Валентин Смирнитский: «Мне повезло — в момент взрыва я отвернулся»

«Когда мне позвонил Юнгвальд-Хилькевич и пригласил на роль Портоса, у меня уже был контракт на...
Инна Фомина
|
12 Ноября 2023
Валентин Смирнитский. Фото
Валентин Смирнитский
Фото: Personastars.com

«Когда мне позвонил Юнгвальд-Хилькевич и пригласил на роль Портоса, у меня уже был контракт на другой фильм, к тому же я лежал дома с гипсом, так как сломал ногу. А пробы — в Одессе! Да и не совпадал в моем представлении мой облик с Портосом, я тогда был худой. В итоге режиссер меня уговорил, а снимался я в «толщинках» — поролоновых подкладках на живот и другие части тела», — рассказывает актер Валентин Смирнитский.

— Валентин Георгиевич, в этом году у вас творческий юбилей — 60 лет работы в кино! И вы по-прежнему в строю, снимаетесь. Очередная картина с вашим участием — «Абрек» — сериал о дружбе русского сапера, чеченского мальчика и дикого волка (показ картины начался в онлайн-кинотеатре START).

— В этом фильме у меня небольшая роль врача. А снимали мы в интересной локации, настоящей московской больнице. Она старая, запущенная, но в этом есть своя прелесть, живописность и достоверность. Такой, с приметами времени, когда-то была, например, Первая градская больница. Москвичи понимают, о чем я говорю.

— С волком на съемках вы как общались?

— Лично мне не пришлось пересекаться с ним в кадре. Роль Абрека в картине играет влчак (чехословацкая волчья собака. — Прим. ред.). С ним на площадке работал опытный кинолог, а в сценах собачьих боев использовали компьютерную графику. В итоге, как говорится, «во время съемок ни одно животное не пострадало». И ни один человек тоже.

— Это ваша первая встреча с режиссером Иваном Шурховецким?

Валентин Смирнитский с  Артуром Сопельником и Алиной Рачковской
С Артуром Сопельником и Алиной Рачковской в фильме «Абрек». 2023 г.
Фото: Пресс-служба START

— Тут интересная история. До этого я уже начинал сниматься у Ивана в другой картине. Но, как это иногда случается в кино, съемки затянулись, а я никак не мог задержаться, у меня начиналась другая работа. И меня заменили. Прошло время, и Иван снял меня уже в другом своем фильме. Ставка съемочного дня была достаточно приличная, так что и в материальном плане было приятно поучаствовать в этом проекте. В итоге, как выяснилось, получилась хорошая, человеческая картина.

— Вы играли врача. А в реальной жизни вы часто общаетесь с док­торами?

— Ну, чем старше становишься, тем чаще с ними встречаешься. (Улыбается.) На самом деле у меня много близких друзей именно среди врачей. И не раз через них я устраивал своих знакомых в больницы или на прием к хорошему специалисту.

— У актеров помимо докторов есть еще один «лекарь»: существует выражение «сцена лечит». Это правда?

— Если речь идет о мелких хворях — например, поднявшейся температуре, то, действительно, стоит выйти на сцену, и болячки отступают. А как нам не выходить, если на спектакль пришли зрители?! Они же ждали спектакля, и мы не можем их разочаровать. Может, из-за этого чувства ответственности организм как-то мобилизуется.

Но если говорить не о физике, а о психике, то у актеров она не совсем здоровая. Мы постоянно используем свой психофизический аппарат, эксплуатируем свои эмоции. На некоторых людях это сказывается отрицательно. Психика изматывается, и актеры пытаются себя взбодрить, компенсировать усталость. Отсюда истории с алкоголем или чем похуже. В нашей среде, к сожалению, это неред­ко встречается. К тому же мы — люди публичные, на нас обращают внимание. И в эпоху интернета многие случаи, когда артист хватил лишнего, оказываются на виду...

Валентин Смирнитский и Георгий Юнгвальд-Хилькевич
«Георгий Юнгвальд-Хилькевич не был узурпатором и абсолютно приветствовал актерскую импровизацию» На съемках фильма «Возвращение мушкетеров». Львов, 2007 г.
Фото: Legion-media

Еще бывают травмы на съемочных площадках, а чаще на сцене. В театре мы работаем в замкнутом пространстве, и многое зависит от людей, которые выставляют декорации, бутафорию. К тому же в спектаклях иногда применяют затемнение сцены, ты должен двигаться вслепую. Если монтировщик что-то плохо укрепил или поставил немного не там, где обычно, то артист может упасть. В лучшем случае — синяки, в худшем — переломы.

— Серьезные производственные травмы у вас были?

— В театре чаще всего получал вывихи стопы. А в кино однажды серьезно пострадал от взрыва. Самое обидное, что сериал, на съемках которого это случилось, даже не увидели наши российские зрители — притом что его показывали в Европе, в Израиле. И еще символично, что это — «кино о кино». Я играл режиссера. Там было много эпизодов со спецэффектами. Однажды раньше времени разорвался пиротехнический заряд — видимо, бракованный или просроченный. Мне повезло, или, может быть, сработала интуиция — в момент взрыва я отвернулся. В итоге сильно пострадала спина, а мог бы получить ожог лица или глаз. Съемку остановили. Дежурившие на площадке врачи «скорой помощи» сразу включились в дело. До этого ожоги я не получал и не знал, что подобные раны очень медленно заживают. У меня это заняло несколько месяцев. Хорошо еще, что ожог под одеждой было не видно.

А в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» я получал травмы во время боев (Миша Боярский вообще заработал перелом кисти) и не раз падал с лошади. Мы регулярно тренировались на ипподроме, но лошади — очень непредсказуемые животные. Через годы те падения аукаются в виде межпозвоночной грыжи. Но я пытаюсь привести себя в форму: каж­дое утро делаю зарядку и обязательно полчаса лежу на коврике с иголками — хорошо помогает при болях в спине.

— В фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» вы попали уже опытным актером. За плечами было более десятка картин, в том числе главные роли. Наверное, сразу поняли, что у вас в руках сценарий будущего хита?

— Что вы! В тот момент у меня уже был контракт на съемки в другой картине, причем за границей. И вообще, когда мне позвонил Юнгвальд-Хилькевич (мы с ним познакомились в компании у Вики Федоровой, дочери Зои Федоровой), я лежал дома с гипсом, так как сломал ногу. А пробы — в Одессе! Да и не совпадал в моем представлении мой облик с Портосом, я тогда был худой. Но Георгий все-таки уговорил меня прилететь на пробы. В итоге я снимался в «толщинках» — поролоновых подкладках на живот и другие части тела. И именно Портос стал моей самой известной киноролью.

Валентин Смирнитский с Вениамином Смеховым, Игорем Старыгиным и Михаилом Боярским
«Портос стал моей самой известной ролью. Но в фильме я получал травмы во время боев (Миша Боярский вообще заработал перелом кисти) и не раз падал с лошади. Те падения до сих пор аукаются» С Вениамином Смеховым, Игорем Старыгиным и Михаилом Боярским на съемках фильма «Д’Артаньян и три мушкетера». 1979 г.
Фото: Архив «7 Дней»

— Как вам работалось с Юнгвальд-Хилькевичем?

— Замечательно! Георгий никогда не был на площадке узурпатором. Он не просто допускал, а абсолютно приветствовал актерскую импровизацию. По большому счету, сценарий «Мушкетеров...» был «рыбой», в которую во время работы мы, актеры, привносили что-то свое — шутки, словечки. Режиссер видел, как нам это нравится, как мы сами от этого заводимся, и поз­волял нам фантазировать. Мне кажется, эта наша искренняя вовлеченность была одним из факторов, которые сделали фильм таким успешным.

Мишу Боярского Юнгвальд-Хилькевич за особую погруженность в тему даже называл «дюмоведом». Боярский знал текст «Трех мушкетеров» наизусть! А когда мы снимали продолжение ленты — «Мушкетеры двадцать лет спустя», Миша от корки до корки изу­чил второй роман Дюма, чтобы что-то привнести в сценарий. Хотя «Двадцать лет спустя» — произведение довольно тяжелое и скучное, в отличие от абсолютно искрометного начала истории — «Трех мушкетеров».

Юнгвальд-Хилькевича на съемках расстраивало только то, что он не мог присоединяться к нашим бесконечным посиделкам с вином. Мы же постоянно куролесили, отрывались в компании с местными девушками, писаными красавицами. Когда они приехали к нам на съемочную площадку и Георгий увидел их, обалдел. И сразу предложил снять наших дам в массовке — в королевской свите. Кстати, когда через годы мы приехали во Львов снимать продолжение фильма, наши девушки пришли нас проведать. С угощением, подарками и... внуками. Они были счастливы увидеть нас, а мы чувствовали себя очень неловко...

— А правда, что это вы придумали для своего брутального Портоса знаменитый легкомысленный бантик в волосах?

— Эту деталь я не один придумал. Мы вместе с художницей по костюмам Татьяной Острогорской ее подсмотрели, когда изучали множество материалов по французским костюмам той поры. В одной из книг я вдруг увидел бантик на парике какого-то шевалье. Спросил: «Что это такое?!» Острогорская — дама щепетильная, очень образованная — рассказала, что при дворе Людовика Тринадцатого был маркиз Каданэ, большой модник. И он придумал носить в волосах бантик, который пристегивался к парику бриллиантовой булавкой. И вскоре моду подхватил весь французский двор.

Валентин Смирнитский со Светланой Савеловой
«Света была очень симпатичная, ну прямо Барби, мы учились на одном курсе. А потом нас вместе приняли в «Ленком» Со Светланой Савеловой в фильме «Семь стариков и одна девушка». 1968 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Творческий итог ваших съемок в «Мушкетерах...» бесценен: вы, как и другие главные герои, стали народным любимцем. А какой был материальный итог?

— Может, я получил тысячу рублей, может, чуть больше — это небольшой гонорар. Но мы были молодые и о деньгах как-то не думали. Сейчас молодежь озабочена покупкой квартир, автомобилей. А у нас в мыслях ничего подобного не возникало. Мы ощущали себя абсолютно свободными и все деньги тратили на веселье, кутежи. Нам нравилось общение с друзьями, компании, увлечения, флирты и так далее...

Самыми популярными в творческой среде тогда были две точки. Во-первых, ресторан Дома актера — старого, который располагался в здании на углу Тверской и Пушкинской площади и который сгорел в феврале 1990 года. Во-вторых, ресторан Дома кино на Васильевской улице. Он существует до сих пор, но сейчас, конечно, не так посещаем, как тогда, не так притягателен для публики. А когда-то там собиралась творческая интеллигенция. У дверей стоял швейцар, и попасть в ресторан можно было только с кем-то из актеров, режиссеров, художников — ну или как-то «договорившись» со швейцаром.

— Валентин Георгиевич, у вас же родители работали в кино. Наверное, вы с детства вращались в этой среде?

— Вовсе нет, хотя мой отец-сценарист работал главным редактором Центральной студии документальных фильмов. Мое окружение было другим. Я вырос на послевоенном Старом Арбате в хулиганской, «шпанистой» среде с драками двор на двор. Мы жили в Малом Николопесковском переулке, в районе знаменитой площади Собачья площадка, которая исчезла при Хрущеве, когда через этот старинный квартал прорубили Калининский проспект. Тогда снесли много старых зданий, включая наш дом, а еще усадьбу, в которой полгода жил Пушкин, и особняки, связанные с именами Гоголя, Цветаевой и даже Ленина...

Если честно, родителям было не до меня. Отец долго и сильно болел: в гололед он упал, ударился головой, а через несколько лет это обернулось ­саркомой мозга. Его мучили дикие боли, он очень страдал. Маме, у которой на руках еще была моя бабушка (она тоже болела) и моя младшая сестра, приходилось зарабатывать на жизнь. Она пошла работать в кинопрокат: стала администратором, а потом дослужилась до директора кинотеатра.

Валентин Смирнитский с Ириной Шевчук, Анатолием Кузнецовым и Леонидом Ярмольником
С Ириной Шевчук, Анатолием Кузнецовым и Леонидом Ярмольником в картине «Медный ангел». 1984 г.
Фото: Legion-media

В общем, я был предоставлен сам себе. В последнем классе меня даже исключили из школы — за драку. Тогда я перешел в вечернюю школу рабочей молодежи, а параллельно устроился почтальоном. К тому моменту я уже был увлечен театром. В седьмом классе начал заниматься в школьном кружке, потом в студии в Замоскворечье (со мной там играли Вася Бочкарев, Сережа Шакуров — будущие известные артисты). Мама была счастлива, что сын меньше шляется по улицам, а занимается хоть каким-то делом. Получив аттестат, я поступил в театральное училище имени Щукина (выбрал его во многом потому, что оно располагалось близко от дома). В это время там учились Андрей Миронов, Никита Михалков (но его с последнего курса отчислили за киносъемки), Настя и Маша Вертинские, Валя Малявина, Инна Гулая.

— Кто вас готовил к поступлению в училище?

— Соседка. В нашей коммуналке с дровяной печью было десять комнат. Две занимала наша семья из шести человек. А еще одну снимала студентка актерского факультета ГИТИСа. Узнав о моем увлечении театром, она помог­ла подготовить вступительную программу.

— А как вы попали в кино?

— Первой ролью стал эпизод в картине «Я шагаю по Москве»: мой герой в военной форме выбирает пластинки в музыкальном магазине, всего полсекунды. Тогда многие студенты актерских вузов снимались в массовке, ведь стипендии были маленькие. Помощники режиссеров нас любили и записывали не как массовку с оплатой 3 рубля за съемочный день, а как групповку со ставкой 7,50. А это уже очень серьезный приработок. Правда, сниматься можно было только в свободное от учебы время — поздно вечером или по ночам. Потому что за пропуски занятий легко могли выгнать из училища.

— Когда впервые увидели себя на экране, что почувствовали?

Валентин Смирнитский с Юлией Меньшовой
«Раньше именно театр был для актера домом родным, семьей. В 90-е годы ситуация изменилась, многие артисты пошли в свободное плавание, и я в том числе» С Юлией Меньшовой в спектакле «Безымянная звезда». 2009 г.
Фото: Personastars.com

— Ничего. Я себя... не понял. Потом, когда уже постиг какие-то азы профессии, тем более не любил себя на экране, потому что видел прежде всего свои ошибки. В театре, если режиссер сделал замечание либо ты сам чувствуешь, что делаешь что-то не так, можешь подкорректировать свою игру на следующем спектакле. А кино — это уже навеки. Поэтому моя персона на экране меня самого всегда очень сильно раздражает, постоянно думаю: «Это надо было сделать не так, а вот так». Но исправить уже ничего нельзя. Так что тщеславного удовольствия от того, что я кручусь-верчусь на экране, никогда не получаю.

— В одном из ваших первых фильмов — «Королевская регата» — вашей партнершей стала красавица Наталья Кустинская. У нее было очень яркое начало в кино, но потом ее судьба сложилась драматически...

— Мы с Наташей играли влюбленную пару: студента-спортсмена и стюардессу, и у нас на съемках сложились хорошие отношения. Но вот с режиссером картины, своим мужем Юрием Чулюкиным, она практически все время конфликтовала. Они в тот момент явно двигались к разводу. На площадке постоянно чувствовалось какое-то напряжение, как говорится, искры летали. Это явно не способствовало спокойной работе, немного всех напрягало… Но все равно те съемки вспоминаю с удовольствием: мы снимали в разных местах на Москве-реке, прежде всего на Стрелке (где сейчас стоит памятник Петру Первому), выезжали куда-то на море на базу нашей советской сборной.

— В другом фильме — «Семь стариков и одна девушка» — вашей партнершей стала другая красивая актриса-блондинка с трагической судьбой — Светлана Савелова...

— Она была очень симпатичная, ну прямо Барби, куколка в хорошем смысле этого слова. Мы со Светой учились на одном курсе. Помню, у нее был довольно заметный южный говорок, с которым боролись наши педагоги по сценречи. А потом нас вместе (и еще одну девочку с нашего курса) приняли в «Ленком». Так сложилось, что самая известная кинороль Светы — в фильме «Семь стариков и одна девушка» — стала для нее последней. А ведь у нее было такое яркое начало в кино! Еще до поступления в театральное училище она сыграла в фильме «Прощайте, голуби». Съемки шли в Ялте. Режиссер фильма Яков Сегель все не мог найти актрису на главную роль. Однажды он уехал в Севастополь искать натуру. По пути зашел в аптеку и там за прилавком увидел Свету, которая работала продавщицей. И Сегель взял ее на главную роль. Что, как потом выяснилось, сыграло в ее судьбе роковую роль. Ведь она была девочка провинциальная, с непростым характером — задиристым, своенравным, независимым. А тут сразу такой успех — и еще до театрального училища. Художественный руководитель нашего курса Вера Константиновна Львова очень Свету любила, опекала. Но после Щукинского судьба Савеловой — и профессиональная, и личная — не сложилась. Она стала пить и умерла в 57 лет...

— Со времен ваших первых съемок прошло более полувека. Что с тех пор изменилось в работе актера?

Валентин Смирнитский с Викторией Федоровой
С Викторией Федоровой в картине «Двое». 1965 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— Очень-очень многое. Тогда за смену снимали полторы-две минуты экранного времени, а сейчас за неделю — серию! Художественную сторону оценивать не буду. Но в смысле технологии все стало гораздо более совершенно и мобильно. Например, теперь можно сразу понять, получился ли дубль. Раньше снимали на пленку, которую надо было проявлять. А теперь режиссер на мониторе сразу просматривает материал и видит, где ошибки — по композиции, мизансцене. Многие актеры тоже смотрят чуть ли не каждый свой дубль, чтобы потом внести коррективы. Я не люблю себя на экране, но иногда тоже смотрю в монитор — если чувствую какую-то не­уверенность и хочу понять, в чем проблема. Так что это очень удобно.

И условия работы у артистов сейчас совсем другие. Если автобусы, то междугородние, с мягкими крес­лами, откидывающимися спинками, чтобы можно было спать. А раньше были обычные рейсовые, с жесткими дерматиновыми сиденьями. И гостиницы сейчас прекрасные — от громадных комплексов до небольших частных оте­лей с бассейнами и спа. Во времена нашей юности ничего этого не было, и нас расселяли черт-те где, даже в домах колхозника. И это касалось не только кино, но и театра. Ведь раньше Министерство культуры СССР каждый год отправляло московские театры на гастроли в разные города и союзные республики — от Украины и Белоруссии до Прибалтики, Казахстана и Киргизии. Сейчас гастроли бывают, но обычно на 2—3—4 дня. А мы выезжали на месяц, на два. Суточные были небольшие — 2 рубля 60 копеек. Если достиг в труппе какого-то положения, тебе полагался отдельный номер. А так актеры жили по двое-трое в номере. И туалет, и душ часто были общие, одни на целый этаж. Но мы не переживали по этому поводу, ведь тогда все жили небогато. Не так много времени прошло после войны, страна восстанавливалась.

— В советское время для актеров редким событием была поездка за рубеж. Первый свой вояж помните?

— Конечно! Меня отправили в Брюссель, где проходили Дни советской культуры. Такие мероприятия проводил «Совэкспортфильм» — организация, которая продвигала за рубежом кинокартины из СССР. Хотя, как я понимаю, ее представители занимались и более серьезной работой, были агентами КГБ. Я представлял фильм «Двое» (это дипломная короткометражка, в которой моей партнершей стала Вика Федорова, картина завоевала приз на ММКФ). А Вия Артмане и Эльдар Рязанов представляли свои фильмы. Мы с Рязановым, кстати, спали на одной двухспальной кровати, такой уж номер нам на двоих предоставили. Причем отель располагался в «квартале красных фонарей»... Мы получали крошечные суточные, которых не хватало даже на посещение самых дешевых кафе. Но организаторы с бельгийской стороны прекрасно понимали, что мы приехали не из самой богатой страны, поэтому все время старались устроить для нас какие-то банкеты. В общем, мы не голодали.

— Советские люди за границей проявляли чудеса изобретательности, чтобы выменять хоть немного валюты...

— Да, люди везли что-нибудь на продажу. Например, на гастроли в Венгрию по совету друзей я повез маленький советский телевизор «Таурас». Продал его звукооператору будапештского театра, но это были небольшие деньги.

Валентин Смирнитский с Анастасией Вертинской
«Моя персона на экране меня всегда очень сильно раздражает, постоянно думаю: «Это надо было сделать не так, а вот так». Но исправить уже ничего нельзя» С Анастасией Вертинской в фильме «Преждевременный человек». 1971 г.
Фото: Советский экран/FOTODOM

А в 1980 году в ФРГ проводили большой фестиваль с программой из русской классики. Туда поехал и МХАТ, и Маяковка. Мой Театр на Малой Бронной повез «Женитьбу» и «Месяц в деревне». Это был год московской Олимпиады. И кто-то посоветовал мне купить олимпийские рубли, мол, у тебя их в ФРГ расхватают. Я купил. Но в Германии, когда я при случае говорил: «У нас в стране скоро будет проходить Олимпиада, вот красивые сувениры выпустили…» — никто монетами не интересовался.

А однажды после спектакля мы пошли в ресторан, который располагался при театре (это было огромное здание с несколькими сценами, барами, галереями, магазинами). Хозяин ресторана оказался известным в прошлом футболистом и, как потом выяснилось, страстным нумизматом. Он нас угостил пивом, и в знак благодарности я подарил ему пару олимпийских руб­лей. Он пришел в такой восторг, что напоил всю труппу вином. А на следующий день примчался ко мне в отель с альбомом редких монет и подарил серебряные монеты Третьего рейха. Одну с профилем Гитлера, другую еще с чьим-то… Они, как и большая часть олимпийских рублей, поехали со мной в Москву...

Потом ситуация изменилась. Валюту можно было спокойно, официально купить, и за границу люди стали ездить часто. Я снимался во Франции, в Италии, в Греции. А с антрепризными спектаклями по многу раз побывал в Германии и других европейских странах, в Америке. Чаще всего гастролировал в Израиле, где, как писал Высоцкий, «на четверть бывший наш народ». Обычно мы останавливались в пригороде Тель-Авива, Нетании, откуда выезжали в другие города. И почти всегда, когда я выходил на берег Средиземного моря, через пять минут слышал: «Здравствуйте, товарищ Смирнитский!»

— Валентин Георгиевич, вы не только много лет снимаетесь, но и играете на сцене. А ваш первый театральный режиссер — Анатолий Эфрос...

— После окончания училища Марк Захаров приглашал меня в Театр сатиры (он тогда там работал), Игорь Владимиров — в Театр Ленсовета. Но я хотел работать только с Эфросом, спектакли которого каждый раз становились новым словом в сценическом искусстве. Эфрос был великий мастер. Он не просто ставил спектакли, он воспитывал, растил артиста. Причем, как ни странно, воспитывал классически, опираясь на учение Станиславского — Анатолий Васильевич все время цитировал его знаменитую книгу. Именно Эфрос объяснил мне, что такое театр. Проработав с ним около двадцати лет, я что-то в актерском деле понял. Поэтому, когда Анатолия Васильевича на четвертый сезон отстранили от руководства «Ленкомом» и он перешел в Театр на Малой Бронной, я ушел вслед за ним (Эфрос взял с собой несколько актеров-единомышленников).

В его постановках сыграл Меркуцио, Дон Жуана, Кочкарева, Андрея Про­зорова в «Трех сестрах». Это спектакль с драматической судьбой. Мы его с огромным успехом сыграли 30 раз, билеты невозможно было достать, зрители чуть ли не в окна лезли. Приходилось вызывать милицию. И вот такой по­пулярный, успешный спектакль запретили. Трудно объяснить людям, которые не жили в ту эпоху, почему. Ведь чеховский текст не был переделан, по сцене не бегали голые актеры. Просто против спектакля была развернута идеологическая кампания. В главной газете страны — в «Правде» — появилась статья про целенаправленное искажение русской классики некоторыми режиссерами, такими «левыми либералами». После чего упомянутые в статье спектакли исчезли из афиш. Под каток жуткой критики попали не только эфросовские «Три сестры», но и Марк Захаров со своим замечательным «Доходным местом», где Андрюша Миронов впервые сыграл серьезную драматическую, даже трагическую роль. Это был потрясающий спектакль, я его видел. Еще запретили «Смерть Тарелкина» Петра Фоменко в Театре имени Маяковского.

Валентин Смирнитский с Виталием Соломиным
С Виталием Соломиным в фильме «Искренне ваш». 1985 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Доходило до абсурда. В те времена у СССР были сложные отношения с Китаем. И когда про «Трех сестер» начали писать, что это чуть ли не антисоветская провокация, китайцы решили пойти посмотреть: что же это такое?! И вот выхожу я на сцену и вижу: два первых ряда целиком заняты десятками китайцев. Они все во френчах и со значками Мао Цзэдуна на груди. Это было так смешно...

В итоге министр культуры СССР Екатерина Фурцева решила закрыть спектакль, причем руками известных актеров и режиссеров. В один из дней показ назначили на 11 утра, а в качестве зрителей пригласили народных артистов Советского Союза из Малого театра, из МХАТа: Яншина, Царева, Топоркова. В этой комиссии оказался и Рубен Николаевич Симонов, который преподавал мне в Щукинском училище. Все эти люди должны были подтвердить, что «Три сестры» Эфроса — «неправильная» классика.

Играть такой сложный и длинный спектакль (четыре акта, два антракта) так рано, перед практически пустым залом было невероятно сложно. После показа комиссия во главе с Фурцевой ушла в кабинет директора театра и там высказала Эфросу свое мнение. Министр четко формулировала свои заранее придуманные претензии, ведь все было предопределено. А вот замечательные мастера сцены с трудом подбирали слова, чтобы объяснить, чем плоха эта постановка. Потом они же подходили к нам, актерам, хлопали по плечу, говорили: «Какие вы молодцы, какой замечательный спектакль...» Ну, тогда мы так жили.

Валентин Смирнитский с Натальей Кустинской
«У нас с Наташей сложились хорошие отношения. Но вот с режиссером картины, своим мужем Юрием Чулюкиным, она все время конфликтовала...» С Натальей Кустинской в фильме «Королевская регата». 1966 г.
Фото: Legion-media

— В Театре на Малой Бронной вы остались и после Эфроса — проработали там около двадцати лет…

— И, кстати, благодаря театру снялся в одной из серий фильма «След­ствие ведут Знатоки», первые эпизоды которого создавались на базе труппы «Малой Бронной». Изначально режиссер Слава Бровкин даже репетировал в нашем театре. Он сам много лет проработал в Театре на Малой Бронной и одновременно в Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения. В то время многосерийные проекты только начинались. И никто не мог предположить, что «Следствие...» выльется в такую сагу длиной в десятилетия. С самого начала решили, что сериал будет создаваться на базе одного театра. Бровкин, естественно, выбрал «Бронную», он же хорошо знал труппу. Именно поэтому репетиции шли прямо в театре, чтобы актерам никуда не надо было ехать.

На три главные роли Бровкин пригласил Геру Мартынюка, Лёню Ка­невского и Анну Антоненко. Но Аня забеременела, и на роль Кибрит взяли Эльзу Леждей из Театра киноактера. Но Антоненко потом все-таки сыграла в «Следствии...», причем мою жену, главную героиню в серии «Повинную голову...». А сам Бровкин сыграл главного героя в серии «Ваше подлинное имя».

Валентин Смирнитский
«Сожаления, что в кино я что-то не сыграл, у меня нет. Уже за то, что я до сих пор востребован режиссерами, что на спектакли с моим участием ходят зрители, я благодарен Богу»
Фото: Архив фотобанка/FOTODOM

Первые серии «Следствия...» были похожи на телеспектакли, в них было немного персонажей. А потом сериал развивался, потребовалось больше артистов. И в нем стали появляться очень известные актеры из других трупп.

— Валентин Георгиевич, а были у вас несыгранные роли, о которых жалеете?

— Несыгранных очень много, особенно в кино. Я активно играл в теат­ре, ведь в то время именно театр был для актера домом родным, семьей. И когда совпадали графики в театре и в кино, я, как и многие коллеги, жертвовал съемками. Мы так воспитаны. В 90-е годы ситуация изменилась, многие артисты пошли в свободное плавание, и я в том числе. Но сожаления, что в кино я что-то упустил, что-то не сыграл, у меня нет. Уже за то, что я до сих пор востребован режиссерами, что на спектакли с моим участием ходят зрители, я благодарен Богу.

Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая