному Кайдановскому починить машину, но так никогда этого и не сделал.

— Что же все-таки держало Ларису и Андрея вместе? Что скрепляло этот союз?

— Лариса обеспечивала Тарковскому тыл, создавала семейный уют. Андрей приходил в дом, где его окружали любовью и заботой, где он мог расслабиться и отдохнуть от невзгод, которых хватало в профессиональной жизни Тарковского. Лариса внушала, что живет исключительно ради того, чтобы он мог спокойно творить, жертвует всем, только бы Андрею было хорошо и удобно. Она убедила его, что с ней не пропадешь, гарантировала защищенность, которой так не хватало нервному Тарковскому. Андрей охотно скрывался от внешнего мира за Ларисиной широкой спиной, передоверив ей все свои деловые контакты.

Тяготение к домашнему уюту, видимо, шло из голодного детства Андрея. Его родители расстались, когда он был четырехлетним мальчиком. Времена были трудные — и до войны, и во время, и после. Все тяготы по воспитанию детей легли на мать, Марию Ивановну Вишнякову. Тем не менее в доме боготворили отца. Тарковский так пронзительно рассказал об этом в «Зеркале»: о муках детской сиротливой любви к великому поэту и жалостливо-сочувственной — к матери. Мне кажется, что он до конца не мог простить отцу предательства семьи.

Однажды перед съемками «Зеркала» Андрею единственный раз удалось собрать за одним столом всех вместе: и маму, и папу, и его последнюю жену, переводчика Татьяну Озерскую. Все они не жаловали Ларису. Андрей был очень возбужден, повторяя в тостах: «Папа, в этом доме все принадлежит тебе, ты здесь хозяин. Мой старший сын назван в твою честь Арсением. Ты должен знать, что здесь тебя все любят! Вот ты увидишь, какую я сниму картину!» Надо сказать, «Зеркало» и впрямь сильно задело Арсения Александровича. На банкете после премьеры картины в Доме кино он говорил сквозь слезы: «Андрюша, неужели это было так? Я не думал, что ты столь глубоко все переживал».

AD
Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




КОММЕНТАРИИ

  • 26.06.2016 18:06
    Каждый фильм Тарковского это полная шизофрения! Повезло, что рано умер, иначе этот "гений" закончил бы свои дни в психиатрической клинике!

  • 27.06.2016 23:03
    А мне грустно, что за последние тридцать лет в нашей стране не сняли ни одного фильма для детей и юношества. Целое поколение уже выросло. Куда подевались режиссёры этой целевой аудитории?

  • 29.06.2016 04:39
    Тот самый зритель, А кто такой Меньшов,извините! "МОсква слезам не верит",что это? Это соцзаказ. Именно так и Ирина Муравьева считает,она не раз говорила в своих интервью,что фильм считает лживым от и до. Где вы видели, чтобы у матери одиночки из провинции приехавшей, была бы двухкомнатная квартира вся в импортной мебели,машина и прочее? Меньшов сам очень завистливый и как режиссер скабрезный. Все его эротические сцены в фильмах омерзительны и грязны. Похабны,проще говоря.

  • #createdAt#
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение


    Загрузка...

    Войти как пользователь

    Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    или