В мире кино отражение общественных изменений, модных тенденций и культурных сдвигов всегда играло ключевую роль. Российский кинематограф не стал исключением и не отставал от мирового. Одним из способов отражения действительности служил образ подростка — чистого листа, который может по-новому взглянуть на окружающий мир и рассказать об истинных вещах. Проследили, как менялись подростки в отечественном кинематографе и какие проблемы с их помощью пытались осветить.
Период «оттепели» (1953 — 1964)
Первые несколько лет после Великой Отечественной войны стали важными эпизодами для советского кинематографа. В эпоху «оттепели» общество переживало множество перемен: были реабилитированы жертвы сталинских репрессий, совершались научные открытия, создавались новые произведения искусства и многое другое.
Именно тогда молодежь чаще всего представлялась в кинематографе как активная и оптимистичная сила, которая стремилась к светлому будущему и находила счастье в мелочах. В фильмах времен «оттепели» подростков представляли именно как тех, кто сталкивается с различными проблемами и пытается их решить — будь это отношения со старшими или же попытка найти себя.
Фильм «А если это любовь?» Юлия Райзмана представляет зрителям двух влюбленных молодых людей, которые никогда не говорили о своих чувствах — только переписывались. Но однажды об их личном секрете узнают абсолютно все: школьные учителя, одноклассники и родители. «А если это любовь?» предлагает взглянуть на мир, где любовь принимается в штыки, и двум подросткам придется доказать обратное.
Еще одна картина, которая показывает беззаботность советской молодежи 1960 годов, — лирическая киноповесть «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии. В фильме показывают один день из жизни нескольких подростков, судьбы которых рано или поздно пересекаются. Именно в этой картине демонстрируется та идеальная картина жизни советской молодежи: работа на благо страны, встреча с новыми друзьями и свидания на стройке.
Период «застоя» (1964 — 1985)
В первую очередь период «застоя» связан с развитием промышленно-экономического кластера, что также повлияло и на советский кинематограф. Режиссеры того времени — хоть и под пристальным присмотром коммунистической партии — решались на эксперименты с формой и содержанием: выпускали больше комедий (картины Эльдара Рязанова и Марка Захарова), авторского кино (картины Алексея Германа и Андрея Тарковского) и подростковых фильмов (картины Павла Арсенова и Сергея Соловьева).
В лентах того времени особенное внимание уделяли школьникам и подросткам — как главным «продолжателям» развития социализма. Однако в большинстве фильмов советcкие устои и идеология практически всегда оставались на фоне. На передний план выходили темы первой любви, ненависти детей по отношению друг к другу, дружбы длиною в жизнь, поиск общего языка со старшим поколением и фантастические представления о далеком будущем.
Пока в фильмах для «старших» взрослые пытались разобраться с собственными проблемами и друг с другом, подростковые картины старались рассказать о самых важных вещах — например, первой любви. Одной из таких лент стала «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, в которой показали развитие отношений подростков с небольшой долей драматизма.
Еще одна картина периода «застоя» сконцентрирована на любви двух молодых людей, которые противостоят внешним факторам — непониманию родителей. В «Вам и не снилось» главные герои проносят теплые чувства друг другу через все невзгоды, им даже не страшно расстояние. Однако путь к счастью достаточно сложен, поэтому моментами первая любовь становится мукой.
Период «перестройки» (1985 — 1991)
Эпоха «перестройки» в первую очередь ознаменовала для советского кинематографа новый этап — на экраны выходили фильмы, которые никогда бы не пропустил цензурный отдел ЦК КПСС. Картины того времени обнажили темы, которые волновали советских людей в первую очередь — проблемы в экономике, алкоголизм, преступность и многое другое.
В период «перестройки» появились остросоциальные фильмы о подростках. В них были представлены бунтарский дух, непонимание со стороны взрослых и жажда наживы. Девушки мечтали уехать за границу и жить с богатым мужем, а мальчики хотели заняться сомнительной деятельностью, которая приносит больше денег.
Тогда же в жизнь всех советских подростков ворвалась западная культура. Молодежь эпохи «перестройки» слушала электронику, танцевала брейк-данс, носила необычные прически и надевала яркую одежду. Подростки того времени всеми силами хотели показать, что они отличаются от старшего поколения и хотят изменений.
Одними из таких фильмов стали «Курьер» и «Авария — дочь мента». Именно в них сконцентрированы подростковый максимализм и желание устроить собственное будущее. В картинах показаны бунтующие подростки, которые пытаются противостоять старшему поколению, найти свое место в мире и изменить социум.
Период развала СССР и образования нового государства (1991 — 1999)
После распада СССР образ подростков в кино значительно изменился. Чаще всего такие персонажи отражали происходивший в стране мрак — бандитизм, бедность, неоднозначные решения политиков и многое другое.
В фильмах того времени подростки предстают в образе бунтарей, которые сомневаются в старых идеалах и пытаются найти себе место в новой жизни.
В картине «Проснуться в Шанхае» создатели постарались отрефлексировать ощущения молодого поколения от смены политического и социального векторов. Главные герои — два подростка, которые остались без опеки взрослых. Им предстоит пронести любовь друг к другу через глухую стену непонимания и социальных проблем современного общества.
Другой яркий пример фильма из 90-х годов — телевизионный сериал «Простые истины» про учеников одной из школ Москвы. В нем уже не поднимаются темы социальных проблем того времени, а подростков в первую очередь волнуют совершенно обыденные вещи: как не получить двойку, как избавиться от хулиганов и как завоевать сердце школьной звезды.
2000-е годы (2000 — 2023)
В современном российском кинематографе подростки откровенно говорят со зрителем о социальных проблемах. Их образ олицетворяет боль, ранимость, неуверенность и неспособность к диалогу. Также молодые люди в современных российских фильмах чаще всего выступают проекцией травм общества и возможностью поговорить о недавнем прошлом и будущем.
Современные отечественные фильмы, обращаясь к опыту старшего поколения, рассказывают о первой любви («14+» и «КостяНика. Время лета»), непонимании со стороны сверстников («Индиго» и «Светлячок») и взаимоотношении детей и взрослых («Географ глобус пропил» и «Хороший мальчик»).
О современных подростках повествует свежий сериал «Цикады» от Кинопоиска. В нем тоже поднимаются проблемы отцов и детей, непонимание со стороны сверстников и поиск своего места в мире. При этом главным героям «Цикад» необходимо разобраться в страшной трагедии.