Боже, я как динозавр — помню времена плееров! Так вот училась и по ходу дела осваивала разговорный язык, сидя в компании членов съемочной группы. Мы собирались вечером под «виничко» или «пивичко» и обсуждали планы на завтра. Вернее, все говорили, а я заставляла себя слушать и пыталась разобрать хоть пару слов в незнакомой речи. Голова гудела от напряжения. А потом вдруг — о чудо! — однажды из потока белиберды выделился чей-то рассказ, прекрасно мною понятый. «Ой, по-русски заговорили?» — мелькнула мысль. А это открылся портал — иностранный язык стал, по сути, родным. Вскоре начала вести программу о кино на чешском телевидении. А дальше режиссер и сценарист Саша Гедеон, снявший популярный в Чехии фильм «Возвращение идиота» по Достоевскому, пообещал написать для меня сценарий. Думала: вот он, триумф! Саша был в восторге от нашего Happy end и настроился решительно. Но в итоге так ничего и не написал. Говорите, двадцать лет уже прошло? Кто знает, может, все еще пишет?
Вообще, Прагу я рассматривала как ступеньку на пути к Москве. Думала: годик поработаю, отложим денег и поедем покорять столицу. Год растянулся на четыре. Как-то рванула на прослушивание к Константину Аркадьевичу Райкину. Он приехал в Пльзень со спектаклем Валерия Фокина «Превращение» по Кафке.
Решила пробраться как зритель, чтобы и посмотреть, и поговорить с Райкиным. Прямо сказать: «А вот есть такой Ляпкин-Тяпкин — Таня Колганова, которая хочет быть артисткой».
Вспомнила про журналистские навыки: раз работаю на радиостанции «Свобода», вполне могу аккредитоваться и в качестве корреспондента приехать на спектакль, взять интервью у Константина Аркадьевича. Великолепный план!
Спектакль смотрела из уголка зала, со ступенечки. При полном аншлаге Райкин работал на разрыв. В психологическом плане «Превращение» — тяжелейшее действо. При этом спектакль игрался дважды в день с часовым перерывом. Райкину успеть бы выдохнуть, а тут я: «Константин Аркадьевич, ответьте на вопросы радиостанции «Свобода». Поразилась, что согласился. Отвечал быстро, точно, емко, речь — будто реченька журчит. А я от волнения была невероятно зажата.
Возможно, от этого допустила промах. Перед интервью долго настраивалась и размышляла — с какой бы фразы начать, чтобы как-то расположить Мастера. И придумала:
— Знаете, Константин Аркадьевич, а у нас с вами есть общий знакомый. Мы с ним вместе учились, а теперь он работает у вас. Артист К.
— К.?! Дурак он!
Оказалось, именно в тот момент артист К. покинул труппу «Сатирикона». Уехал из Москвы обратно в Питер, играл заглавные роли в Театре Ленсовета.