Вечная тема «отцов и детей»: исторический экскурс по российскому кинематографу

Глубоко проанализировали тему отцовства в отечественном кино и проследили, как она развивалась от периода оттепели до наших дней.
Марина Яковлева
|
01 Ноября 2022
«Судьба человека», 1959, «Возвращение», 2003
Фото: кадры из фильмов

Режиссер Александр Сокуров во время одной из дискуссий отметил, что в русской культуре образ матери намного сильнее и значимее, чем образ отца. Однако иногда отец становится центральной фигурой как в литературе, так и в кинематографе. Проследили, как тема «отцовства» развивалась в российском кино.

Оттепель

«Судьба человека» и «Родная кровь»

Впервые четко прописанный образ отца в советском кино появляется только в период оттепели, когда кинематограф начинает изучать послевоенную действительность. Ранее, в сталинские годы, в фокусе кинематографистов были темы революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Главный герой, даже если и был отцом, показывался в первую очередь как большевик и преданный революционер. С середины 50-х кинематограф начал освещать жизнь людей, потерявших все: семьи, друзей и самих себя. В то же время они находили в себе силы жить дальше ради восстановления страны и общества. Так совсем незнакомые друг другу люди становились родными. Этот жизненный сценарий стал одним из главных для раскрытия образа отца в хрущевском кино. Ярким примером является фильм «Судьба человека» (1959), в основу которого положен одноименный рассказ Михаила Шолохова. 

кадр из фильма «Судьба человека», 1959 фото
«Судьба человека», 1959
Фото: кадр из фильма

В этой кинокартине Андрей Сокoлов уходит на войну и оставляет в родном городе жену и троих детей. Он попадает в плен, переживает ужасы концлагеря и чудом избегает смерти. По возвращении домой Соколов обнаруживает, что от его родного города осталось одни развалины, а жена и дети погибли. После войны он работает шофером и однажды встречает пятилетнего Ванюшку, одинокого осиротевшего мальчика. Недолго думая, Соколов забирает ребенка к себе, чтобы любить его, оберегать и заботиться.

Фильм, вошедший в золотой фонд отечественного кинематографа, раскрывает тему детей, оставшихся без родителей, и родителей, потерявших детей. Отец выступает в роли защитника и друга, человека, который сделает все, чтобы не потерять своего ребенка.

кадр из фильма «Родная кровь», 1964 фото
«Родная кровь», 1964
Фото: кадр из фильма

Картина «Родная кровь», снятая Михаилом Ершовым в 1964 году, рассказывает историю Владимира Федотова — танкиста, который познакомился с матерью троих детей, Соней. С войны он возвращается к ней и воспитывает ее малышей как родных. Но после смерти Сони за детьми внезапно приезжает кровный отец, которого дети даже не помнят. Он практически не помогал семье в трудные годы, но теперь вернулся и «способен многое дать детям». И хоть приемный отец — старший механик на пароходе, который не может похвастаться высоким заработком, он много лет был рядом с детьми, которые любят его как родного отца.

Застой

«Служебный роман» и «Москва слезам не верит»

В период застоя образы отца усложняются: теперь он не всегда мужественный фронтовик. Ключевыми характеристиками становятся забота, гуманизм и любовь, которая проявляется по-разному — и в защите своих детей от сложного окружающего мира, и в попытке вернуть потерянное время и расположение ребенка, и в бескорыстном чувстве даже к неродному ребенку.

кадр из фильма «Служебный роман», 1977 фото
«Служебный роман», 1977
Фото: Кадр из фильма

Фильм «Служебный роман» (1977) показывает зрителям образ отца-одиночки. Анатолий Ефремович Новосельцев развелся с женой, но не она сбросила груз ответственности на его плечи: «Детей я у нее сам отобрал… Не дал» — объясняет герой. Как сотрудник он часто становится предметом насмешек и кажется тюфяком. Но благодаря любви он проходит путь от незаметного «маленького» человека до сильного и стойкого мужчины.

В кинокартине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», снятой в 1979 году, можно увидеть явное противопоставление двух ярких образов — отца, сбежавшего еще до рождения ребенка, и того, кого называют папой, даже если он не родной.

кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1979 фото
«Москва слезам не верит», 1979
Фото: Кадр из фильма

Будучи студенткой, Екатерина заводит роман с москвичом Рудольфом и беременеет от него. Брать на себя ответственность и помогать героине он отказывается — даже когда она просит найти врача для аборта. Катя вырастила девочку сама, а когда в жизни женщины появился возлюбленный Георгий, повзрослевшая дочь Саша спокойно приняла его в семью. С первых минут знакомства Гоша разговаривает с девушкой так, будто они давно знакомы — без стеснений просит ее отнести продукты на кухню, помочь в готовке и приглашает на пикник. Кровный отец Саши вскоре пытается вернуться в ее жизнь, только Екатерина против.

Перестройка

«Курьер» и «Мой любимый клоун»

кадр из фильма «Курьер», 1986 фото
«Курьер», 1986
Фото: Кадр из фильма

Во время перестройки вместе с новой идеологией в общество, искусство и культуру вновь пришли перемены. Фильм «Курьер» Карена Шахназарова, снятый в 1986 году, оставил след в истории не только отечественного, но и мирового кинематографа. Одна из главных тем картины — вопрос отцов и детей. С первых кадров становится понятно, что отец главного героя будет далеким, практически недосягаемым. Родители Вани разводятся: он остается с мамой, а отец уезжает в Африку. Конечно, он пытается сохранить общение с сыном и ведет с ним переписку — в своих ответных письмах Ваня врет, чтобы порадовать отца, почувствовать себя значимым и оправдать ожидания незыблемого и далекого идеала. Внутренние переживания ребенка, оказавшегося без отцовской опоры, четко прослеживаются в эпизодах с его снами и броском копья.

кадр из фильма «Мой любимый клоун» фото
«Мой любимый клоун», 1986
Фото: Кадр из фильма

В фильме «Мой любимый клоун» того же года перед зрителями вновь образ отца, который оказывается роднее кровного. Артист московского цирка Сергей и его супруга не могут иметь детей. Пара приняла решение усыновить мальчика, но в день, когда нужно забрать шестилетнего Ваню домой, жена меняет свое решение. И даже больше — уезжает за границу. Вопреки появившимся трудностям, Сергей не отказывается от ребенка. А когда приходит время выбирать между карьерой и здоровьем ребенком, он выберет Ваню, что нельзя не воспринимать как обращение к ценностям советского гражданина.

90-е

«Сын за отца», «Вор»

В нелегкие девяностые годы фокус кинематографистов был сконцентрирован на социальной неустойчивости государства. Наблюдается противопоставление образа идеального отца — заботливого, любящего, подающего ребенку пример, и родителя безразличного и холодного. Фильм «Сын за отца» (1995) — один из тех проектов, которые честно показывают жестокие реалии 90-х.

кадр из фильма «Сын за отца», 1995 фото
«Сын за отца», 1995
Фото: Кадр из фильма

Преуспевающий столичный врач с собственной клиникой приезжает к своему отцу в Минск. Он тоже был успешным врачом — одним из ведущих хирургов в городе. Но времена изменились, и мужчина оказался не у дел. Сын решает помочь отцу встать на ноги, начать новое дело и выжить в новом жестоком мире.

В 1997 году вышел фильм «Вор», рассказывающий о судьбе Саши — ребенка, потерявшего отца на войне. Долгое время они с матерью жили вдвоем, пока она не влюбилась в военного Анатолия. Екатерина познакомилась с ним в поезде и вскоре решила, что Толя — ее судьба. Только вот мальчику с новым папой не повезло: мужчина довольно грубо обращался с Сашей. И несмотря на это, малыш все же привязался к смелому и сильному дяде Толе. Мужчина не оправдал ожиданий семьи — Толя оказался обычным вором, который лишь прикрывался женой и ребенком.

кадр из фильма «Вор», 1997 фото
«Вор», 1997
Фото: Кадр из фильма

Судьба их развела: вора поймали и посадили, Екатерина погибла, а Саша остался совсем один. Встретив однажды Анатолия на улице, уже подросший мальчик обрадовался — он увидел единственного «родного» человека, оставшегося у него на земле. Но после разговора понял, что вору нет до него дела, и тогда, несколько лет назад, он без сожалений отказался от «семьи».

кадр из фильма «Гром: Трудное детство», 2022 фото
«Гром: Трудное детство», 2022
Фото: кадр из фильма

Приквел «Гром: Трудное детство» раскрывает в современной интерпретации тему взаимоотношений отца и сына на фоне девяностых. Гром старший (Сергей Марин) в фильме показан отстраненным и сдержанным: он любит сына (Кай Гетц), но не проявляет своих чувств. Все его мысли заняты защитой города, а времени на ребенка практически не остается. Так маленький Игорь оказывается предоставлен сам себе и улице.

2000-е

«Возвращение», «Елена»

кадр из фильма «Возвращение», 2003 фото
«Возвращение», 2003
Фото: Кадр из фильма

В нулевых произошло значительное расширение некогда узких образов отца в кинематографе. Фильм «Возвращение» Андрея Звягинцева, снятый в 2003 году, рассказывает историю двух маленьких братьев. В их жизни внезапно появляется отец, которого они никогда в жизни не видели. В фильме образ отца сформирован как что-то неожиданное, неизвестное, но авторитарное. Такой чужой и незнакомый папа забирает мальчиков в поход. В процессе они ездят по делам, рыбачат и ночуют в палатках два дня, а на третий уплывают на заброшенный остров. Братья по-разному реагируют на внезапное появление. Так, Андрей быстро признает авторитет родителя и, видя в нем воплощение Закона, во всем прислушивается, Ваня же сопротивляется, показывая свой характер.

кадр из фильма «Елена», 2011 фото
«Елена», 2011
Фото: Кадр из фильма

Андрей Звягинцев стал одним из ключевых исследователей темы отца, которая часто фигурирует в его кинокартинах. Другой его фильм — социальная драма «Елена» (2011) о силе материнской любви, но и без образа отца здесь не обошлось. Героиня Елена вышла замуж за обеспеченного Владимира: для обоих героев это второй брак. От первого брака у Елены есть «протирающий штаны» сын, а также внук, которого срочно надо спасать от армии — конечно, материальным путем. Владимир наотрез против такой помощи: «Я живу с тобой, а не с твоими родственниками!» — заявляет он в ссоре. При этом своей родной дочери он позволяет все и даже больше, потакая любым ее прихотям.

2020-е

«Конец Света», «Батя», «Межсезонье» и «Мажор»

Современные комедийные сериалы показывают отца упрощенно, опираясь на архетипы — властная, жесткая, но отсутствующая и далекая фигура, с которой нет особенной близости, но есть обязанность.

кадр из сериала «Конец света», 2022 фото
«Конец света», 2022
Фото: кадр из сериала

Так, сериал «Конец света», на днях вышедший на Кинопоиске, рассказывает о возвращении Князя Тьмы в российскую столицу. Подобно Воланду из романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, Владыка появляется на Патриарших, только теперь цели он преследует иные — его заботят отношения с сыном, которые он срочно хочет восстановить. Тридцатилетний Антихрист срочно понадобился папе, чтобы устроить самый настоящий конец света. Отец предстает перед зрителями властным, даже всемогущим. Ему сложно, страшно и бесполезно сопротивляться.

кадр из фильма «Батя», 2020 фото
«Батя», 2020
Фото: Кадр из фильма

Двумя годами ранее свет увидел фильм «Батя», вышедший на платформе Premier. Миллениал Макс рос в лихие девяностые, и отец у него был строгий и грозный. От таких редко услышишь похвалу или такую важную фразу «Я люблю тебя». А сейчас Макс и сам занял его место — стал отцом двоих детей. Только времени с семьей он предпочитает рабочие будни, потому что просто не умеет быть папой. 

кадр из фильма «Межсезонье», 2021 фото
«Межсезонье», 2021
Фото: Кадр из фильма

Драматические картины раскрывают образ иначе — отец выступает авторитарным и жестким, но в то же время вовлеченным, обеспокоенным, более заботливым родителем. Например, в фильме «Межсезонье» (2021) отчим Саши — полицейский. Ночью он вместе с женой разыскивает свою падчерицу и уже тогда говорит о решении вопроса силой, демонстрируя кулак, в котором собирается держать Сашу. Все последующие попытки решить конфликт с ребенком авторитарный отчим также предпринимает с позиции власти. «Межсезонье» доступен к просмотру на Иви, Okko и Кинопоиске.

кадр из сериала «Мажор 4», 2022 фото
«Мажор 4», 2022
Фото: кадр из сериала

Таким же характерным предстает герой сериала «Мажор». В четвертом сезоне Игорь Соколовский оказывается отцом девятилетней Сони, о чем он поначалу и сам не знает. Но сделав для себя интересное открытие, Игорь силой забирает ребенка и оформляет отцовство. Чтобы наладить контакт с Соней, Мажор привлекает к взаимоотношениям с новоиспеченной дочерью психолога.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Сырники в сметанной заливке: простой рецепт от Александра Бельковича
«Для приготовления сырников вам понадобится форма для запекания 20 на 30 см», — говорит шеф-повар и телеведущий Александр Белькович.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог