Евгений Стеблов: «Моя проба вышла настолько удачной, что когда Данелия ее увидел, то сразу сказал: «Где этот парень?»

«Когда предлагают негодяев, отказываюсь даже за очень хорошие деньги, потому что не могу огорчать...
Елена Ланкина
|
03 Декабря 2023
Евгений Стеблов
Евгений Стеблов в спектакле «Правда — хорошо, а счастье лучше», Театр имени Моссовета, 1980 год
Фото: архив музея театра им. Моссовета
Олег Щетинин, Евгений Стеблов, Леонид Евтифьев
Олег Щетинин, Евгений Стеблов, Леонид Евтифьев в спектакле «Василий Теркин», Театр имени Моссовета, 1972 год
Фото: архив музея театра им. Моссовета

Он был нездоров, скажем так. И театру нужно было эту единицу молодого ведущего и уже известного артиста кем-то заменить. Я совершенно не хотел играть роли Бероева, но меня сразу ввели на Павла в спектакле по пьесе Горького «Старик», которого раньше играл он.

Вадим был замечательным артистом и интеллигентным человеком, но, к сожалению, страдал известной русской болезнью и Павла играл пьющим человеком. Я непьющий, а Павел по сюжету пристает к монашке. Я его сделал сексуально озабоченным и придумал соответствующие мизансцены и движения.

На дебютном спектакле очень здорово сработал, не жалея себя, и на следующий день в театре стали говорить, что Стеблов чуть ли не гений. На втором спектакле я решил не рвать жилы, поберегся. А на него пришел Бероев, наслышанный о моем исполнении. Посмотрел и сказал: «Ну, нормально, но ничего особенного!» Больше я его ролей не играл, разве что в комедии «Миллион за улыбку». Был у нас такой спектакль, через который все молодые артисты прошли.

— Кто царил тогда в театре?

— Из актеров совершенно беспрецедентное положение занимал Геннадий Бортников. Юрий Александрович Завадский и его правая рука, режиссер Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, Гену просто боготворили. По этому поводу в театре шутили. Обычно раз в неделю Завадский проводил встречу с труппой, на которую приходили все. Однажды заметил, что Бортников отсутствует, и спросил, где он. У Гены была какая-то травма, уже не помню, руку он, что ли, сломал. Кто-то сказал:

— Бортников в гипсе.

— А почему не в бронзе? — пошутил Толечка Адоскин.

Поклонение начальства сослужило Бортникову очень плохую службу: он совершенно потерял чувство реальности. Когда ушли из жизни покровители, положение его резко изменилось. С ним никто уже не носился.

— Вы застали многих корифеев Театра Моссовета. Кто особенно запомнился?

— Знаете, когда я уходил из Театра Ленинского комсомола, Саша Збруев сказал: «Зачем ты идешь в Театр Моссовета? Ты ведь до конца жизни будешь бегать в коротких штанишках! Там репертуар на стариков — Марецкую, Плятта, Раневскую». А я всегда любил коллег старшего поколения, потому что считал, что наша профессия эксклюзивна и эфемерна, и каждое яркое дарование неповторимо. Когда человек уходит из жизни, его творчество остается только в воспоминаниях коллег. Ну или в фильмах, но все равно это тень.

И работать со стариками я всегда любил, у меня никогда не возникало с ними проблем. С талантливыми людьми проблем вообще не было. По-моему, они появляются в театре благодаря посредственностям.

Есть люди, которые занимают какую-то служебную нишу и ни на что больше не претендуют, они уже смирились со своей участью. А люди среднего дарования всегда претендуют на более высокое положение и роли известных артистов и не видят субъективной разницы между ними и собой. Иногда они с ними даже во втором составе играют и думают: «Чем я хуже?» Это же только со стороны видно, что хуже, но в лицо им никто об этом не скажет. Так обычно возникают все проблемы в театре. Мне сейчас уже семьдесят семь, и проблем давно нет никаких. Ко мне очень бережно все относятся и в театре, и в кино, когда доводится сниматься, с таким вниманием, что иногда даже неловко.

— Расскажите про Веру Марецкую! Она ведь считалась хозяйкой в театре?

— Вера Петровна была женщиной с очень сильным характером. У нас были своеобразные отношения. Я с Марецкой играл в спектакле «Миллион за улыбку», и она меня называла Спартаком. Почему — не знаю. В то время уже не так часто бывала в театре, и когда мы с ней встречались, спрашивала в своей характерной манере, немножко в нос: «Спартак, ну скажи, кто с кем, какой расклад?»

— В театре кипели страсти?

— Иногда я даже называл его Театр Секссовета. Но в подробности не вникал.

Марецкая очень тяжело болела, перенесла множество операций, но держалась мужественно. Как-то приходит на спектакль в черном полупрозрачном платье — она часто играла в своих костюмах, это современная вещь была, — и говорит:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на выходные 18 и 19 мая для всех знаков зодиака
«В эти субботу и воскресенье может оказаться сложно разобраться в большом потоке информации, он скорее всего утомит и приведет к усталости, поэтому важно сконцентрироваться на том, что главнее всего, а остальное подождет. Не стоит также раздражаться на близких и друзей, если они, по вашему мнению, делают что-то не так. Помните, что у каждого свое мнение и желания — найдите компромисс», — говорит астролог Руслана Краснова.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог