— Даже если вы сами напишете сценарий?
— Переделать свой текст в сценарий практически невозможно. В лучшем случае потребуется соавтор, который будет за тобой подчищать. Но как ты всю ткань романа переведешь в диалоги?
— Вам нравятся какие-то экранизации?
— Я люблю цикл фильмов про Маню Поливанову — «С небес на землю», «Неразрезанные страницы», «Один день, одна ночь». Мне очень нравится эта героиня в исполнении Кристины Бабушкиной. С Пашей Трубинером у них получилась прекрасная пара. Самой неудачной экранизацией, вы правы, стал фильм «Персональный ангел», первый — второй я не видела.
— Права на все свои книги вы отдали «ТВ Центру»?
— Да, потому что там работает продюсерская группа, которая занимается экранизациями. Искать другие компании пока не хочется. Последние несколько лет мне было вообще не до кино, я жила в реанимации, то у мамы, то у сестры. Как будет дальше, не знаю. Может быть, завтра предложит экранизацию какой-нибудь другой канал, и я соглашусь.
— Продажа прав — дело прибыльное?
— Нет. Дело прибыльное, наверное, нефтью торговать или газом. А все, что касается культуры, как правило, требует бесконечного приложения усилий, бесконечного наблюдения за процессом и бесконечного в нем участия, но не сулит больших доходов.
— «Жизнь настоящая — только в романах»? Так написано в одной из ваших книг.
— Да нет, но в романах жизнь может быть любой. За что я люблю свою работу? За то, что открываю ноутбук или выкладываю лист бумаги, потому что с равным успехом пишу и от руки и на компьютере, и оказываюсь ровно там, где хочется сейчас. Вот хочется на море — и готово, моя работа позволяет его увидеть и услышать, как песок скрипит под ногой, как чайка кричит, как вода шелестит, почувствовать, как пахнет водорослями, а с горки, где стоит пекарня, — хлебом. И ничего не нужно для этого волшебства! Даже актер ограничен рамками текста, сюжета и режиссерских придумок, даже режиссер. А я ничем! Мне можно в любую сторону, я могу и на дельфине покататься, и изобрести ковер-самолет. Могу создавать любые миры.
— Наверное, грустно расставаться со своими фантазиями, заканчивая роман?
— Иногда герои так надоедают, что хочется от них освободиться.
— В семье вас читают?
— Мама читала всегда. Папа, муж и дети не читают. Им просто не до меня. Муж, правда, берет с собой книгу, когда летит в командировку. Ему нравятся мои истории о Балтийском море. Он же оттуда родом. Поэтому Женька обожает роман «Призрак Канта», где все происходит в Калининграде. А еще ему нравится «Гений пустого места», книжка про ученых.
— Вы говорите о мужчинах, но у вас ведь и женщины есть в семье — племянница и невестка.
— Невестка, бывает, читает мои книги. А племянница Санька — нет. Она у нас серьезная университетская барышня, детективы не для нее. Приехала тут ко мне в деревню с романом Кафки, сидит читает. А идея была такая, что она за мной ухаживает. Я в то время лежала с ковидом. Посмотрела я на свою «сиделку», такую изможденную, бледную, и пожалела ее. Встала кое-как, подала ужин.