— И я понимаю, почему актерами не все могут быть. Помимо таланта надо уметь ждать, смирять тщеславие, когда приглашают не на главные роли, а на второстепенные. Помню вашего Роберта в картине Звягинцева «Изгнание». О нем говорят весь фильм, но сам герой появляется на пару минут в самом финале. Это вас не огорчило?
— Встреча с Андреем Звягинцевым — отдельная страница в моей биографии. Хотя я играл у больших режиссеров — и у Петра Ефимовича Тодоровского, и у Хотиненко, и у Дружининой — встреча с Андреем стоит в отдельном ряду. Считаю ее огромной актерской удачей.
Пробы длились год! Изначально предполагалось, что я сыграю главного героя, его брата — Костя Лавроненко, а героиню — Полина Кутепова. Это был второй фильм Андрея, он сомневался, боялся ошибиться. Мы готовились снимать для Каннского кинофестиваля, именно там планировалась премьера. Одним словом, ответственность большая. И вот через год Андрей решил пригласить на пробы замечательную шведскую актрису Марию Бонневи. Когда-то они познакомились в Стокгольме на премьере одной из картин с ее участием. Мари знала Звягинцева, на Западе он стал популярен уже после первой своей работы «Возвращение». Помню, вся наша съемочная группа страшно удивилась, ведь в случае утверждения европейскую актрису пришлось бы переозвучивать — она не говорила по-русски ни слова.
Надо сказать, что Андрей подбирает актеров интонационно созвучных. Чтобы мы не только хорошо играли или гармонично смотрелись в кадре, а звучали бы красиво. В итоге он все же отослал ей текст, и когда Мари прилетела в Москву, попросил меня ей подыграть. Бонневи страшно волновалась за свой монолог, который вызубрила наизусть. Но эпизод получился сильным, от волнения актриса была невероятно красивой в тот момент, а из ее глаз текли крупные слезы — помните? Сняли несколько дублей, и я уже сам понял, что визуально мы не совпадаем. Не похожи на пару — на мужа и жену. Мари выглядит на экране крупнее меня и старше.
Поскольку с Андреем у нас сразу сложились доверительные отношения — он вообще с людьми открыт, я прямо сказал:
— Вижу, что ты хочешь снимать Костю. Так снимай, он больше подходит.
— Не знаю, не уверен...
И все же вскоре позвонил и сообщил, что утверждает Лавроненко, а меня просит сыграть Роберта. Без раздумий согласился и ни секунды не пожалел об этом. Горжусь тем, что работал со Звягинцевым. Он очень глубокий и при этом легкий человек. Андрей исходит из органики актера, а не пытается нас перекроить. У него дар создавать на площадке замечательную атмосферу, без неразберихи и нервов. Сам всегда говорит полушепотом, но все его прекрасно слышат и понимают с первого раза.