В 2006 году понятие «блокбастер» еще не до конца прижилось в российском кинематографе. «Ночной дозор», экранизация одноименной книги Сергея Лукьяненко, вышел совсем недавно, произвел фурор в отечественном прокате, но статус эффектного и дорогого фэнтези получил, скорее, авансом. На такого типа фильмы новое российское кино раньше не замахивалось, и «Дозор» успешно брал новизной, хотя сам по себе продукт вчерашнего клипмейкера и рекламщика Тимура Бекмамбетова был, мягко говоря, не шедевром.
Неизбежный сиквел поставил перед авторами непростую задачу: аванс исчерпан, ожидания высоки, зрители требовательны. Пиар-махина Первого канала начала работать на полную катушку, реклама фильма мелькала повсюду, хвастаясь звучным слоганом: «Первый фильм года». Обещали многое — катящееся по улицам Москвы колесо обозрения с ВДНХ, Жанну Фриске, едущую по стене гостиницы «Космос» на красной «Мазде», больше масштаба и даже сюжет с обменом телами. С наступлением Нового года должны были вынести такое оливье, где каждый мог найти что-то по вкусу.
Кажется, это один из тех редких моментов, когда такая схема в целом сработала. «Дневной дозор» стал своего рода гимном излишествам — ко вполне камерной, по сути, истории Тимур Бекмамбетов с энтузиазмом маленького ребенка, наконец-то дорвавшегося до большого конструктора, начал прикручивать чужеродные, по сути, элементы, делая из городского фэнтези аттракцион со спецэффектами. Получилось задорно, с огоньком и гораздо краше первого фильма. О первоисточнике почти забыли, но и статус был уже другой.
Этот статус во многом и определил наследие фильма. С него началась практика запускать главные блокбастеры под Новый год. Он на долгое время установил шаблон для успешных рекламных кампаний и нарочитого продакт-плейсмента. Бекмамбетов застолбил за собой статус столпа российского коммерческого кино.
Но, как ни странно, сейчас с фильма сошел налет бизнес-решений, многие бренды в кадре ушли в прошлое, и свое взяла ностальгия. Теперь «Дневной дозор» — это артефакт далекого Нового 2006 года, когда вокруг станций московского метро еще стояли жуткие торговые павильоны, а курс рубля еще не пробил дно.
Что же до самого фильма, то сейчас он смотрится почти обезоруживающе мило. По сравнению с «Ночным дозором», гордо демонстрировавшим эстетику старого загаженного подъезда, «Дневной» заметно причесали, умыли и торжественно вручили широкоугольный объектив.
Тех, кто не знаком с первоисточником или хотя бы первой частью, быстро вводят в курс дела, показывают бестолковую, но эффектную сцену, в которой Тамерлан набегает на Самарканд в поисках таинственного Мела судьбы, который может сделать обладателя могущественным.
Потом зрителей переносят в современные на тот момент окрестности метро ВДНХ, где тут же начинается новая погоня — на этот раз за темным иным (так называют местную версию магов), возжелавшем незаконно попить кровь у случайной бабушки. Антон и Света, герои Константина Хабенского и Марии Порошиной, под бодрый ню-метал гонятся за нарушителем, который оказывается Егором, сыном Антона.
С этого и стартует основная история. Формально у «Дневного дозора» есть детективный сюжет, в котором персонажу Хабенского нужно доказать, что он не убийца, не допустить разрастания конфликта между темными и светлыми иными (это может привести к катастрофическому нарушению баланса сил), а как максимум — еще и наладить отношения с сыном.
Но, то ли намеренно, то ли по неопытности авторы задвигают непосредственные события на второй план. Фильм получился, как говорится, о вайбе. Вайбе модных кинематографических трендов середины нулевых: вездесущем слоу-мо, клиповом монтаже и саундтреке из русской попсы. Вайбе общества, где все еще только намечается средний класс, который позже, только успев появиться, станет мифическим. Вайбе дорогих и броских, но безвкусных новогодних корпоративов под Верку Сердючку.
Тогда приторная концовка с притянутым за уши жизнеутвеждающим пафосом еще могла показаться искренней. Счастливое будущее, такое достижимое в то время, так и не настало, но «Дневной дозор» остался наивной капсулой настроений тех лет — прямо как стеночка, которая осталась от снесенного дома, где в самом начале «Ночного дозора» герой Хабенского принял роковое решение. Возможно, на ней еще получится что-то написать.