Валентин Смирнитский: «Счастье и гармонию я обрел лишь с четвертой женой»

Откровенное интервью актера.
Павел Соседов
|
17 Октября 2020
Валентин Смирнитский. Фото
Валентин Смирнитский
Фото: personastars.com

«По городу мгновенно разнесся слух, что приехала группа Хилькевича снимать продолжение «Трех мушкетеров». В один из дней сидим мы с Боярским в ожидании съемки. И вдруг появляются девушки нашей молодости, да не одни. С внуками! Мы с Мишей как это увидели — нам плохо стало. Кого-то мы узнали, некоторым пришлось представиться. И мы не знали, как поскорее эту встречу свернуть, чтобы избавиться от чувства неловкости», — рассказывает народный артист России Валентин Смирнитский.

— Валентин Георгиевич, у многих вы ассоциируетесь прежде всего с Портосом из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера». Как вам досталась эта роль?

— Я сам понять не могу, почему меня взяли. Просто однажды раздался звонок: «Это Георгий Юнгвальд-Хилькевич, мы с тобой как-то познакомились в компании у Вики Федоровой. (С актрисой Викторией Федоровой, дочерью Зои Федоровой, Смирнитский снимался в фильмах «Двое» и «Первый снег». — Прим. ред.) Помнишь?» Я, конечно, не помнил — с кем только я не знакомился! Но ответил: «Да, конечно!» А он продолжает: «Я сейчас готовлюсь к съемкам «Трех мушкетеров». Давай, приезжай в Одессу на пробы». Говорю: «Я бы с удовольствием, но у меня нога сломана». Я тогда сидел на бюллетене дома с переломом. Но Хилькевича это не остановило: «А при чем здесь нога? Я тебя по пояс сниму. Мне твои ноги и не нужны. Ты сможешь доползти до самолета?» Был февраль, в Москве холодно, дома скучно. Думаю: а почему бы не слетать в Одессу? К самим пробам я отнесся совершенно спокойно: у меня уже был подписан контракт с Рижской киностудией на съемки одного детектива в Польше и ГДР. И вот прилетел я на Одесскую киностудию, надели на меня какой-то паричок, вручили мушкет, дали текст и сняли пробы. Причем для меня было полной неожиданностью, что мне предложили роль Портоса. «Мушкетерами»-то я в детстве зачитывался, но никак не представлял себя в этой роли. Я ведь не был полным человеком. Когда меня утвердили и начались съемки, мне под костюм поддевали поролоновые «толщинки», чтобы мой герой приобрел должный объем. Во всем этом я прел на июльской жаре, да еще и приходилось скакать с тяжелым оружием на лошади. В отличие от моих друзей, я не мог раздеться даже во время перерыва... Внешность Портоса мы с художницей картины придумали вместе. Пересмотрели много книг по историческому костюму, особое внимание уделяли деталям. Я где-то высмотрел, что аристократы того времени носили банты в волосах — так у Портоса появился бантик.

— Как с лошадью управлялись? В театральном училище, наверное, этому не учат.

Валентин Смирнитский с мамой Еленой Сергеевной
С мамой Еленой Сергеевной. 1957 г.
Фото: из личного архива Валентина Смирнитского

— До начала съемок мы занимались на ипподроме довольно серьезно, у нас были хорошие инструкторы. Кто-то из артистов лучше справлялся, кто-то хуже. Но во время «проскоков», когда лошадь летит галопом, кто-нибудь из нашей четверки периодически вылетал из седла. Я сам падал с лошади два раза. Один раз сильно отбил спину — до сих пор сказывается. А Миша Боярский руку сломал, когда трюк выполнял, заваливая лошадь. Обычно это делают каскадеры, а он решил сам. Один раз получилось, второй раз — неудачно.

— Как «мушкетеры» проводили время вне съемочной площадки?

— Мы были молодые, с бешеным запасом здоровья — и работали, и веселились в свое удовольствие. Наш кураж чувствуется и с экрана. Надо сказать, эти съемки не прошли безболезненно для семейной жизни каждого из «мушкетеров». Из нашей четверки только Миша Боярский сумел сохранить свой брак. Лариса Луппиан очень мудрая женщина — сберегла семью, что очень важно. И сегодня они с Мишей счастливые бабушка и дед. А вот я вскоре после съемок расстался со второй женой…

Конечно, когда мы «перебирали» по части веселья, Хилькевич устраивал разнос. Кажется, более всего его раздражало, что он не мог кутить вместе с нами… Во Львове на съемочную площадку постоянно требовалась очень большая массовка — ее набирали из местных жителей. А у нас — исполнителей главных ролей — была своя компания, свои поклонницы и дамы сердца. И их было немало, девушки приходили скрашивать наше одиночество после съемок, да и на сами съемки приезжали. Хилькевич, когда их видел, ругался на своих ассистентов: «Эти негодяи собирают самых красивых баб Львова, а вы мне приводите в массовку черт знает кого!» И однажды он нам сказал: «Ребята, вы хоть своих девок на съемки пригласите. Давайте их оденем, и у меня будет достойное великосветское общество для сцены с королем». Так наши девушки оказались в королевской свите.

И вот прошло почти тридцать лет, мы приезжаем во Львов, в те же места, где снимался первый фильм, на съемки картины «Возвращение мушкетеров». Не знаю, как сейчас, а на тот момент, в середине двухтысячных, в городе даже водили экскурсии по местам съемок первых «Мушкетеров». Естественно, по Львову мгновенно разнесся слух, что приехала группа Хилькевича снимать продолжение. В один из дней, по-моему, во дворце графа Потоцкого сидим мы с Боярским в ожидании съемки. И вдруг появляются девушки нашей молодости, да не одни. С внуками! Мы с Мишей как это увидели — нам плохо стало. Они принесли какие-то сувениры, подарочки, бутылочки. С одной стороны, не откажешь, надо пообщаться, а с другой — это была абсолютно нелепая ситуация. Кого-то мы узнали, некоторым пришлось представиться, так как время меняет людей. И мы не знали, как поскорее эту встречу свернуть, чтобы избавиться от чувства неловкости.

Валентин Смирнитский со Светланой Савеловой
Со Светланой Савеловой в фильме «Семь стариков и одна девушка». 1968 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— А с Маргаритой Тереховой вы на съемках общались? Как она держалась с вами?

— С Маргаритой Борисовной мы дружили. Съемки в Одессе проходили летом, и Терехова сняла на море дачу для своей мамы и маленькой дочки Ани, поэтому жила не с группой, а на этой даче с семьей. Там было очень симпатично, виноградник… И мы туда постоянно наведывались — устраивали посиделки.

— Говорят, душой компании и заводилой был каскадер и акте­р Владимир Балон, сыгравший де Жюссака?

— Да. Тренировал он нас очень хорошо — и на съемочной площадке, и в застолье. (Улыбается.) Мы с ним познакомились, когда в Театре на Малой Бронной, где я тогда работал, ставили спектакль «Ромео и Джульетта». Я играл Меркуцио, а Лева Дуров — Тибальта. И на репетицию сцены нашего поединка он привел своего знакомого — Володю Балона, который должен был научить нас фехтовать. И вот мы снова встретились с Володей на съемках. Как старым приятелям, нам дали один номер на двоих, мы жили в обкомовской гостинице. И устроили там «салон». Мы оба очень любили готовить. На рестораны суточных не хватало, поэтому покупали продукты на рынке и сами готовили. У нас всегда было что выпить и чем хорошо закусить. Так что, когда заканчивалась смена, все неслись к нам в номер, и начиналась гульба. На другой стороне улицы от гостиницы, где мы жили с Балоном, был продуктовый магазин. И у нас установились такие доверительные отношения с продавщицами и заведующей этого магазина, что мы просто выходили на балкон и кричали, например: «Аня!» — «Чего-о-о?» — «Принеси нам...» И все заказанное приносили к нам в номер.

А еще нашим приятелем стал начальник ГАИ Львова. Он организовывал сопровождение киногруппы, его сотрудники перекрывали улицы для съемок. И мы приняли в компанию главного гаишника города, а он обеспечивал нам ночные прогулки и вы­езды. Показывал потайные ночные заведения и бары, о существовании которых в городе многие и не подозревали. Так что у нас с досугом все было в порядке.

Валентин Смирнитский с Викторией Федоровой
С Викторией Федоровой в фильме «Двое». 1965 г.
Фото: риа новости

— Я слышал, что Юнгвальд-Хилькевич чуть ли не под Высоцкого задумывал «Мушкетеров». Это легенда?

— Хилькевич действительно рассказывал, что у него была утопическая идея снять «Мушкетеров» с артистами Театра на Таганке. Все они были музыкальными, поющими. А Высоцкий, конечно, мог бы стать д’Артаньяном. Но Георгий Эмильевич от этой идеи быстро отказался — она была неосуществима по многим причинам. Хотя бы потому, что Высоцкого не допускали к главным ролям в кино.

Я сам с Высоцким познакомился в конце 60-х. Мой близкий приятель Сева Абдулов был лучшим другом Володи. Другой мой приятель Валера Нисанов жил с Высоцким в одном подъезде на Малой Грузинской и много снимал его как фотограф. А третий — Боря Хмельницкий — играл с ним в театре. Вот мы и встречались в общих компаниях. Однажды у кого-то в огромной двухэтажной квартире на проспекте Мира собрались Высоцкий, Боря Хмельницкий, актер Отар Коберидзе, я… Для компании пригласили моделей из Дома моды Вячеслава Зайцева. И мы загуляли — двое суток не выходили из этой квартиры. В какой-то момент Володя сел с гитарой и сказал: «Ребята, успокойтесь, послушайте, я вам сейчас хорошую песенку спою, только что сочинил...» Это была знаменитая «Моя цыганская» («Эх, раз, да еще раз…»), а мы стали ее первыми слушателями. Как писала Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» Я был и остаюсь большим поклонником Владимира Высоцкого.

— Ваш отец был из кинематографической среды. Вы с детства проявляли интерес к кино?

— Папа по образованию был сценаристом, работал в документалистике, одно время занимал должность главного редактора Центральной студии документальных фильмов. Но я в детстве в это не был вовлечен. Мы воспитывались улицей, свои университеты прошли в арбатских дворах в стычках с местной шпаной и прочих «развлечениях» послевоенной московской жизни. Жили мы в огромной коммуналке на десять семей, с общими туалетом и ванной, где даже горячей воды не было, но в каждой комнате стояла печь, которая топилась углем или дровами. Нашей семье принадлежало две комнаты. В одной жили мамины родители, а в другой папа, мама и я. Бабушка тогда еще работала, а дед был уже на пенсии и занимался воспитанием своего любимого внука, то есть меня. Дома висел репродуктор — такое черное ухо, — который передавал детские сказки, радио­спектакли и концерты классической музыки — на этом я и воспитывался. И еще на книгах Марка Твена, Жюля Верна и Александра Дюма…

Валентин Смирнитский с Борисом Клюевым
С Борисом Клюевым на съемках сериала «Умножающий печаль». 2004 г.
Фото: Андрей Эрштрем

В школе учеником я был, мягко говоря, нерадивым. Но с 7-го или 8-го класса стал заниматься художественной самодеятельностью — учительница по литературе вела у нас драмкружок. Однако это не уберегло меня от того, что из десятого класса я вылетел за драку. Доучиваться пошел в вечернюю школу, а параллельно стал посещать театральную студию в районе Замоскворечья. Там вместе со мной занимались Сережа Шакуров и Вася Бочкарев — теперь уже народные артисты. Вот тогда у меня и появились мысли о поступлении в театральный институт. Благо Щукинское училище находилось рядом с нашим домом. И меня приняли! Студентки в то время в институте были очень красивые, на соседних курсах учились Маша Вертинская, Валя Малявина, Инна Гулая, а с нами — Света Савелова.

— Я так понимаю, вы ухаживали тогда за Людмилой Пашковой и за Марианной Вертинской?

— Да. Но это такие молодые увлечения, чего об этом вспоминать… Маша Вертинская была очень красивая, за ней многие ухаживали.

— Как вы сделали окончательный выбор?

— Знаете, я вообще-то в первую очередь выбрал самостоятельную жизнь, потому что в тот момент, когда я поступил в институт, дома сложилась тяжелейшая ситуация. Очень сильно заболел отец, потом заболела бабушка, моей младшей сестре было всего десять лет — и забота обо всех легла на плечи мамы. Так ей еще и на работу пришлось выйти, чтобы прокормить семью. Я, студент, для нее в этот момент был дополнительной обузой. А тут у нас с Людмилой Пашковой возник­ла перспектива жить отдельно. Ее родители помогли с квартирой. Брак казался возможностью попробовать самостоятельно встать на ноги — не быть никому обузой. Но наш студенческий союз распался довольно быстро. Моя карьера в кино после института сразу стала развиваться стремительно, началась богемная актерская жизнь...

— Первое признание вам принес­ла картина «Двое», где вы сыграли юного музыканта, влюбившегося в глухую девушку.

— В этот фильм я попал по рекомендации своей институтской подруги Валентины Малявиной. Однокашник ее мужа Павла Арсенова (режиссера фильма «Король-олень») Миша Богин готовился снимать дипломную работу — она задумывалась как короткометражка. На роль героя Валя посоветовала меня, а героиней стала Виктория Федорова. Фильм снимался фактически для внутреннего пользования, но получился удачным и вызвал такой интерес, что в 1965 году на ММКФ был представлен в конкурсе программы короткометражных фильмов — случай исключительный! В своей категории «Двое» собрали почти все основные награды, включая главный золотой приз и не менее почетный приз прессы. Помню, чтобы подняться на сцену и получить призы вместе с Викой Федоровой и режиссером картины Мишей Богиным, мне пришлось одолжить у кого-то из приятелей пиджак.

Андрей Ильин, Марина Могилевская, Ольга Волкова, Валентин Смирнитский и Елена Сафонова
Андрей Ильин, Марина Могилевская, Ольга Волкова, Валентин Смирнитский и Елена Сафонова в спектакле «Слухи». 2020 г.
Фото: Lateatr.ru

На этом кинофестивале со мной произошло множество, как тогда казалось, невероятных вещей. Например, в круглосуточном пресс-баре гостиницы «Москва» я познакомился с актером и режиссером Робером Оссейном — бывшим мужем Марины Влади. Он неплохо владел русским благодаря своим корням и наговорил мне много всяких комплиментов за мою роль. Там же я познакомился и с самой Влади, и с Софи Лорен, которая царственно протянула мне ручку, и я ее поцеловал. Вот в какой компании оказался вчерашний студент!

Потом меня отправили представлять фильм «Двое» на Днях советской культуры в Бельгии. Поехали представители разных видов искусства, а делегацию кинематографистов составляли Эльдар Рязанов с фильмом «Берегись автомобиля», Вия Артмане с фильмом «Родная кровь» и я. В Брюсселе нас встретил представитель «Совэкспортфильма» и привез в частный отель, причем меня с Рязановым поселили в один номер. По европейским меркам это был просто закуток, мало того — в нем оказалась только одна двуспальная кровать, хоть и большая. А Эльдар Александрович уже тогда был мужчиной не худеньким. В другом таком же номере с одной кроватью поселили звезду советского кино Вию Артмане и даму из Госкино — нашу сопровождающую. Представитель «Совэкспортфильма» сказал: «Пока размещайтесь, а я за вами заеду позже — накормлю ужином». Дело в том, что у нас ни копейки денег не было — нам даже суточных не выдали. И вот уже вечер, сидим с Рязановым голодные, ждем. Он говорит: «Пойдем хоть погуляем. Посмотрим, где живем…» Выходим и глазам своим не верим… По обе стороны улицы в окнах-витринах сидят полуобнаженные женщины, которые нам улыбаются и жестами приглашают подойти. Мы поняли, что это была улица «красных фонарей». А ведь перед выездом мы проходили специальное собеседование на Старой площади, в ЦК партии. Нам выдали «памятку», а на самом деле — толстую книжку, полностью посвященную тому, чего советскому человеку нельзя делать за границей. По инструкции не разрешалось ничего. И вот при этом в Брюсселе нас с Рязановым селят в секс-квартале, да еще и на одной кровати. Мы с ним смеялись по этому поводу…

— После этого Рязанов просто обязан был снять вас в кино!

— А он несколько раз пытался, но у нас все время не складывалось. Один раз я пробы не прошел, а в другой — не смог сниматься, Рязанов меня тогда в «Гараж» приглашал. А в третий раз Эльдар Александрович пробовал меня на роль Кристиана в экранизацию «Сирано де Бержерак». Он мечтал снять этот фильм с Евгением Евтушенко в главной роли, но ему не разрешили взять поэта-вольнодумца, а никого другого в роли Сирано Рязанов снимать не хотел. И картина не состоялась.

— Какая еще поездка вам особенно запомнилась?

Михаил Боярский, Игорь Старыгин, Вениамин Смехов и Валентин Смирнитский
Михаил Боярский, Игорь Старыгин, Вениамин Смехов и Валентин Смирнитский на съемках фильма «Возвращение мушкетеров». 2007 г.
Фото: риа новости

— В 1994 году мы большой группой артистов поехали в Америку на чемпионат мира по футболу — один популярный банк в рамках рекламной кампании оплатил это турне. Были Александр Абдулов, Александр Панкратов-Черный, Евгений Моргунов, я, артисты эстрады и знаменитые телевизионные деятели. Мы побывали в Сан-Франциско, Лас-Вегасе, Лос-Анджелесе и еще нескольких городах. В Сан-Франциско жили в самом центре в уютном красивом отеле. В один из вечеров в ресторане отеля устроили вечеринку в честь дня рождения Саши Панкратова-Черного. И вдруг в разгар праздника, шума, хохота Женя Моргунов вышел на сцену и сел за рояль… Как же потрясающе он играл нам Шопена! Все замерли — настолько эта пронзительная, высокая музыка не сочеталась с одиозностью Моргунова.

В Лас-Вегасе мы играли в рулетку. Я проигрался немножко, а Саша Абдулов, если не врал, выиграл. Он пропадал в казино с утра до вечера. В Лас-Ве­гасе же игра идет нон-стоп, круглосуточно. Там просто бесконечная игорная зона со столами для рулетки, автоматами и прочим, и на роликах ездят герлз — предлагают бесплатную выпивку, кофе, чай. Там же мы побывали на представлении иллюзиониста Дэвида Копперфилда — очень интересное зрелище. А в Лос-Анджелесе Панкратов-Черный затащил меня в гости на виллу к Наташе Андрейченко. Ее мужа Максимилиана Шелла мы, правда, не застали…

— Кроме кино и всего, что с ним связано, немалое место в вашей жиз­ни занимает театр. Свои главные театральные роли вы сыграли у Ана­толия Эфроса. Как попали к нему??— В театры я показывался с отрывком из «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. В Театре сатиры на меня обратил внимание Марк Захаров — именно он, а не Валентин Плучек в тот год отсматривал артистов-выпускников. Кроме того, из Ленинграда на меня прислал заявку Игорь Владимиров — приглашал в Театр Ленсовета. Но я очень хотел в «Ленком», где главным режиссером тогда был Анатолий Эфрос. Его постановки привлекали внимание всей культурной общественности — это было что-то новое в театральном искусстве. И мечта сбылась: меня приняли в «Ленком»! Первой моей ролью на этой сцене стал Треплев в чеховской «Чайке». На премьеру приехал сам Георгий Товстоногов из Ленинграда, пришел Олег Ефремов — это было событие! Если честно, я считаю, что мне эта роль не удалась, только по прошествии какого-то количества лет я понял, как надо было это играть. Но критики меня тогда не ругали…

Когда Эфроса перевели из «Ленкома» в Театр на Малой Бронной, он забрал с собой двенадцать актеров, в том числе меня, Шуру Ширвиндта и Мишу Державина. Они на Малой Бронной проработали недолго — вскоре перешли в Театр сатиры. Ну а я у Эфроса успел сыграть и Меркуцио в «Ромео и Джульетте», и Кассио в «Отелло», и Кочкарева в «Женитьбе», и Дон Жуана… Но своей самой удачной ролью того времени считаю Андрея Прозорова в «Трех сестрах». Я очень любил этот спектакль, хотя мы сыграли его всего 30 раз. В то время была развернута печально знаменитая кампания против искажения русской классики. Вышли разгромные статьи по поводу наших «Трех сестер», «Доходного места» Марка Захарова в Театре сатиры с Андреем Мироновым и спектакля Петра Фоменко «Смерть Тарелкина» в Театре Маяковского. Их все закрыли по личному распоряжению Фурцевой, хотя, чтобы соблюсти формальности, она собрала специальную комиссию, в которую вошли корифеи МХАТа, Малого театра, Театра Вахтангова. Среди них — Михаил Яншин, Михаил Царев, Евгений Симонов*, который преподавал мне в училище… И вот для этой комиссии при пустом зале в одиннадцать часов утра мы сыграли спектакль «Три сестры», который шел четыре часа. А потом было обсуждение в кабинете директора, куда нас, конечно, не позвали. И там Екатерина Алексеевна озвучила свои тезисы, а знаменитые артисты пытались подобрать слова и формулировки побезобиднее. Она поставила всех в очень неловкое положение. Всем спектакль, безусловно, понравился, но спорить с министром никто не решился. Каждый выкручивался как мог...

Валентин Смирнитский с Евгенией Лозой
С Евгенией Лозой в фильме «Домик у реки». 2014 г.
Фото: ТВ Центр

— В Театре на Малой Бронной долгие годы работал Лев Дуров. Он слыл мастером розыгрышей…

— Лева Дуров был вечным прикольщиком. Постоянно разыгрывал товарищей и в жизни, и на сцене. Однажды мы ехали на гастроли в одном купе: Дуров, Гера Мартынюк и я. Накрыли стол, выпиваем, закусываем. И Лева стал нам рассказывать, что ему достали какую-то уникальную мазь, от которой волосы растут как на дрожжах. Он ведь с молодых лет страдал облысением. Ну мы слушаем про чудодейственные свойства мази, посмеиваемся… Спать легли уже изрядно захмелевшими. Только мы с Мартынюком задремали — раздается стук в дверь и в купе всовывается кудрявая голова и что-то говорит голосом Дурова! Спросонья от неожиданности я упал с верхней полки и сильно вывихнул руку. Оказалось, Лева заранее приготовил кудрявый парик.

Забавных историй в театре было много. Однажды в Вильнюсе на гастролях заболел актер, который играл слугу в спектакле «Чайка». Роль небольшая, но важная. В сцене, где Треплев с Заречной играют на природе премьеру своего спектакля, выходит этот слуга и создает с помощью огней атмосферу. О болезни актера стало известно перед самым спектаклем, и в роли слуги попросили выйти Леонида Каневского. Нас о замене не успели предупредить. Недолго думая, Каневский приклеил себе огромную бороду лопатой, чтобы стать похожим на русского мужика. Но такой грим не помог… Когда он появился на сцене с этой бородой, мы едва не сорвали все действие, пытаясь сдержать смех. Потому что Каневский походил скорее на раввина или разбойника с большой дороги, чем на русского мужика.

— В последнее время вы не работаете в репертуарном театре. А с девяностых годов много играете в антрепризе. Время было лихое. Какие случаи вспоминаются?

— В конце 90-х — начале 2000-х я работал в Театре Луны. Со спектаклем «Ночь нежна» мы много ездили на гастроли. А в те годы гастрольно-театральным бизнесом занимались, попросту говоря, бандиты. Однажды мы поехали по так называемому нефтяному маршруту: Сургут, Нижневартовск и так далее. Одну из главных ролей в нашем спектакле играл Дима Певцов. А можете себе представить, каким уважением у бандитов пользовался исполнитель главных ролей в фильмах «По прозвищу «Зверь», «Мафия бессмертна» и «Бандитский Петербург»! Однажды в Пятигорске прямо на платформу, к вагону подъехали черные джипы, из которых вышли люди в кожаных куртках — точно как в сериале «Бандитский Петербург». Мы растерялись, а оказалось, что это наши организаторы. А на Дальний Восток нас пригласил человек, который заведовал всем бизнесом по ловле камчатского краба. Когда-то он сидел в тюрьме вместе с Володей Долинским, вот через Володю и пригласил нас на гастроли со спектаклем. А после устроил нам ночную гулянку на пароходе с цыганами и прочими атрибутами «красивой жизни». Почти как в фильме «Жестокий романс».

Валентин Смирнитский с Борисом Щербаковым и Сергеем Маховиковым
С Борисом Щербаковым и Сергеем Маховиковым на съемках сериала «Серебряный бор». 2017 г.
Фото: Первый канал

Однажды едем по трассе, кажется из Иваново, поздно вечером. Кончились вода или пиво, остановились у ближайшего ларька, Дима Певцов пошел в магазин. Там сидит продавщица и коротает время за маленьким телевизором, смотрит «Бандитский Петербург» — его тогда все смотрели. Заходит Певцов: «Девушка, дайте воды». Она поворачивается к нему, потом переводит глаза на телевизор, там тоже видит Певцова и… падает в обморок!

— А от вас после «Мушкетеров» в обморок не падали?

— От меня не падали, но на машину бросались, а вот на Мишку Боярского люди реагировали очень эмоционально — бывало, когда видели его, просто в ступор впадали. И, как ни странно, на него так реагируют до сих пор. Мы с ним в Питере обычно встречаемся, когда я приезжаю со спектаклями. Так вот, Боярский не любит ходить в общественные места именно потому, что к нему каждый встречный подходит с просьбой об автографе или совместной фотографии. У меня хороших знакомых очень много, а среди артистов по-настоящему дружу, пожалуй, только с Мишей. Мы дружим больше сорока лет, и это о многом говорит. Может быть, сохранили такие теплые отношения потому, что живем в разных городах и видимся не часто — не надоели друг другу.

— Какие из последних кинопроектов вам наиболее дороги? И в каких театральных постановках вы заняты сегодня?

— Мне нравится сериал «Умножа­ющий печаль» по книге Георгия Вайнера. Дело даже не в моей роли — сам проект был очень качественным, а съемочная команда — профессиональной и добросовестной. В кино сейчас так редко работают. В этом проекте мы вновь встретились с замечательным Борей Клюевым, который недавно от нас ушел. Когда-то мы снимались в «Мушкетерах» — он играл графа Рошфора... Скоро должны начаться съемки одного короткометражного фильма. Автор написала сценарий специально под меня — захотела, чтобы именно я у нее сыграл. Это очень интересная роль, она мне сразу понравилась при прочтении. Посмотрим, что из этого получится на экране.

Валентин Смирнитский с Лидой
«С Лидой мы уже 15 лет в браке, и я могу сказать, что обрел душевный покой»
Фото: fotodom.ru

А на сцену я сегодня выхожу в основном в антрепризе Вадима Дуб­ровицкого — сотрудничаю с ним уже 20 лет. Играю в спектакле «Слухи», в спектакле «Свободная любовь» Андрея Житинкина с Димой Дюжевым и Леной Сафоновой. С Леной мы еще играем в «Хочу купить вашего мужа» по Михаилу Задорнову. К Лене я отношусь с большой симпатией и как к другу, и как к женщине, и как к профессионалу. Мы с ней познакомились на съемках фильма «Пан или пропал», и она мне тогда призналась, что в юности была в меня влюблена как в артиста. Есть еще один питерский театральный проект — «И снова горько!», но из-за пандемии давно не играли. Сейчас я репетирую у Вадима Дубровицкого два спектакля: «Ловушку» по французской пьесе с Володей Стекловым и Игорем Ливановым и «Женитьбу» Гоголя с Олесей Железняк и Димой Дюжевым.

— Тяжело все время гастролировать? Жена вас сопровождает в поездка­х?

— Все относительно, но далеко я стараюсь уже не летать. На гастроли в Америку или на Дальний Восток не поеду. А в Израиль — пожалуйста. Жена, как правило, ездит со мной. Лидия моя четвертая супруга, мы познакомились почти 20 лет назад, когда меня пригласили в Театр Луны. Лида работала там заместителем директора по гастрольной деятельности. Оказалось, что я был ее любимым актером, а Портос — любимым героем. Лида мне тоже сразу понравилась. Поженились мы спустя четыре года совместной жизни — и вот уже 15 лет в браке. Она мне очень помогает во всем. Волевая, властная в хорошем смысле слова, прирожденный организатор и «домостроевец». Полностью обеспечивает наш быт и дома, и в поездках. На гастролях мне с ней комфортно и не одиноко.

— Как говорил Абдулла в «Белом солнце пустыни»: «Хорошая жена, хороший дом — что еще нужно человеку, чтобы встретить старость»… Вы ощущаете себя сегодня счастливым?

— Наверное. По крайней мере, душевный покой в своем возрасте и в последнем браке я обрел. С высоты своих лет, когда уже не так много потребностей, претензий и соблазнов, я ко многому отношусь очень лояльно. Вот, например, элементарный материальный соблазн. Кто-то мне говорит: «А чего ты себе машину новую не купишь?» А мне все равно, какой марки будет машина. Моя ездит, я к ней привык — и мне комфортно. Мне не нужно никому ничего доказывать. Как написал когда-то Владимир Высоцкий: «Я себе уже все доказал».

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая