— Татьяна Борисовна, вы были студенткой актерской мастерской Алексея Владимировича Баталова. Наивный вопрос: а по большому счету, чему вас научили во ВГИКе и как это пригодилось в вашей дальнейшей творческой деятельности?
— У меня было три педагога — Алексей Владимирович Баталов, Борис Викторович Ардов и Александр Всеволодович Кузнецов. Они втроем, каждый по-своему, научили меня трепетно относиться к своей профессии. От них я получила очень много информации уже в свои 17 лет. Я приехала в Москву из Одессы, училась там в школьном классе, который назывался театральным. Его окончили и Ирочка Апексимова, и Нонна Гришаева. Этот класс придумала Ольга Сергеевна Кашнева, которая жива-здорова, мы поддерживаем связь, нежно относимся друг к другу, недавно ей исполнилось 88 лет. Конкурс в театральный класс был серьезный, но я туда поступила, в девятом и десятом классах мы занимались актерским мастерством, сцендвижением, сценречью, историей театра, танцем, вокалом. То есть один день в неделю был полностью посвящен творчеству с профориентацией на актерскую профессию. Актерское мастерство нам преподавал потрясающий Олег Леонидович Сташкевич, который позже стал директором и помощником Михаила Жванецкого. Это была какая-то магия.
В принципе, я не собиралась поступать на актерский факультет, но на Одесскую киностудию приехал набирать вгиковский украинско-белорусский курс мастер Александр Всеволодович Кузнецов. Это был первый тур. Потом они ездили по всем городам Украины и Белоруссии, второй тур проходил в Киеве и Минске, а третий был уже в Москве. Так получилось, что меня сразу взяли, я сдала экзамены как-то достаточно легко и поступила, хотя конкурс был мощнейший. Уже тут, в Москве, многие подключали свои связи, чтобы попасть на этот курс. Нас набралось всего двенадцать человек, пять девочек и семь мальчиков. Состоялись многие. Дима Иосифов с моего курса, Рома Кветнер сейчас заместитель генерального директора театра «Гешер» Елены Крейндлиной, продюсер. К сожалению, многих уже нет...
Педагоги занимались с нами очень серьезно, отдавали нам много сил. Александр Всеволодович Кузнецов стал для меня без преувеличения вторым отцом. Позже, уйдя из ВГИКа, он занимался с моими детьми литературой, историей, географией... Меня Александр Всеволодович научил играть комедию, в моем одесском характере, в моей природе он увидел комедийный дар и стал предлагать мне играть отрывки с комедийным уклоном. А комедия — самый тяжелый жанр, ведь играть так, чтобы было смешно, непросто.
Алексей Владимирович Баталов открыл во мне что-то купринское, что-то такое изящно-нежно-породисто-драматичное. Борис Викторович Ардов учил нас не жалеть себя, он говорил: «Копайте глубже, надо экспериментировать, тормошить себя, использовать свою эмоциональную кухню». То есть у нас был очень полноценный педагогический состав.