Александр Устюгов. Почетный гражданин Экибастуза

Главное — чтобы актерская профессия не являлась смыслом жизни. Как только она делается первичной,...
Елена Ланкина
|
03 Мая 2021
Александр Устюгов
Побежал в Дом книги на Невском проспекте: «Дайте все что есть про ту эпоху!» Продавщицы собрали толстенную стопку книг. Спросили: «Сделать подарочную упаковку? Вы же это подарить кому-то хотите?» — «Нет, покупаю для себя». Повисла пауза, после которой я услышал: «Не похожи вы на человека, читающего про декабристов...»
Фото: предоставлено пресс-службой Первого канала

Назвать его хорошим язык не поворачивается. Интересным — да, но Шилов не канонический образ дяди Степы, а бандит с корочкой.

— И в какой-то момент вы от него устали?

— Не устал, но после третьего сезона «Ментовских войн» я был за прекращение сериала. Мы же снимали в линейной последовательности, поэтому в моем представлении персонаж обязан изменяться с течением времени и под давлением обстоятельств. Если погибает любимая женщина, он не может остаться прежним! Шилов — не Коломбо, который не меняется, что бы ни происходило. Он должен был сойти с ума от такого количества потерь.

За пятнадцать лет чего только с ним не делали! Убирали из милиции и возвращали, сажали в тюрьму и освобождали. Постепенно я стал играть непонятного фрика с седыми висками, который ходит и что-то там расследует.

Но всякий раз, когда заканчивался очередной сезон, продюсеры говорили: «Давай, Саш, соглашайся на следующий! Мы начнем писать сценарий». Так и дотянули до одиннадцатого. На мой субъективный взгляд фильм начиная с четвертого сезона удерживался лишь на мастерстве сценаристов. Наша деятельность мало походила на творчество, скорее превратилась в фабрику.

В какой-то момент я взмолился: «Убейте меня наконец!» Создатели сериала сделали это так хитро, что зрители толком не поняли, погиб герой или нет. В квартиру Шилова просто выстрелили из гранатомета. Я спрашивал режиссера, почему он оставил открытым финал. Тот ответил: «Ну, мало ли что...»

— И оказался прав?

— У меня состоялась встреча с режиссером и продюсером по поводу новых серий, которые планируют выпустить на интернет-платформе. Мое мнение — зрители, привыкшие видеть Шилова на канале НТВ, не станут голосовать рублем просто из-за любопытства. Наша беседа закончилась моей фразой «Хорошо, давайте попробуем». На этом переговоры прекратились.

— Культовые роли — это всегда и счастье, и проклятие для артиста...

— Проклятия никакого нет. Когда в очередной раз спрашивают, каково быть заложником одной роли, я отвечаю, что таковым себя не считаю. Но прекрасно понимаю: большинство зрителей знает меня как Романа Георгиевича Шилова.

— В этом году у вас двенадцать сериальных и кинопроектов. Как столько успеваете?

— В нашем деле своя математика. Если у тебя главная роль в каком-то сериале, проект может быть вообще один, ведь снимаешься в нем год. А когда работаешь в двенадцати проектах, это уже совсем другая выработка и другое количество съемочных дней. Я с удовольствием соглашаюсь на махонькие роли, эпизоды.

На главных исполнителях лежит огромная ответственность — они тянут лямку повествования. В маленьких ролях такого нет. Появляясь ненадолго, можешь оторваться на полную катушку. Твоя работа никак не испортит сюжет, но может его украсить.

Недавно большую роль предлагали в сериале, но я сказал:

— Дайте маленькую! Вот эту.

— Бери! Мы боялись предложить.

— Нет-нет, пусть молодые отдуваются!

Стараюсь избегать долгоиграющих проектов. Когда говорят, что шестнадцать серий, вздыхаю. Это ж надо еще прочитать!

— Не вы ли учили молодых коллег: «Не читайте сценарий, потом на премьере не будет интересно»? Нашла такой пассаж в вашем интервью.

— Я так говорил? Это шутка. Сценарий читать обязательно нужно, и не единожды! Предпочитаю печатный вариант и каждый раз вздрагиваю при виде толстенного талмуда. Надо же все это «переварить».

— А вы человек дотошный, въедливый, как я поняла...

— Да, читаю с ручкой, делаю пометки, а потом начинаю спрашивать, почему здесь так, а тут иначе, не сходится! На многих проектах доставал своими вопросами режиссеров.

Как-то предложили роль в одном криминально-историческом сериале послевоенной эпохи... Прочитав материал, сказал режиссеру, что сценарист неправильно представляет себе уголовный мир Северной столицы. Не мог тамошний вор отбирать у бабушки хлеб — в городе, пережившем блокаду. У криминальных элементов тоже есть своя этика. Были и другие спорные моменты.

В итоге в сериале я так и не снялся. Но увидев его на экране, понял, что большое количество моих замечаний учтено: тут переписали, здесь поправили. Это порадовало. Для меня очень важно в работе ощущение правды.

1 2 3 4 5 6 7 8
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая