Ольга Остроумова: «Раньше Гафт часто влюблялся, но теперь он однолюб»

Эксклюзивное интервью.
Елена Костина
|
18 Января 2018
Ольга Остроумова
В фильме «Любовь земная». 1974 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

«Помню, как моя мама приехала к нам с Гафтом в новую квартиру и ахнула: «Как цари живете, как цари!» С ударением на первый слог. Вале тоже понравилось, как я все обустроила, я сама занималась ремонтом и дизайном, он появился, когда все уже было готово, вошел и сказал: «Это дом-музей Гафта!» А я ответила: «Извини, пожалуйста, здесь и Остроумова будет жить!» — рассказывает актриса Ольга Остроумова.

— Ольга Михайловна, вы ведь из семьи потомственных священников. Родители не возражали, когда вы захотели стать актрисой?

— Родители спокойно отнеслись к этому. Мама напекла пирожков в дорогу, папа купил билет до Москвы, где у нас даже знакомых не было. Из всех театральных вузов я знала только ГИТИС, куда в итоге и поступила. А последний священник в нашей семье — мой дедушка. В сталинские времена, задолго до моего рождения, его репрессировали, но в конце войны он вернулся из лагерей в свой приход в Бугуруслане. Родителям из-за родства со священником приходилось тяжко, их отовсюду гнали, и они были вынуждены переезжать с места на место. Только где-то устроятся, их вызывают в НКВД: «Почему скрыли, что в роду есть священник, да еще в третьем поколении? В 24 часа убирайтесь из нашего города». 

Папа с мамой рассказывали: «В Магнитогорске оперуполномоченный хорошим человеком оказался, дал нам на сборы не 24 часа, а 48». Вот так они к людям относились — замечали только что-то хорошее, не было в них злобы, никого никогда не осуждали. И нас с братом и сестрами так воспитали. Знаете, когда я пришла в Театр Моссовета, там женская часть труппы встретила меня настороженно: еще одна конкурентка, у кого-то отнимет роль, к тому же я была уже достаточно известной артисткой. Как раз Гетта Яновская ставила спектакль «Вдовий пароход», в котором мне досталась одна из главных ролей. А накануне премьеры я получила две жуткие анонимки, но не стала выяснять, кто их сочинил, даже посочувствовала тем, кто потратил время на эту пустую затею.

— А кем работали ваши родители?

— Папа заочно окончил пединститут и устроился в школу рабочей молодежи учителем физики. Он много читал, собрал большую библиотеку, как-то умудрялся на свою копеечную зарплату покупать книги. Мама не работала, занималась хозяйством: ведь в семье четверо детей. Картинка из моего детства: зимним вечером мы устраиваемся на матерчатом диване с валиками и высокой спинкой — я, мой брат Георгий и папа с томиком Стивенсона, — и папа читает нам «Остров сокровищ». А на Новый год мы всей семьей украшали елку, сами делали бумажные цепи — раскрашивали полосочки из бумаги, потом их сплетали, еще заворачивали грецкие орехи в фольгу. Игрушки были картонные, разрисованные, несколько штук до сих пор у меня сохранилось — теперь таких не купишь. 

Ольга Остроумова с Валентином Гафтом
«Мы с мужем оба взрывные, импульсивные. Но с Валей я научилась уживаться. Хотя на его 80-летнем юбилее сама удивлялась: «Не думала, что мы доживем до этой даты, не поубивав друг друга» С Валентином Гафтом. 2002 г.
Фото: Елена Сухова

Все мы обязательно наряжались кто во что горазд, и получалось какое-то костюмированно-театральное действо. И всегда устраивалась елка для моих друзей. Нам, детям, полагались подарки — родители заворачивали в гофрированную бумагу, из которой делают искусственные цветы, конфетку, печенье, а иногда даже и мандарин. При нашей бедности и вечной нехватке денег это была ценность! Мама потом никак не могла привыкнуть, что времена изменились и появился некоторый достаток. Помню, как она в первый раз приехала к нам с Гафтом в новую квартиру и ахнула: «Как цари живете, как цари!» С ударением на первый слог. Вале тоже понравилось, как я все обустроила, я сама занималась ремонтом и дизайном, он появился, когда все уже было готово, вошел и сказал: «Это дом-музей Гафта!» А я ответила: «Извини, пожалуйста, здесь и Остроумова будет жить!»

— Интересно, как у вашей мамы складывались отношения с Валентином Иосифовичем?

— Моя мама Гафта обожала, звала его Алевтин: маме почему-то казалось, что Валентин — это какое-то женское имя, а Алевтин — мужское. И Гафт мою маму тоже обожал, потому что она им все время восхищалась. И даже не как артистом, а потому что он с ней был милым и добрым, этим ее к себе и расположил. А Гафту нравится, когда им восхищаются.

— Валентин Иосифович нечасто дает интервью, но в каждом из них он восхищается прежде всего вами…

— Да, и у всех складывается впечатление, что он прямо носит меня на руках. Как-то давным-давно меня спросили: «Как в вашей семье распределяются обязанности?» Ответила как есть: «Гафт — артист, а я все остальное». Он однажды был на программе у Юли Меньшовой, и она спросила: «А вы можете вкрутить лампочку?» Валя ответил: «Могу, но она взорвется». И он всегда таким был. Когда мы с ним стали встречаться, я как раз строила дачу в кооперативе Театра Моссовета. И вот мы с Валей туда первый раз отправились. Он сам еще водил машину, какой-то «жигуленок» у него тогда был, на нем и по­ехали. И всю дорогу пели советские песни. 

Домик уже был почти готов, но на участке после строительных работ образовался огромный глиняный бугор, и его нужно было разравнивать. И вот представьте картинку: лето, солнечный денек, Валя на балконе делает упражнения с гирями и смотрит на меня, как я внизу на тачке эту глину развожу. Тачка с глиной — понимаете, как это тяжело? Но Гафт об этом не думает. Спрашивает: «Ну скоро ты там?» Я зову: «Валя, иди сюда, тут мышцы и накачаешь». Говорит: «Нет, мне же нужно определенные мышцы качать». Веселая история, мы ее до сих пор часто вспоминаем и смеемся. Мышцы Гафта — отдельная тема. Помню, на первом свидании он думал меня поразить, продемонстрировал мускулы: «Посмотрите, какой я накачанный!» Я растерялась, дотронулась: «Ого!» — просто не знала, что еще сказать. Так он меня поразил... (Смеется.)

Ольга Остроумова
«Помню, нас с девочками пугала сцена в бане, где нужно было раздеваться. Но отвертеться не удалось. Хотя мы были наивные, как-то не подумали, что когда фильм выйдет на экраны, нас увидит вся страна» В фильме «...А зори здесь тихие». 1972 г.
Фото: Киностудия им.Горького/ТАСС

— А чем еще Валентин Иосифович вас может удивить?

— Он сам ждет, когда его удивят. Гафт обожает подарки. Вот у него штук двадцать свитеров, ну куда столько, когда их носить? Но когда я в декабре на четыре дня ездила в Вену, Валя дал мне деньги и сказал: «Купи мне свитерочек какой-нибудь!» Я рявкнула в ответ: «Не буду там ходить по магазинам!» Но конечно же привезла ему два свитера и что-то еще купила, он был так рад. Я люблю дарить подарки, а Валя любит их получать, есть такая категория людей.

— Но он-то вам в свою очередь делает сюрпризы?

— Один раз сделал. Гафт был где-то за границей, а тут мой день рождения. И видимо, кто-то ему сказал: «Ну ты хотя бы цветы ей пошли!» Валя удивился: «А как же я пошлю?» Он понятия не имел, что цветы можно заказать по телефону и их доставят по нужному адресу, и вообще что в праздник принято людей поздравлять. Но тут ему рассказали, как все это делается. И вот мне принесли роскошный букет, действительно роскошный. Тут же звонит Гафт: «Ты букет получила?» А я же все время язвлю, у меня даже в юности было прозвище Язва. И вместо того, чтобы броситься благодарить, я спросила: «Кто тебя надоумил?»

— Интересно, с кем-нибудь из коллег Валентина Иосифовича по «Современнику» вы общаетесь?

— Со многими в «Современнике» Валя меня познакомил сразу, и конечно, с Галиной Волчек. Они тогда собрались на Кипр, и Гафт пригласил меня с собой, мы отправились большой компанией. И вот там мы с Волчек подружились. Я даже могла ей позвонить, поплакаться, пожаловаться на Гафта. Не могу сказать, чтобы Галина Борисовна занимала чью-то сторону, она мудрая женщина, так что она обычно говорила: «Оля, ну он такой, ну что делать?» Помню, Лия Ахеджакова меня спросила, когда мы с Валей только начали встречаться: «Ну как, не обижает тебя Гафт?» Он ведь всех там в театре обижал, про него говорили, что он ужасный и жесткий — как скажет что-нибудь такое наотмашь! Но меня особенно не обидишь. Я либо не поддамся, либо уйду. Но с Валей я как-то научилась уживаться. Хотя на его 80-летнем юбилее я сама удивлялась: «Не думала, что мы доживем до этой даты, не поубивав друг друга». Мы оба взрывные, импульсивные. Но я женщина, и мне приходится идти на компромиссы.

Ольга Остроумова с Игорем Старыгиным
«Я все время язвлю, у меня даже в юности было прозвище Язва. Однажды мне принесли роскошный букет. И вместо того, чтобы поблагодарить, я спросила: «Кто тебя надоумил?» С Игорем Старыгиным в фильме «Доживем до понедельника». 1968 г.

 Возможно, и Вале кажется, что он тоже идет на какие-то компромиссы, не знаю, в мужскую голову ведь не залезешь. Главное, что я очень ценю Гафта — как личность, как большого артиста, он верный, порядочный, я бы даже назвала его однолюбом. Хотя раньше он часто влюб­лялся, но теперь-то он однолюб. Многим помогает, даже тем, кому и не стоило бы. Иногда говорю: «Лучше переведи эти деньги больному ребенку, а не тому, кто сам должен зарабатывать», хотя и сама понимаю, что это бесполезно. Гафт — такой Лопахин из «Вишневого сада»: мол, за все могу заплатить. Но он может себе это позволить, ведь он по-прежнему много работает, и слава Богу, потому что работа держит Валю на плаву.

— Ольга Михайловна, хочется спросить о самой главной вашей роли, по которой вас до сих пор любит и знает зритель, — роли Женьки в фильме «...А зори здесь тихие». Существует несколько версий, как вы попали в этот фильм…

— Одну версию рассказывал автор повести Борис Васильев: как они с режиссером фильма Станиславом Ростоцким шли по киностудии, навстречу им — я. И вот, увидев меня, Васильев якобы толкнул Ростоцкого: «Вот она, Женька», а Ростоцкий не понял, о чем он, сказал: «Какая Женька? Это же Олька Остроумова». Сам Станислав Иосифович рассказывал совсем другую историю: как я пришла на пробы за компанию с Андрюшкой Мартыновым (исполнителем главной роли — старшины Васкова. — Прим. ред.) и сказала: «Давайте, ищите-ищите актрису на роль Женьки. Играть ее все равно буду я!» На самом деле все было не так. Еще на втором курсе я снялась у Ростоцкого в фильме «Доживем до понедельника». И вот когда он готовился снимать свой следующий фильм «...А зори здесь тихие», по старой памяти отправил мне сценарий. Только я его читать не стала, отложила и даже думать о нем забыла. 

Дело в том, что после Риты у меня было еще два фильма, но там роли проходные и настолько мне не нравились, что я решила вообще в кино больше не сниматься. К тому же с театром у меня все складывалось удачно — постановки ТЮЗа, где я стала работать сразу после ГИТИСа, гремели на всю Москву. В то время ТЮЗ возглавлял Павел Осипович Хомский, преподававший у нас в институте, он взял в труппу пять выпускников с нашего курса, в том числе меня и Андрюшку Мартынова. И вот я как-то заметила, что Андрюшка ходит грустный-грустный. «Андрюш, — спрашиваю, — что с тобой?» — «Такой потрясающий сценарий принесли, уже и пробы в эту картину идут, причем все пробуются, даже Вячеслав Тихонов. Меня точно не возьмут». — «Что за сценарий?» — «...А зори здесь тихие». И тут я вспомнила, что у меня этот сценарий лежит без дела, прочла и ахнула: мать честная, какие там все пять девочек, просто невероятные роли! Я позвонила Ростоцкому. 

Ольга Остроумова с  Евгением Матвеевым
«Я женщина, и мне приходится идти на компромиссы. Но меня особенно не обидишь. Я либо не поддамся, либо уйду» С Евгением Матвеевым в фильме «Любовь земная». 1974 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Это был первый и последний раз в жизни, когда я сама звонила режиссеру. Говорю: «Станислав Иосифович, если еще не поздно, попробуйте меня на Риту!» Мне Рита Осянина очень понравилась. Потом добавила: «Ну или на Женьку!» Станислав Иосифович засмеялся: «О, губа не дура! Ну приезжай!» Я помчалась на киностудию. Там в тот день пробовалась Катя Маркова, тоже из ТЮЗа. В фильме есть эпизод, где Галка Четвертак воображает себя Любовью Орловой, — и Катюшка постаралась. А мне дали гитару, попросили чего-то спеть, я знала несколько аккордов, подыграла себе. Потом пришла Ира Шевчук, ее пробовали на роль Риты, мы с ней вместе прошли какую-то маленькую сценочку. И нас тут же всех троих утвердили.

— Съемки проходили в Карелии, практически в полевых условиях — в лесах и болотах, тяжело было?

— По молодости ничего не тяжело, ну прошли по болоту, даже интересно. Другое дело — сцена в бане, и там нужно раздеваться, вот это нас пугало. Помню, мы с девчонками заявили Ростоцкому: «Раздеваться не будем!» Но отвертеться не удалось. «Мне, — сказал Ростоцкий, — важно показать красивые молодые тела, в которые попадут пули». Правда, пообещал, что вход в баню будет завешен клеенкой, в которой сделают только отверстие для камеры, и нас никто не увидит. И мы настолько были наивные, что поверили. Как-то не подумали, что когда фильм выйдет на экраны, нас увидит вся страна. Я вообще вхожу в баню полностью раздетая, и камера направлена на меня, остальные девчонки уже там, они успели сориентироваться — кто шайкой прикрылся, кто веником, кто за бочку спрятался. Как потом шутили: «Разделись за идею».

— Недавно вы с Гафтом снялись в дебютной картине вашего сына Михаила Левитина «Подлец».

— Да, мы снимались там всей семьей: у нас с дочерью Олей главные роли, а Гафт сыграл в эпизоде. И вся группа подобралась настолько замечательная, что атмосферу на площадке могу сравнить только с той, что была у Ростоцкого. Когда мы отмечали окончание съемок, я купила осетинские пироги с мясом и сыром, и многие принесли угощение. Мы накрыли шикарный стол, я подняла тост: «Хочу выпить за нашу группу!» И приятно было услышать: «А это нас Миша собрал!» Владимир Вдовиченков, сыгравший жениха Олиной героини, здорово Мишке помогал. Мне сын рассказывал, что после съемок услышал от Володи такие слова, от которых можно просто взлететь. Вдовиченков учился во ВГИКе на курсе Юры Тараторкина, с которым мы дружили, вместе работали в Театре Моссовета, играли в сериале «Не родись красивой». А познакомились, кстати, на съемках «Зорь...». 

Ольга Остроумова с Игорем Костолевским
С Игорем Костолевским в фильме «Гараж». 1979 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Он приезжал в Карелию к своей жене Кате Марковой, игравшей Галю Четвертак. И перед съемками сцен, в которых она должна была падать, камешки с земли разгребал. И вот как-то Юра пригласил меня на дипломный спектакль своих студентов, где я впервые и увидела Вдовиченкова. Помню, я сказала Тараторкину: «Юрка, поздравляю, у тебя на курсе есть настоящий мужик». Есть такая категория людей — к ней относятся, например, Леонид Марков, Михаил Ульянов и конечно же Гафт, — видишь их и сразу понимаешь: мужик! Вот и Вдовиченков тоже. Хорошо, что в фильме Миши снялся такой актер…

— Не говоря уж о том, что у него снялись вы. Хорошо вашему сыну — вы не так часто соглашаетесь поработать в кино, а он имел возможность пригласить вас в свой дебютный фильм…

— Вообще-то я и раньше снималась у режиссеров-дебютантов, например, у Коли Лебедева в «Змеином источнике». И с тех пор мы с Колей дружим. А потом я озвучивала в его картине «Легенда № 17» маму Валерия Харламова, даже пела песенку по-испански, ни слова не понимая, но мне рассказали, о чем там речь. Что же касается моей роли у Миши, я ведь получила за нее приз за лучшую женскую роль второго плана на фестивале «Созвездие», что уже само по себе о многом говорит. Правда, после премьеры Мишке некоторые пеняли: «Зачем ты так изуродовал маму?» Но это же такой образ, я должна быть такой, какой должна быть моя героиня. Простушкой так простушкой, старой — значит, старой. Между прочим, я в 34 года играла 80-летнюю героиню в фильме «Василий и Василиса». Меня мазали латексом и накладывали морщины, а я так вжилась в роль, что морщин мне не хватало, и я говорила: «Давайте еще, еще».

— А что для вас неприемлемо в профессии?

— Мата не выношу, особенно на сцене. Хотя тут была одна история… Дело в том, что Женя Миронов, с которым мы дружим со времен «Змеиного источника», дважды приглашал меня возглавить жюри Фестиваля театров малых городов России. Я тогда стала уставать от театра, и Женя буквально вытащил меня из этого состояния. Я увидела, как артисты провинциальных театров в спектаклях с копеечными бюджетами воплощают какие-то потрясающие идеи, все энтузиасты, у всех горят глаза. Нет здания — могут играть и в гараже или прямо на улице. И тут мне стало стыдно… Победителей фестиваля Женя потом приглашает сыграть спектакль в Театре Наций, и это для них событие невероятное. 

Ольга Остроумова
«Как-то давным-давно меня спросили: «Как в вашей семье распределяются обязанности?» Ответила как есть: «Гафт — артист, а я все остальное»
Фото: East News

И вот на одном из фестивалей коллектив из Глазово показал спектакль в стиле вербатим, из реальных диалогов и монологов, услышанных на улице. Поэтому там есть нецензурная лексика — как в реальной жизни. Режиссер предупредил: «Кто не переносит мата, лучше уйдите». А как мне быть, если я председатель жюри? Пришлось остаться. Но оказалось, что это прелестный и добрейший комический спектакль, я так хохотала, и все хохотали, мы даже дали этому спектаклю первую премию (правда, в этот раз у нас было два спектакля-победителя). Но эта история все-таки исключение, потому что я по-прежнему считаю, что мат на сцене крайне нежелателен. Да и в жизни тоже. Когда-то, когда мы только познакомились, Гафт был страшный матерщинник, у меня просто уши вяли. Теперь не ругается.

— Сейчас закончились новогодние каникулы, как у вас прошли праздники?

— В этот раз все было как обычно: встретили Новый год тихо, по-семейному, на даче. А вот несколько лет назад решили остаться в Москве, и я пригласила к нам моего бывшего мужа Михаила Левитина с его женой и дочкой. Знаете, мы все меняемся со временем, на многие вещи начинаем смотреть иначе. Я тяжело переживала наш с Левитиным развод, но теперь все прошло, и потом, он же все-таки отец моих детей. Впервые за долгие годы за одним столом собрались мы с Валентином Иосифовичем, сын Миша со своей женой Лией и двумя моими внучками, дочь Оля с сыном Захаркой и Левитин со своей семьей. И дракой не закончилось, наоборот, все остались очень довольны. Да и давно пора нам всем друг друга простить.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Как коронавирус изменил мир и медицину
Пандемия коронавируса, начавшаяся в конце 2019 года, изменила мир, и не только медицинский: многие компании отправили своих сотрудников на удаленку, стремительно стали развиваться различные онлайн-сервисы, люди начали более трепетно относиться к своему личному пространству, повысился уровень личной и общей гигиены и т. д.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог