Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером»

«Наташа Вилькина мне помогала. Когда на репетиции я испугалась пустого зала, подвела меня к...
Елена Ланкина
|
01 Января 2024
Елена Цыплакова
«Однажды Наташа Вилькина позвонила и рассказала, что Жене Глушенко срочно нужен второй состав в «Мамуре»: «Я предложила тебя. Приезжай в театр. Режиссер хочет с тобой встретиться». Елена Цыплакова в спектакле «Мамуре», Малый театр, 1979 год
Фото: из фонда музея Малого театра

— Может, объясните, в чем заключается ваша режиссура?

А она:

— Понимаешь, Леночка, бездарность такая штука, которая делает бездарными и партнеров, и режиссеров.

Я психанула, ушла со сцены и перестала появляться на курсе, ведь по сути это был приговор в профнепригодности, потому что у меня был единственный отрывок на экзамене. Как-то встретила на улице нашего студента. Он спросил: «Ты чего не ходишь? Тебе же документы не выдадут, если надумаешь куда-то перевестись». Ладно, пришла. Меня спросили, почему не появляюсь на занятиях.

— Я же понимаю, что вам не нужна.

— Отчего же? У нас открывать и закрывать занавес некому.

После этого на всех репетициях, прогонах и экзамене я открывала и закрывала занавес. Зато смогла забрать документы и перевестись во ВГИК к Льву Кулиджанову и Татьяне Лиозновой.

У Кулиджанова я играла Мэри Бернс в фильме «Карл Маркс, молодые годы». Когда он утвердил меня, сказала:

— Если в институте узнают, что опять снимаюсь, меня выгонят.

— Ну, если выгонят, мы возьмем тебя во ВГИК, — пообещал Лев Александрович.

Он вместе с Лиозновой вел режиссерский курс с актерской группой. Когда в ГИТИСе случилась эта история, я пришла к нему. Кулиджанов меня взял, но за месяц пришлось сдать экстерном 14 экзаменов, потому что во ВГИКе был не второй, а третий курс, и программа другая. Зато институт я окончила на год раньше.

Потом, уже работая в Малом театре, поступила в него вторично на режиссерский факультет к Александру Алову и Владимиру Наумову.

— А как вы оказались в Малом театре?

— На фильме «Школьный вальс» родителей моей героини играли артисты Малого Наталья Вилькина и Юрий Соломин. С Наташей мы очень подружились, я часто приезжала к ней домой, когда возникали какие-то вопросы по профессии. Она была потрясающей актрисой.

Когда я репетировала Офелию во ВГИКе, у меня не получался выход героини, которая видит на авансцене могилу отца и кричит от ужаса. Я начиталась книжек по психиатрии и понимала, как ведут себя больные шизофренией, но закричать в полную силу не могла. Мешало то, что авансцена в репетиционной аудитории находилась в полуметре от педагогов и прямо перед собой я видела скрещенные ноги Лиозновой. К тому же там был очень гулкий звук. Поделилась с Вилькиной, которая сказала: «Лена, запомни одну вещь. При работе над ролью у тебя обязательно должны быть две очень плохие репетиции. Первая, где ты ничего не наигрываешь, то есть вообще нулевая, и вторая, где ты наигрываешь, как сволочь. Тогда ты нащупаешь нужную эмоцию».

На следующей репетиции я так заорала, что Лиознова вскочила со стула, а у Вадьки Андреева, игравшего Клавдия, выступили слезы на глазах. У меня самой все дребезжало внутри. Но после этого сцена пошла.

Однажды Наташа позвонила и рассказала, что Жене Глушенко срочно нужен второй состав в «Мамуре»: «Я предложила тебя. Приезжай в театр. Режиссер хочет с тобой встретиться». Борис Александрович Львов-Анохин ставил «Мамуре» для легендарной Елены Гоголевой. Я приехала, почитала ему. Познакомилась с Еленой Николаевной и директором Малого театра Михаилом Ивановичем Царевым. И ввелась в «Мамуре».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая