Эволюция образа подростков в отечественном кинематографе: исторический экскурс

Проследили за тем, как изображалось подрастаюшее поколение в российском кинематографе с периода «оттепели» до наших дней.
Марина Яковлева
|
08 Ноября 2023
кадр из фильма «Сто дней после детства», 1975 фото
«Сто дней после детства», 1975
Фото: кадр из фильма

В мире кино отражение общественных изменений, модных тенденций и культурных сдвигов всегда играло ключевую роль. Российский кинематограф не стал исключением и не отставал от мирового. Одним из способов отражения действительности служил образ подростка — чистого листа, который может по-новому взглянуть на окружающий мир и рассказать об истинных вещах. Проследили, как менялись подростки в отечественном кинематографе и какие проблемы с их помощью пытались осветить.

Период «оттепели» (1953 — 1964)

Первые несколько лет после Великой Отечественной войны стали важными эпизодами для советского кинематографа. В эпоху «оттепели» общество переживало множество перемен: были реабилитированы жертвы сталинских репрессий, совершались научные открытия, создавались новые произведения искусства и многое другое.

Именно тогда молодежь чаще всего представлялась в кинематографе как активная и оптимистичная сила, которая стремилась к светлому будущему и находила счастье в мелочах. В фильмах времен «оттепели» подростков представляли именно как тех, кто сталкивается с различными проблемами и пытается их решить — будь это отношения со старшими или же попытка найти себя.

кадр из фильма «А если это любовь?», 1961 фото
«А если это любовь?», 1961
Фото: кадр из фильма

Фильм «А если это любовь?» Юлия Райзмана представляет зрителям двух влюбленных молодых людей, которые никогда не говорили о своих чувствах — только переписывались. Но однажды об их личном секрете узнают абсолютно все: школьные учителя, одноклассники и родители. «А если это любовь?» предлагает взглянуть на мир, где любовь принимается в штыки, и двум подросткам придется доказать обратное.

кадр из фильма «Я шагаю по Москве», 1963 фото
«Я шагаю по Москве», 1963
Фото: кадр из фильма

Еще одна картина, которая показывает беззаботность советской молодежи 1960 годов, — лирическая киноповесть «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии. В фильме показывают один день из жизни нескольких подростков, судьбы которых рано или поздно пересекаются. Именно в этой картине демонстрируется та идеальная картина жизни советской молодежи: работа на благо страны, встреча с новыми друзьями и свидания на стройке.

Период «застоя» (1964 — 1985)

В первую очередь период «застоя» связан с развитием промышленно-экономического кластера, что также повлияло и на советский кинематограф. Режиссеры того времени — хоть и под пристальным присмотром коммунистической партии — решались на эксперименты с формой и содержанием: выпускали больше комедий (картины Эльдара Рязанова и Марка Захарова), авторского кино (картины Алексея Германа и Андрея Тарковского) и подростковых фильмов (картины Павла Арсенова и Сергея Соловьева).

кадр из фильма «Доживем до понедельника», 1968 фото
«Доживем до понедельника», 1968
Фото: кадр из фильма

В лентах того времени особенное внимание уделяли школьникам и подросткам — как главным «продолжателям» развития социализма. Однако в большинстве фильмов советcкие устои и идеология практически всегда оставались на фоне. На передний план выходили темы первой любви, ненависти детей по отношению друг к другу, дружбы длиною в жизнь, поиск общего языка со старшим поколением и фантастические представления о далеком будущем.

кадр из фильма «Сто дней после детства», 1975 фото
«Сто дней после детства», 1975
Фото: кадр из фильма

Пока в фильмах для «старших» взрослые пытались разобраться с собственными проблемами и друг с другом, подростковые картины старались рассказать о самых важных вещах — например, первой любви. Одной из таких лент стала «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, в которой показали развитие отношений подростков с небольшой долей драматизма.

фото «Вам и не снилось», реж. Илья Фрэз
«Вам и не снилось», 1981
Фото: кадр из фильма

Еще одна картина периода «застоя» сконцентрирована на любви двух молодых людей, которые противостоят внешним факторам — непониманию родителей. В «Вам и не снилось» главные герои проносят теплые чувства друг другу через все невзгоды, им даже не страшно расстояние. Однако путь к счастью достаточно сложен, поэтому моментами первая любовь становится мукой.

Период «перестройки» (1985 — 1991)

Эпоха «перестройки» в первую очередь ознаменовала для советского кинематографа новый этап — на экраны выходили фильмы, которые никогда бы не пропустил цензурный отдел ЦК КПСС. Картины того времени обнажили темы, которые волновали советских людей в первую очередь — проблемы в экономике, алкоголизм, преступность и многое другое.

В период «перестройки» появились остросоциальные фильмы о подростках. В них были представлены бунтарский дух, непонимание со стороны взрослых и жажда наживы. Девушки мечтали уехать за границу и жить с богатым мужем, а мальчики хотели заняться сомнительной деятельностью, которая приносит больше денег.

кадр из фильма «Курьер», 1986 фото
«Курьер», 1986
Фото: кадр из фильма

Тогда же в жизнь всех советских подростков ворвалась западная культура. Молодежь эпохи «перестройки» слушала электронику, танцевала брейк-данс, носила необычные прически и надевала яркую одежду. Подростки того времени всеми силами хотели показать, что они отличаются от старшего поколения и хотят изменений.

кадр из фильма «Авария — дочь мента», 1989 фото
«Авария — дочь мента», 1989
Фото: кадр из фильма

Одними из таких фильмов стали «Курьер» и «Авария — дочь мента». Именно в них сконцентрированы подростковый максимализм и желание устроить собственное будущее. В картинах показаны бунтующие подростки, которые пытаются противостоять старшему поколению, найти свое место в мире и изменить социум.

Период развала СССР и образования нового государства (1991 — 1999)

После распада СССР образ подростков в кино значительно изменился. Чаще всего такие персонажи отражали происходивший в стране мрак — бандитизм, бедность, неоднозначные решения политиков и многое другое.

В фильмах того времени подростки предстают в образе бунтарей, которые сомневаются в старых идеалах и пытаются найти себе место в новой жизни.

кадр из фильма «Проснуться в Шанхае», 1992 фото
«Проснуться в Шанхае», 1992
Фото: кадр из фильма

В картине «Проснуться в Шанхае» создатели постарались отрефлексировать ощущения молодого поколения от смены политического и социального векторов. Главные герои — два подростка, которые остались без опеки взрослых. Им предстоит пронести любовь друг к другу через глухую стену непонимания и социальных проблем современного общества.

кадр из сериала «Простые истины», 1999 — 2003 фото
«Простые истины», 1999 — 2003
Фото: кадр из сериала

Другой яркий пример фильма из 90-х годов — телевизионный сериал «Простые истины» про учеников одной из школ Москвы. В нем уже не поднимаются темы социальных проблем того времени, а подростков в первую очередь волнуют совершенно обыденные вещи: как не получить двойку, как избавиться от хулиганов и как завоевать сердце школьной звезды.

2000-е годы (2000 — 2023)

Кадр из фильма «14+» фото
«14+», 2015
Фото: кадр из фильма

В современном российском кинематографе подростки откровенно говорят со зрителем о социальных проблемах. Их образ олицетворяет боль, ранимость, неуверенность и неспособность к диалогу. Также молодые люди в современных российских фильмах чаще всего выступают проекцией травм общества и возможностью поговорить о недавнем прошлом и будущем.

фото Географ глобус пропил кадр из фильма
«Географ глобус пропил», 2013
Фото: кадр из фильма

Современные отечественные фильмы, обращаясь к опыту старшего поколения, рассказывают о первой любви («14+» и «КостяНика. Время лета»), непонимании со стороны сверстников («Индиго» и «Светлячок») и взаимоотношении детей и взрослых («Географ глобус пропил» и «Хороший мальчик»).

кадр из сериала «Цикады», 2023 фото
«Цикады», 2023
Фото: кадр из сериала

О современных подростках повествует свежий сериал «Цикады» от Кинопоиска. В нем тоже поднимаются проблемы отцов и детей, непонимание со стороны сверстников и поиск своего места в мире. При этом главным героям «Цикад» необходимо разобраться в страшной трагедии.

В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая