Юрий Чернов: «Пьер Карден сказал: «Мне так Захотелось побыть на вашем месте...»

«Нам с Наташей Варлей в Заполярье подарили по огромной оленьей голове с рогами. Рейс до Москвы...
Инна Фомина
|
03 марта 2024
Юрий Чернов
Случайно — так происходит — встретил на улице Любу Полищук. Остановились, чтобы поболтать. Она поинтересовалась, как у меня с работой в театре
Фото: пресс-служба Театра на Трубной

— Как это так?

— Дело в том, что Юткевич, которому было за семьдесят, часто болел. Поэтому начало работы над «Маяковским» все откладывали. И тут меня вызывают на съемки к Куросаве в Уссурийск. Надо было выбрать из двух проектов один. Я даже устроил по этому поводу спиритический сеанс — с тарелкой, свечами. Там вроде выпал «Маяковский». И Шевкуненко очень убеждала меня: «Сергей Иосифович скоро приступит к работе. В «Маяковском» у тебя главная роль, после нее не будет отбоя от предложений в кино...» В итоге после долгих и мучительных раздумий не поехал в Уссурийск и упустил съемки у Куросавы. А о фильме Юткевича в итоге мало кто сейчас и вспомнит...

Аналогичная ситуация повторилась и с картиной «Иван Васильевич меняет профессию». Когда мне позвонили из съемочной группы нового фильма Гайдая и пригласили на «Мосфильм» на разговор с режиссером, я, конечно, обрадовался! Поработать с великим комедиографом — это же счастье. Да и роль была заметная: милиционер, который гонялся за главными героями. Пришел в кабинет Леонида Иовича, почитал ему свою роль, мы порепетировали сцену, и, по-моему, Гайдай был доволен, даже улыбался. На роль милиционера меня утвердил.

Проходит какое-то время, и тут Студия имени Горького приглашает меня сняться в одной картине — на Волге, в Плесе. Роль небольшая, я свободен, потому согласился и со спокойной душой поехал. Вдруг в Плес приходит телеграмма от съемочной группы «Ивана Васильевича...»: «Приглашаем на «Мосфильм» для заключения договора». Начал отпрашиваться, чтобы съездить в Москву, но второй режиссер фильма меня не отпустила. Сколько ни просил, говорила категорическое «нет!» Я очень переживал, но она твердила: «Никуда ты не поедешь...» Мы с ней потом долго не разговаривали.

— Некоторые актеры в такой ситуации, чтобы не упускать роль, уехали бы, не отпрашиваясь...

— Да, я видел, что другие одновременно снимаются в двух и даже трех картинах. Как-то крутятся, выдумывают причины, чтобы пропустить то одну съемку, то другую. Но я не мог подвести людей, переживал: «А что обо мне подумают коллеги?!» Осенью, когда уже вернулся в Москву, вновь раздался звонок от ассистента Гайдая: «Подъезжайте на «Мосфильм». Я так обрадовался: все-таки буду сниматься! Приехал, а мне говорят: «Леонид Иович предлагает вам роль... балалаечника». Очень расстроился: там же нечего делать, всего одна фраза. Но раз пригласил Гайдай, отказаться не мог.

— Вы специально учились играть на балалайке?

— Нет, в цирковом училище нас обучали игре на разных музыкальных инструментах. Там я подготовил эстрадный номер в лубочном стиле: вместе с партнершей читал русские сказки и играл на балалайке. Мы его с успехом показывали на разных площадках, например на открытии сезона в летнем театре в саду «Эрмитаж». Возможно, ассистенты Гайдая где-то его видели. Или запомнили, что в «Деревенском детективе» — одном из фильмов про Анискина — я тоже играю на балалайке.

К слову, спустя много лет в антрепризном спектакле «Жена-интриганка», в котором играл с Ирой Муравьевой, я делал такой трюк: когда выходил на поклоны, ставил балалайку себе на голову и так кланялся. И вот однажды на спектакле в Америке единственный раз не удержал инструмент, он упал и разбился. Я почему-то очень из-за этого расстроился, даже заснуть не мог, такая тревога обуяла. Мучился, мучился, решил посмотреть телевизор. Включил, и не понимаю, что происходит: показывают, как самолет врезается в башню Всемирного торгового центра. Вот такое жуткое, трагическое совпадение...

Но возвратимся к картине Гайдая. Этот эпизод снимали на «Мосфильме» в огромном павильоне, в котором построили покои Ивана Грозного. Кстати, всю еду на роскошном царском «банкете» чем-то полили, чтобы от этих живописных блюд во время съемок никто не отщипнул ни кусочка и не испортил «картинку». Включали песню, которую записал Валера Золотухин, и мы, «оркестранты», под фонограмму делали вид, что играем...

— Окружающие не удивлялись, что вы снимаетесь в такой крошечной роли?

— Если честно, чувствовал себя очень неловко. После картины «Доживем до понедельника» был уже узнаваемым артистом, а тут играю на балалайке. Ужасная ситуация! Когда через много лет один телеканал пригласил меня сняться в фильме к юбилею Леонида Иовича, вспомнить, как он работал, сразу отказался: «Как я буду с экрана рассказывать о том, как работал этот великий режиссер? Это могут вспомнить Наташа Варлей, Леонид Куравлев, Наташа Селезнева — те, кто играл у него главных персонажей. А у меня был крошечный эпизод. На встречах со зрителями могу его рассказать, но не в юбилейной программе...» Однако все равно очень благодарен Леониду Иовичу, что попал в такой потрясающий фильм, который более полувека с удовольствием смотрят зрители.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая