Ольга Науменко: «Рязанов постоянно делал мне замечание: «Оля, вот здесь побольше любви!»

Каждый год в канун новогодней ночи вся страна дружно садится у телевизоров, чтобы в очередной раз...
Марина Порк
|
12 января 2024
Ольга Науменко и Вера Алентова
Ольга Науменко и Вера Алентова в спектакле «Мадам Рубинштейн», 2022 год
Фото: Г. Арутюнян/театр имени А.С. Пушкина

— Как вам работалось в «Гоголь-центре»?

— Есть такая категория людей, которые недовольны всем все время. Поколение молодых актеров «Гоголь-центра» носило толстовки с надписью «Свобода». Я не в осуждение, просто не понимала, о какой свободе идет речь. Они не знали, что такое несвобода. Во времена моей молодости не было свободы, границы были закрыты. Мы завидовали тем, у кого была возможность ездить в другие страны. Мир посмотреть было нельзя. А для молодежи «Гоголь-центра» мир был открыт.

У нас был спектакль «Машина Мюллер», где голые персонажи танцевали на сцене. Меня это не раздражало. Мне вообще казалось, что самые красивые, значимые и осмысленные персонажи именно эти. Поэтому я не могу осуждать Кирилла Семеновича за какую-то откровенность, он использовал ее как прием, это было абсолютно оправданно. Другое дело, что никогда не принимала ругательств со сцены, они меня раздражали. Допустим, в «Обыкновенной истории» говорили: это херня, нет, это не херня, нет, херня... Я каждый раз, когда слышала, недоумевала: неужели нельзя без этого слова в таком произведении, как «Обыкновенная история», обойтись? Вы что, хотите понравиться категории зрителей, которая разговаривает на таком языке? Но эти люди в театр не ходят.

— Несмотря на то что Театр Гоголя по уровню популярности артистов сложно сравнить, к примеру, с МХТ, тем не менее здесь служили такие звезды, как Светлана Брагарник, Игорь Бочкин, Леонид Кулагин, работаете вы. А какой была атмосфера в труппе при разных режиссерах? Актерская профессия по определению конкурентная. Какие интриги плелись?

— В театре Кирилла Семеновича и Антона Юрьевича я этого категорически не наблюдала и не наблюдаю: никаких сплетен, никаких интриг, царит абсолютно здоровая, нормальная рабочая атмосфера. Сегодня выросло актерское поколение совсем другого порядка. Что касается театра Голубовского и Яшина, там были виноваты режиссеры, исповедовавшие принцип «Разделяй и властвуй». Для них интриги были в порядке вещей. Мы знали, что есть среди нас специальные артисты, которые ходили и стучали, кто что про кого сказал. Мне кажется, режиссеры это поощряли, чтобы оставаться у власти. Кириллу Семеновичу не требовалось бороться за власть, он был создателем своего театра. А Антону Юрьевичу, человеку высочайшей интеллигентности, мне кажется, абсолютно не до этого. Ему «не мешает» творить здоровая атмосфера в театре. Я вижу, как прекрасно все друг к другу относятся. Может быть, мне так кажется со стороны, потому что я человек другого поколения, я ни за что не борюсь.

— Цепляюсь за фразу «я ни за что не борюсь». А почему? Вы были всегда востребованы?

— Я на сегодняшний день ни за что не борюсь.

— Это понятно. А не на сегодняшний?

— Всю жизнь так. Может быть, я работала в таком театре, где просто не находилось артисток, которые могли бы сыграть подходившую мне роль. Яшин не очень-то меня жаловал, но я много играла в его постановках, потому что другой актрисы в труппе не было. Голубовский хорошо ко мне относился, хотя у него были свои фаворитки, но наивные девушки доставались мне. У Кирилла Семеновича я была задействована во многих названиях, но главных женских ролей в его спектаклях почти не было.

— Вы родились в семье военного, страшно далекой от театра. А еще семья была многодетной. Как вы попали в театральную студию при Дворце пионеров? Мама отвела?

— Думаю, что и в прошлой жизни, наверное, я была артисткой. Сколько себя помню, мечтала ею стать, хотя в детстве не собирала фотографии артистов, не думала о том, чтобы стать такой же знаменитой и красивой, как они. Но постоянно стремилась на сцену. Записалась в танцевальный кружок, когда была маленькой. Все дети тогда ходили в кружки. Но довольно быстро выяснилось, что с чувством ритма у меня не все в порядке. Понятное дело, если бы я проявила упорство, то наверняка танцевала бы замечательно, как и все остальные. Но меня приняли в группу, где все уже все умели, а я не умела ничего. И вскоре оттуда ушла. Занималась в секции художественной гимнастики, но там надо было прилагать титанические усилия, чтобы чего-то достичь. Поскольку две мои старшие сестры занимались художественной гимнастикой, я видела, как лихо они садятся на шпагат, а у меня ничего не получалось, отсутствовала та самая необходимая гибкость. Так что тоже бросила.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1,5 млн на салаты и экотропу: как ярославская школа №68 научила учеников читать этикетки и полюбить тимьян
В ярославской школе №68 теперь пахнет не только мелом и школьной столовой, но и мятой, тимьяном и базиликом. Ученики на переменах спешат не в буфет за слойкой, а на собственную экотропу «Здоровое дыхание», чтобы проверить, как подрастает их «чайный» цветник. Этот необычный для обычной школы ландшафтный проект стал возможен после грандиозной победы во всероссийской «Здоровой олимпиаде» и получения гранта в 1,5 миллиона рублей. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая