Полная версия сайта

Пабло Пикассо: Великий искуситель

«Мой дедушка дал волю чувствам во всех смыслах, он реализовал себя на тысячу процентов — и в любви, и в творчестве».

— После ухода Франсуазы Пабло не долго оставался один?

— Не успела Франсуаза его бросить, как Пабло, которому к тому времени было уже 73, увлекся 28-летней Жаклин Рок. Она тоже только что развелась — вот они и сошлись на почве одиночества, а 2 марта 1961 года отпраздновали свадьбу. Их разделяло 45 лет! Молодожены поселились на Лазурном побережье, в Мужен.

— Кого из женщин вы могли бы назвать главной любовью Пикассо?

— Никого. Все женщины в его судьбе были «проездом». Главной страстью его существования было только творчество. Не случайно же самым первым словом в жизни Пабло было не «мама», а «карандаш» (он кричал «piz», от испанского «lapis») — это мне бабушка рассказывала. И в утро своей смерти он также требовал подать ему карандаш и бумагу.

Для женщин одержимость Пабло работой была тяжким испытанием, они вынуждены были делить мужчину с неодолимым врагом.

Пабло никого не выделял из своего гарема, никого особо не предпочитал. Женщины были для него словно планеты-спутники, которые вращались вокруг солнца — Пабло. Неисчислимые любовные приключения Пикассо свидетельствовали о его необузданной потребности любить, ощущать любовь. Он как-то признался: «Для меня любовь важна принципиально. Для меня любить — главное. И если наступит такой день, когда не останется никого, кого я мог бы любить, — полюблю что угодно, даже дверную ручку! Я испытываю жизненную потребность в переживании этого чувства!» Мне кажется, Пабло позволил себе роскошь жить чувствами — он был свободен в выборе, любил кого хотел.

Вот что я понял, пытаясь самому себе ответить на вопрос о любвеобильности деда. Мы все закомплексованы, боимся себя, боимся любить, боимся ответственности, боимся быть преданными. А вот Пабло не боялся ничего, он бросался в любовь всем сердцем, как в опасное приключение, полное открытий. Любовь его рождала великие картины, которыми восхищаемся мы и которыми будут восхищаться еще многие поколения. И такую любовь я могу назвать воистину прекрасной.

Да и умер дед, произнося слова любви. Ему шел 92-й год, когда он тяжело заболел пневмонией, слег, дышал через респиратор. Плохо себя чувствовал. Жаклин постоянно вызывала врача.

И в то весеннее утро 8 апреля 1973 года, когда деду стало вдруг особенно дурно, она пригласила месье Армана Антеби, который его наблюдал. Обменявшись со своим пациентом незначительными фразами, Антеби вдруг услышал от Пабло такой вопрос: «Вы женаты?» «Нет», — отозвался врач. Пабло перевел взгляд на Жаклин, взял ее руку и тихо, едва слышно сказал: «Вы обязательно должны жениться. Обязательно». А потом обратился к жене: «Жаклин, напоминай об этом Антеби. Женитьба прекрасна…» — это были его последние слова.

— Как Жаклин пережила свое горе?

— А она и не пережила. Прошло около девяти лет после того, как не стало Пабло, и Жаклин решила свести счеты с жизнью. Она пустила себе пулю в висок 15 октября 1986 года. Пабло был смыслом ее существования. Он умер — и смысл ее жизни иссяк, наступил кромешный мрак.

Как и для моей бабушки… В этой одержимой любви и жертвенной гибели Жаклин и Мари-Терез очень похожи.

— Пабло Пикассо был самым богатым художником мира. Это миф?

— Нет, правда. Дедушка оставил гигантское творческое наследие. Судите сами: 1 885 холстов, 7 089 рисунков, 1 228 скульптур, 6 112 литографий, 2 800 керамических изделий, 18 095 гравюр, 3 181 эстамп, 149 тетрадей, содержащих 4659 рисунков и этюдов, 8 ковров и 11 гобеленов. К этому списку стоит добавить недвижимость, счета в банках… В пересчете на современные деньги состояние дедушки оценивается в 695 915 026 евро.

Но материальные ценности никогда не имели для него принципиального значения.

Он всегда говорил своим детям: «Живите скромно, но с деньгами в карманах — на черный день».

— Пабло Пикассо при жизни стал легендой. У него было все, чтобы быть счастливым человеком, — признание, достаток, любовь. Но был ли он по-настоящему счастлив?

— Он принадлежал к той эпохе, когда легкость бытия не являлась правилом существования. Жизнь была ежедневным подвигом. Все жили на преодолении. То была эпоха, когда люди умирали в младенчестве из-за болезней, против которых еще не нашли лекарств, умирали в юности из-за голода, а в старости — от отсутствия средств к существованию, умирали на войне и после войны от полученных ран, жизнь была упрощенной, дикой и тяжелой, а смерть — ее неотъемлемой и такой привычной для всех частью.

Поэтому у поколения моего деда понятие счастья сводилось к самому элементарному: счастье — это то, что ты жив. Просто жив. И в этом отношении он считал себя счастливым, потому что время шло, добавлялись годы, а он все жил и жил.

А еще он был счастлив своему открытию, о котором не раз говорил дочери Майе: «Мне понадобилось 60 лет, чтобы постичь смысл своей жизни — научиться рисовать как ребенок». Это действительно подлинное счастье для художника — вновь вернуться в детство, в непосредственность восприятия мира и в чистоту, вернуться ко всему, что человек утрачивает с годами.

Пабло Пикассо рисовал как ребенок. В этом и заключается его тайна, разгадка гениальности. Не потому ли именно дети с ходу воспринимают все его ломаные-переломаные конструкции, перекошенные лица и причудливо собранные коллажи человеческих фигур?

Так дети видят мир — ярко, сказочно, непосредственно, смешно, счастливо.

Мой дедушка дал волю своим чувствам во всех смыслах этого слова, он реализовал себя на тысячу процентов — и в любви, и в творчестве, поэтому я конечно же могу назвать его воистину счастливым человеком.

Париж

Подпишись на канал 7Дней.ru

Комментарии



Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или