Первый российский блокбастер и главная новогодняя франшиза: вспоминаем хиты студии Bazelevs

Тимур Бекмамбетов продал свою долю в компании Bazelevs – теперь он будет работать не в Москве, а в Лос-Анджелесе. Вспоминаем самые яркие коммерческие хиты киностудии, которые еще недавно могли конкурировать с голливудскими блокбастерами.
Ольга Маршева
|
27 Декабря 2022
«Ночной дозор» (2004) фото
«Ночной дозор» (2004)
Фото: Кадр из фильма

Bazelevs начинал с рекламных роликов банка «Империал» (кто застал 90-е, прекрасно помнит и Тамерлана, и Екатерину с Суворовым, «…до первой звезды нельзя»). Но амбициям и таланту Бекмамбетова было тесно в рамках коммерческой рекламы – и в начале нулевых компания Bazelevs стала снимать и показывать в кинотеатрах свое кино – новое, русское, зрительское, за которое не было стыдно.

«Ночной дозор» (2004, реж. Тимур Бекмамбетов, бюджет – 4, 2 млн долларов)

«Ночной дозор» (2004) фото
«Ночной дозор» (2004)
Фото: Кадр из фильма

Роман Сергея Лукьяненко читали многие, но фильм посмотрели вообще все – полнометражный дебют студии Bazelevs стал также первым в постсоветской истории отечественным блокбастером. Его даже номинировали на «Оскар» от России. В «Ночном дозоре» был яркий и небанальный кастинг (Константин Хабенский, Валерий Золотухин, Жанна Фриске), классный сюжет и, главное, какая-то уютно-домашняя атмосфера всего происходящего – как в старых советских фильмах вроде «Чародеев» (на которых «Дозор» вообще очень похож) и «Обыкновенного чуда».

«Дневной дозор» (2005, реж. Тимур Бекмамбетов, бюджет – 4,2 млн долларов)

«Дневной дозор» (2005) фото
«Дневной дозор» (2005)
Фото: Кадр из фильма

Продолжение «Ночного дозора», но уже с радикально новой, «глянцевой» картинкой, на уровне хорошего голливудского экшна. Тимур Бекмамбетов оттачивал навыки в процессе, и результат был очевиден – «Дневной дозор» стал первым российским фильмом в истории, преодолевшим планку в миллиард рублей кассовых сборов. Сцену проезда Жанны Фриске на красной Mazda по фронтону гостиницы «Космос» невозможно выбросить из головы уже 16 лет.

«Ирония судьбы. Продолжение» (2007, реж. Тимур Бекмамбетов, бюджет – 5 млн долларов)

«Ирония судьбы. Продолжение» (2007) фото
«Ирония судьбы. Продолжение» (2007)
Фото: Кадр из фильма

Да, продолжение мало кому нравится – но за попытку, как говорится, спасибо. Тимур Бекмамбетов, обожающий советскую киноклассику (это видно во всех его фильмах), переснял Легенду с главными звездами российского кино. Лучше всех неожиданно оказался Сергей Безруков в роли Ираклия, наследника несчастного Ипполита – только теперь мы поняли, что жених Наденьки был, наверное, самым недооцененным героем этого любовного треугольника.

«Особо опасен» (2008, реж. Тимур Бекмамбетов, бюджет – 75 млн долларов)

«Особо опасен» (2008) фото
«Особо опасен» (2008)
Фото: Кадр из фильма

Знай наших! Bazelevs снял эталонный голливудский боевик с Анджелиной Джоли и Джеймсом МакЭвоем, а также Константином Хабенским в небольшой роли Экстерминатора. Две технические номинации на «Оскар» позволили Бекмамбетову стать в Голливуде «своим».

«Черная молния» (2009, реж. Александр Войтинский, Дмитрий Киселев, бюджет – 15 млн долларов)

«Черная молния» (2009) фото
«Черная молния» (2009)
Фото: Кадр из фильма

Попытка снять супергеройский комикс на сугубо русском материале – в центре сюжета летающая «Волга»-ГАЗ 21, легенда отечественного автопрома. Компания Bazelevs рассчитывала на то, что «Молния» будет столь же успешна, как и «Дозоры» – Бекмамбетов договорился о выходе голливудского ремейка и планировал снимать продолжения, по серии к каждому Новому году. Но чуда не случилось – зритель не поверил в магию русской машины, которую даже с официального производства сняли в середине 70-х. Однако без «Черной молнии» не было бы «Последнего богатыря», который эксплуатировал похожую эстетику русско-советского наследия, и множества других «патриотических» фильмов, доминирующих на афишах в 2022 году.

«Елки» (2010, реж. Тимур Бекмамбетов и др., бюджет – 170 млн рублей)

«Елки» (2010) фото
«Елки» (2010)
Фото: Кадр из фильма

Гениальная франшиза, пришедшая на замену «Черной молнии» – именно «Елки» стали снимать из года в год к новогодним праздникам, и именно они стали конкурировать на афише с самим «Гарри Поттером». Бекмамбетов явно вдохновлялся фильмом «Реальная любовь» Ричарда Кертиса, где множество различных сюжетных линий переплетались в одну в канун Рождества. Только у нас это было не Рождество, а Новый Год, и акцент делался на огромном масштабе страны. В разных точках на карте России обычные люди готовились к празднику с новыми надеждами и мечтами – и с маленькой помощью чуда у них все получалось. Можно сказать, режиссер внес свой вклад в обьединение страны – по крайней мере, в каждый последний месяц года.

В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая