Игорь Пальчицкий. Дотянуться до звезды

Двадцатого ноября Майе Плисецкой исполнилось бы девяносто пять лет. Я хочу поделиться...
Павел Соседов
|
01 Декабря 2020
Суламифь Мессерер
Суламифь Мессерер с миниатюрной скульптурой «Суламифь» работы Елены Янсон-Манизер
Фото: В. Карпов/РИА Новости

— Знаешь, это были самые счастливые дни моей жизни.

Я признался:

— И у меня тоже.

Обнялись...

Рахиль Михайловна была невероятно выдержанным человеком. Даже когда сильно нервничала, не давала понять, что раздражена. Майя же по характеру и темпераменту была совсем другой — походила на свою тетку Суламифь Мессерер. Обе страстные, резкие в суждениях, могли взорваться на пустом месте — и в этот момент теряли самоконтроль. Забавная история об отношениях тетки и племянницы передавалась из уст в уста в балетной тусовке. Обе были заняты в «Дон Кихоте». Суламифь, хотя уже и в годах, танцевала заглавную роль — Китри, а Майя — вставную прыжковую вариацию в четвертом акте. И зрители Плисецкую после танца долго не отпускали со сцены — четырнадцать раз вызывали молодую балерину на поклон. По домам после спектакля их развозила одна служебная машина. Ехали в напряженном молчании. Выходя из авто возле своего дома, Суламифь Михайловна обронила: «Ну, дорогая племянница, больше я с тобой танцевать никогда не буду». Однажды я со своей непосредственностью решил поинтересоваться у Суламифи Мессерер, правда ли это. В ответ лишь рукой махнула — не стала отрицать...

Мне Суламифь Михайловна очень нравилась. Человек необузданного темперамента — Везувий, торнадо, но при этом очень добрый и отзывчивый. К ней можно было обратиться по любому поводу. Она даже не вникала, прав ты или виноват, просто кидалась сражаться за тебя. Ее сын Михаил Мессерер, тоже солист Большого, во время гастролей в Японии стал невозвращенцем. Суламифь, которая также была на тех гастролях, разделила его судьбу. Потом они обосновались в Лондоне, Суламифь Михайловна работала педагогом-репетитором в Ковент-Гардене. И Михаил преподавал — колесил по всему миру. Мы иногда, уже в девяностые, встречались на балетном конкурсе в Лозанне, который я курировал от России...

В начале нулевых с Суламифью Михайловной встретились в Москве. В Музыкальном театре имени Станиславского журнал «Балет» организовывал ежегодную премию «Душа танца». Награду в номинации «Учитель» присудили двум старейшим педагогам — Наталье Дудинской и Суламифи Мессерер. Дудинской было под девяносто, уже не ходила, ее посадили в первом ряду, а Мессерер — за девяносто, и она специально прилетела из Лондона. Поднялась на сцену, поблагодарила организаторов, сообщила публике, что поменяла в ногах суставы, и станцевала тур вальса! На каблуках!

В антракте беседуем с Суламифью Михайловной. Миша просит: «Мама, подойди к Наталье Михайловне Дудинской, она сама не может. Мне хочется, чтобы вы пообщались». Отошел, а Суламифь Михайловна, поправляя волосы, печально так говорит: «Игорь, ну чего я к ней пойду, она такая старая — не узнает меня». И в этом вся Мита (так Суламифь называли близкие).

Суламифь Мессерер ушла из жизни в девяносто пять лет во сне. Утром планировала пойти на урок — до последнего дня продолжала преподавать. Миша при встрече горько заметил: «Соболезнований было много, даже королева Англии прислала, а вот родная племянница не отреагировала». С годами между Плисецкой и теткой накопились неразрешимые, с точки зрения Майи, противоречия...

С Рахилью и Суламифью я дважды ездил на дачу в Снегири. Соседями Плисецкой с одной стороны была Алла Константиновна Тарасова, с другой — знаменитый рентгенолог Самуил Рейнберг. Раз отправились на дачу с Майей и двумя королевскими пуделями, Нинкой и Тимкой, подаренными ей в Англии. Красоты неописуемой, но по мордам различить их было невозможно, поэтому на шее собаки носили банты: Нинка — розовый, Тимка — голубой. Пудели жили у мамы Майи и часто как две фарфоровые статуэтки, не шелохнувшись, сидели на подоконнике, глядя в окно. А поскольку Рахиль Михайловна жила на втором этаже, прохожие замечали собак и останавливались полюбоваться.

Тот вечер на даче прошел прекрасно. Ложимся спать. Рахиль с Суламифью поднялись наверх, Майя удалилась в свою комнату на первом этаже, мне постелили на раскладушке в гостиной. Ночью неожиданно просыпаюсь от того, что рядом на подушке кто-то сопит. Вокруг — густая тьма, не могу сообразить, где я и что со мной! Протягиваю руку — что-то теплое и пушистое. От неожиданности и страха начинаю кричать! Что именно — не помню. Вдруг напротив открывается дверь, в проеме появляется худая фигура в белом балахоне-простыне со свечой в руках и движется на меня. От ужаса я заорал еще громче. Оказалось, это Майя вышла на крик, а рядом со мной на раскладушке пригрелась Нинка. Утром завтракаем на веранде. Из дома Рейнберга выходит кто-то из домочадцев:

— Ой, Майя, такой шум вчера ночью был, будто кого-то убивали. Слышала?!

Майя посмотрела на меня хитро:

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог