Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах

Наталья Николайчик
|
01 Декабря 2022
Алиса Фрейндлих с Эльдаром Рязановым
На съемках фильма «Служебный роман» с Эльдаром Рязановым, 1977 год
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— Но первым вашим театром, куда вы попали после института, был Театр имени Комиссаржевской...

— Тогда существовало распределение. Города, где не хватало актеров, давали заявку в театральные вузы, и им отправляли выпускников, которых заранее не выпросил ленинградский театр. Из моих однокурсников кто-то даже отправился в Комсомольск-на-Амуре. Но несколько человек с нашего курса пригласили в Театр Комиссаржевской: Костю Кадочникова с женой Людмилой Леоновой, меня, Володю Карасева — моего первого мужа.

— Это был студенческий брак?

— Да, мы с Володей учились на одном курсе, потом работали в одном театре. Каждый сезон всей труппой по несколько месяцев проводили на гастролях в разных городах. Эта жизнь была прекрасной и очень веселой. К тому же на гастролях можно было заработать: мы получали по два с половиной рубля суточных, на них жили, а зарплату не тратили. Кто-то с этого купил что-то из мебели, а мы с Володей скопили на поездку в Сочи. Правда, довольно скоро студенческий брак распался.

— Вы развелись, когда в театре появился молодой режиссер Игорь Владимиров...

— Он был приглашен поставить сначала один, а спустя год второй спектакль — «Время любить» и «Случайные встречи». И вот тогда у нас все и началось... В моей жизни это был серьезный зигзаг. В это время у меня вдруг обнаружился туберкулез. Это было эхо блокадного воспаления легких, которое я перенесла совсем маленькой — еле выжила... И вот меня отправили сначала в туберкулезный санаторий под Питером «Сосновый бор», а потом в Крым, и я на полгода выпала из репертуара театра. За то время, что я валялась в санатории, Игорь Петрович получил Театр Ленсовета, которым потом руководил почти 40 лет. А как только получил, позвал меня с собой. Для меня это означало, что нужно отбросить все драматические мысли и выздороветь, потому что я должна пойти за Игорем Петровичем.

— Множество спектаклей в Театре Ленсовета было поставлено с расчетом на вас в главной роли. Как вы думаете, вы могли бы состояться без Владимирова?

— Видите ли, когда он пригласил меня уйти за собой, у меня в городе уже была кое-какая известность. Он меня не в семечках откопал. Потому что на спектакли Театра Комиссаржевской «Светите, звезды!» и «Время любить» ломился весь город. То есть я вписала одну строчку в свою биографию. Владимирову надо было строить театр, собирать труппу. Он везде выискивал талантливых артистов. Так уж сошлись звезды, что мы с Владимировым оказались нужны друг другу в равной степени... Театр Ленсовета тогда был для нас как общий ребенок... Мы с Владимировым даже жили рядом с работой. И часто после спектакля у нас собирался полный дом гостей. Разговоры, естественно, крутились вокруг спектаклей. Владимиров дружил с критиком Сахновским, славным человеком, умницей, который поддерживал наш театр. Для нас это было важно, потому что рядом расцветал театр Товстоногова, у которого был круг приближенных критиков. И они даже допустить не желали, что, кроме БДТ, может возникнуть что-то достойное внимания. Хотя Театр Ленсовета был забит битком. Я помню, по вечерам, когда мы уходили со спектакля, рядом с билетной кассой уже выстраивались люди, дожидались утренней продажи билетов. Многие усаживались на деревянные ящики. Дело в том, что рядом с театром располагался замечательный овощной магазин, где нам, артистам, как соседям что-то по блату перепадало. И зрители заимствовали у магазина во дворе ящики...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая