
Знаю, что сначала по сценарию Ольга должна была выйти замуж за иностранца, но этот вариант не понравился председателю Государственного комитета по кинематографии. Он посоветовал заменить иностранного дипломата на «кого-нибудь нашего». И в итоге сыграть Герберта Масленников пригласил меня.
Не знаю, были ли другие претенденты на мою роль, но слышал, что вместо Соломина и Сафоновой пробовалась пара Шакуров — Андрейченко. Я же приехал на пробы на «Ленфильм» сразу с Сафоновой, с остальными позднее познакомился, уже на съемках.
— Где в то время нашли белый мерседес, за рулем которого вы сидели в кадре?
— Это целая история. Весь Питер перевернули, нашли «мерс» у одного художника. В восьмидесятые нашим морякам позволяли привозить из-за границы иномарки, так они и появлялись на улицах. Тогда это было шикарное авто, единственное в городе.
— Но до «Зимней вишни» был фильм «Театр», который и сделал вас узнаваемым. Это правда, что туда вас сосватала Вия Артмане?
— С Артмане мы были коллегами по сцене: играли вместе в «Чайке» — я Треплева, она Аркадину. Но не это, думаю, определило выбор режиссера. Я вообще до последнего не был уверен, что попаду в картину. Ведь в те времена актеров утверждал суровый худсовет. Только он мог решить, кто достоин тратить государственные деньги, а кто нет. Тем более что картину делали не для проката в кинотеатрах, а для показа на Центральном телевидении.
Сначала я прошел фотопробы, потом — кинопробы, зная, что на роль Тома претендуют еще два актера. А через десять лет после премьеры ко мне подошел на Рижской студии режиссер, который состоял в том худсовете. Глаза опустил: «Я был против вашей кандидатуры. Но как ошибся!» Тогда старшему товарищу я робко сказал спасибо.