От первой российской анимации до современных мультфильмов: история развития индустрии

Проследили путь становления дореволюционной, советской и российской мультипликации.
Марина Яковлева
|
13 ноября 2023
кадр из мультфильма «Снежная королева», 1957 фото
«Снежная королева», 1957
Фото: кадр из мультфильма

Погружаем наших читателей в очередной исторический экскурс — на этот раз рассказываем о развитии отечественной мультипликации: от игр с мертвыми жуками до современных проектов для взрослых.

Мультфильмы в дореволюционное время

кадр из мультфильма «Играющие в мяч клоуны», 1906 фото
«Играющие в мяч клоуны», 1906
Фото: кадр из кукольного мультфильма

Появлению мультипликации мир обязан французскому изобретателю и популяризатору науки Эмилю Рейно. В 1877 году он представил праксиноскоп — необычный для конца XIX века прибор, который создавал оптическую иллюзию движения нарисованных картинок. В России же анимация появилось спустя почти 30 лет после создания праксиноскопа. В 1906 году балетмейстер Мариинского театра в Санкт-Петербурге Александр Ширяев представил первые кукольные мультфильмы, которые выглядели как балетные постановки, — «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и «Шутки Арлекина». Однако долгое время о них никто не знал: вплоть до 1995 года работы считались утерянными. Лишь в конце XX века киновед Виктор Бочаров нашел архив Ширяева с первыми анимационными фильмами в истории страны.

Также одним из основателей отечественной анимации считается Владислав Старевич, чьим талантом восхищался даже Уолт Дисней. Он с юношества увлекался энтомологией — изучением насекомых, но среди его интересов также была фотография. Однажды ему удалось объединить две своих страсти и снять свой первый фильм. Осознавая, что заставить живых насекомых играть сюжеты на камеру не получится, он воспользовался своими навыками в энтомологии и работал с мертвыми насекомыми, присоединенными к тонкой проволоке. Старевич управлял героями на миниатюрной съемочной площадке и фиксировал каждый шаг на пленку. Первый его фильм представлял собой покадровую съемку сюжета о сражениях жуков, который впоследствии был высоко оценен как в России, так и в Европе.

кадр из мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», 1912 фото
«Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», 1912
Фото: кадр из мультфильма

После этого Старевич снял множество других анимационных работ с участием насекомых, а в 1912 году выпустил для кинотеатров короткометражную сказку «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». В ней жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты средневековых романов. Фильм пользовался большим успехом — зрители приходили на сеансы вплоть до революции 1917 года.

Зарождение советской анимации

Работы Старевича задали необычайно высокую планку для будущего поколения отечественных аниматоров. Но наработанные техники были на время заброшены: вследствие начавшейся в стране революции многие специалисты оказались в эмиграции, поэтому развивали анимацию уже в Европе и США.

Однако про анимацию забыли ненадолго — становление советской мультипликации чаще относят к середине 1920 года. Тогда же было открыто Экспериментальное бюро мультипликации при Государственном техникуме кинематографии. У его истоков стояли сестры Брумберг, Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Владимир Сутеев, Юрий Меркулов и многие другие — всем им предстояло стать классиками отечественной мультипликации.

кадр из мультфильма «Межпланетная революция», 1924 фото
«Межпланетная революция», 1924
Фото: кадр из мультфильма

В 1924 и 1925 годах они представили первые анимационные работы «Межпланетная революция» и «Китай в огне», для создания которых использовали вырезанных бумажных человечков и технику покадровой съемки. «Китай в огне», кстати, стал самой продолжительной лентой для отечественного кино на тот момент — его хронометраж составил почти 50 минут.

В то же время открылась анимационная студия «Культкино». За два года ее аниматоры выпустили огромное количество фильмов и рекламных роликов, которые представляли собой сатиру на буржуазное общество и западные страны. Увеличить темпы производства студии «Культкино» позволили шаржевый стиль и техника перекладки, которая представляет собой покадровую съемки фигур из бумаги или картона с передвижением отдельных частей персонажа или элемента. Фильмы для этой студии создавали Александр Бушкин и Дзига Вертов — он впоследствии стал одним из самых известных документалистов советской эпохи.

Детские мультфильмы в СССР

Первые советские мультфильмы в основном носили ярко выраженный агитационный характер. Зачастую они прославляли революцию и советскую власть, а также были излишне авангардными. Однако уже с конца 1920-х на экраны выходили первые мультфильмы исключительно для детской аудитории.

кадр из мультфильма «Сенька-Африканец», 1927 фото
«Сенька-Африканец», 1927
Фото: кадр из мультфильма

В 1927 году режиссер Иван Иванов-Вано снял анимационные короткометражные фильмы «Сенька-Африканец» и «Каток». Именно они и стали отправной точкой для детского направления советской мультипликации: для плавной и живой картинки начали создаваться новые техники рисования, а к новому направлению обращалось все больше специалистов.

кадр из мультфильма «Мойдодыр», 1939 фото
«Мойдодыр», 1939
Фото: кадр из мультфильма

В период с 1930 по 1940 годы киностудии выпустили огромное количество мультфильмов. Среди них самыми известными стали «Тараканище», «Почта», «Мойдодыр», «Приключения китайчат», «Приключения Братишкина», «Новый Гулливер», «Самоедский мальчик» и многие другие.

Первоочередно авторы закладывали в них мораль и поднимали сугубо воспитательные темы, поэтому о развлечении во время просмотра советских мультфильмов первой половины XX века говорить не приходится. Анимационные короткометражные фильмы были способом донести до детей что-то поучительное и интересное.

Желание делать мультфильмы еще качественнее появилось у советских аниматоров после московского кинофестиваля 1934 года. Там они увидели несколько работ компании Уолта Диснея: «Tри поросенка», «Забавные пингвины» и «Летучая мышь». Плавность движений, характеры персонажей и режиссура приятно удивили зрителей, и отечественные киностудии решили изучить и воспроизвести технологии американских коллег.

кадр из мультфильма «Муха-Цокотуха», 1941 фото
«Муха-Цокотуха», 1941
Фото: кадр из мультфильма

Для этого аниматоры объединились в предприятие «Союзмультфильм». Их главной задачей стало освоение технологий студии Уолта Диснея и создание похожих мультфильмов. За первые годы существования «Союзмультфильм» выпустил несколько работ, которые стали довольно известными: «Лимпопо», «Бармалей», «Дядя Степа», «Муха-Цокотуха» и многие другие.

В дальнейшее развитие советской анимации вмешалась Великая Отечественная война, из-за которой стало невозможно продолжение деятельности мультипликаторов.

Послевоенная мультипликация

кадр из мультфильма «Снежная королева», 1957 фото
«Снежная королева», 1957
Фото: кадр из мультфильма

Постепенно после Второй мировой войны киностудии приходили в себя и старались наладить выпуск фильмов, эту тенденцию подхватили и аниматоры. Послевоенное время требовало духоподъемных перемен даже в мультфильмах, и мастера изменили свое направление в техническом плане — отошли от основ Уолта Диснея и добавили в работы больше народности, лубочности и реализма.

В 1950 годы появилось огромное количество адаптаций народных сказок. Среди них — «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев», «Золотая антилопа», «Непослушный котенок», «Волшебный магазин», «Снежная королева», «Каштанка» и многие другие.

кадр из мультфильма «Аленький цветочек», 1952 фото
«Аленький цветочек», 1952
Фото: кадр из мультфильма

Главная особенность работ «Союзмультфильма» в 1950 и 1960 годы — реализм. В проектах широко применялась технология ротоскопирования, когда отрезки фильма создавались путем покадровой перерисовки отснятой кинопленки с настоящими актерами и декорациями. Использовалась и специальная многоплановая камера, а также эффект «пушистости» рисунка, что придавало «сказочности» анимационным работам студии.

кадры «Ну, погоди!» фото
«Ну, погоди!», 1969
Фото: кадр из мультфильма

В начале второй половины прошлого века начало стремительно развиваться телевидение. Дети больше проводили времени дома, пока родители работали на заводах и предприятиях, и теперь студиям было необходимо выпускать мультфильмы под телевизионный формат. Гостелерадио СССР стало чаще обращаться к студиям для производства анимационных лент. Примерами такого сотрудничества стали показы мультфильмов «Приключения Мюнхаузена», «Приключения капитана Врунгеля», «Баба Яга против!», «Веселая карусель», «Котенок по имени Гав», «Приключения Незнайки и его друзей», «Ну, погоди!» и других.

кадр из мультфильма «Котенок по имени Гав», 1976 — 1982 фото
«Котенок по имени Гав», 1976 — 1982
Фото: кадр из мультфильма

Для мультипликации периода 1970 и 1980 годов характерны положительные посылы по отношению к политическому строю и социальной жизни. Главными темами стали уважение к природе, товарищам, стремление к дружбе внутри коллектива и взаимовыручка друзей. Детские мультфильмы должны были помогать в воспитании младшего поколения, демонстрируя им правильные модели поведения.

После распада СССР

Отечественной анимации вновь пришлось искать собственную идентичность, но теперь еще и источники дохода. В 1990 постепенно стали появляться новые мультипликационные студии, в которых объединялись бывшие работники «Союзмультфильма» и других киностудий.

кадр из мультфильма «Незнайка на Луне», 1997 фото
«Незнайка на Луне», 1997
Фото: кадр из мультфильма

Некоторые из них продолжали выполнять государственные заказы, но их было довольно мало по сравнению с «золотыми» годами времен СССР. Поэтому мультипликаторы обращались к заказчикам из западных стран, которые могли профинансировать. Одной из таких стала студия «Пилот», которая к концу девяностых уже играла на равных с крупными западными студиями. Некоторые из аниматоров «Пилота» впоследствии даже перешли в другие компании и создавали зарубежные мультфильмы, которые многие смотрели в детстве — например, «Дикая семейка Торнберри» и «Ох, уж эти детки!»

Современная российская анимация

кадры «Смешарики» фото
«Смешарики», 2003 — настоящее время
Фото: кадр из мультсериала

Уже к 2000 годам отечественная анимация полностью восстановилась: наладилось финансирование, начали появляться заказы на производство и выпуск мультфильмов. Мультсериалы и полнометражные мультфильмы, которые выходили в нулевых, стали олицетворением новой — уже российской — школы анимации.

кадр из фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей», 2004 фото
«Алеша Попович и Тугарин Змей», 2004
Фото: кадр из мультфильма

«Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» от студии «Мельница» впоследствии образовали целую франшизу «Три богатыря». Студия «Петербург» начала выпускать популярный и по сей день мультсериал «Смешарики» про шарообразных животных, а студия «Анимаккорд» создала «Машу и Медведя», покоривших весь мир.

кадр из мультфильма «Объяснялкины», 2023 фото
«Объяснялкины», 2023
Фото: кадр из мультсериала

Современная российская анимация продолжает развиваться — на стриминговых сервисах, телевидении и экранах кинотеатров появляются уникальные мультфильмы. Причем создают их не только для детей, но и для взрослых. Так, у нового анимационного сериала Кинопоиска «Объяснялкины» стоит рейтинг 18+, ведь в нем поднимаются довольно непростые темы — от рабства и плагиата до самой смерти и вариантов погребения. Даже образ семьи не слишком радужный, ведь Объяснялкины — герои, которые устали строить из себя идеальных персонажей шоу и жить по контракту. Они решают показать зрителям, что их семья на самом деле не предел мечтаний, и таким образом саботировать проект. Современная анимация предлагает множество тем на любой вкус: от легких историй до серьезных сюжетов.

События на видео



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая