Сейчас я занята только в спектакле «Деревья умирают стоя» — не хочу себя растрачивать на ерунду. Мы с Юрием Мажугой играем «Деревья...» много лет, и ни разу не видела пустых мест в зрительном зале. Спектакль подтягивается, растет. Приходит молодежь, кричат «бис» и «браво», всегда аншлаг. А есть спектакли — полпартера только занято.
С кино мой роман тоже как-то увял. Не снимаюсь абсолютно осознанно. Стали предлагать какие-то странные роли. Кипу сценариев прочла — неинтересно. А я в неволе не размножаюсь — должна быть влюблена. В каких-то бездарных сериалах мелькать, простите, в каком-то дерьме участвовать не желаю...
Счастливы актеры, которые, как Никита Михалков, Владимир Машков, Володя Меньшов, могут сами реализовать свои замыслы. «Любовь и голуби» Меньшова — гениальный фильм.
Сколько смотрю — плачу. Такого Юрского вы нигде не увидите. Они приглашают не просто актеров, а своих единомышленников, не просто снимают кино, а живут одной жизнью. С Матвеевым у нас был такой союз. Со Станиславом Говорухиным на фильме «Место встречи изменить нельзя».
Говорухин — гений. А как он меня заманил в свой фильм! Началось все так. Звонит и спрашивает:
— Валера, ты любишь детективы?
— Очень!
— А сыграть в нем хотела бы?
— Конечно!
— Предлагаю тебе главную роль в моем новом фильме! — и присылает сценарий картины «Место встречи изменить нельзя».
Я читаю и думаю: «Главная роль — это или Шарапов, или Жеглов.
Значит, кого-то из них он сделает бабой». Станислав Сергеевич срочно вызывает меня на Одесскую киностудию, прилетаю, и вдруг он сообщает:
— Ты будешь Глаша.
— Какая Глаша? Не помню такую в сценарии.
— Любовница Горбатого, та, что в воровской малине.
— Вы шутите? Какая же это главная роль?!
— Самая что ни на есть главная! — рычит Говорухин. — Ты ничего не понимаешь! Валера, только подумай!
Кто банду создал? Ты. Кто их подобрал? Ты. Кто разрабатывает операции? Ты. Кто руководит? Ты. Всех поймали — ты на свободе. Чего тебе еще надо? Разве это не главная роль?!
Вот так он меня убеждал. И ведь убедил!
После триумфального выхода картины на экран поехали со съемочной группой на премьеру в какой-то город. Выходим на сцену. Зрители задают вопрос: как я попала в этот фильм? Отвечаю: «Пусть Говорухин расскажет». И вдруг слышу: «Ну, я смотрю: Володя есть (Высоцкий). Второй Володя есть (Конкин). Надо разбавить каким-то женским низом. Воткнуть что-то такое, отвлекающее. Увидел Заклунную и пригласил: хай стоит». Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Хотела обидеться, но подумала: да пусть говорит что хочет, на то он и режиссер. А фильм-то получился замечательный!
И съемки понравились. Да и вообще, где бы я еще Джигарханяна увидела так близко? Это же сумасшедше талантливый артист! И с Витей Павловым удалось встретиться. Такие были объятия! А Ванечка Бортник какой там потрясающий! Говорухин ставил камеру, делал один дубль, второй, потом говорил оператору: «Не снимай, не снимай пока». Ждал, что Бортник еще придумает, соорудит из себя что-то невероятное. Жаль, с Володей Высоцким мы не пересеклись ни разу.
Ну вот как можно объяснить такую ситуацию? У меня сорок ролей в театре и около тридцати в кино. Много главных — и почти все забыты. А мою героиню из фильма «Место встречи изменить нельзя», которая и появляется-то на экране всего на пять минут, знает и помнит уже не одно поколение.