Полная версия сайта

Владимир Финогеев: Дверь

Слава потер щеку, прищурился, хитро улыбнулся — я предчувствовал подвох. Не обманулся. «Ты хотел бы...

Слава потер щеку, прищурился, хитро улыбнулся — я предчувствовал подвох. Не обманулся. «Ты хотел бы посмотреть на руки Бога?» — «Многого ожидал я от тебя, но такого не мог предположить. Ты серьезно?» — «А почему я должен быть не серьезен?» — «Ну, потому что...» Я запнулся. «Ты хочешь сказать, что у Бога нет рук?» — «Именно это я и хотел сказать. Но потом подумал, что это неправильно — думать, что у Бога нет рук, как и то, что у Бога могут быть руки. Ведь руки можно понимать в переносном смысле, как некие инструменты». — «Но я чувствую, ты склоняешься к тому, что у Бога нет рук. А почему ты полагаешь, что это так?» — «Ну, потому что Бог, как сказал апостол Павел, есть Дух. Хотя этого слова тоже недостаточно. Бог — это Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, неслиянно и нераз­дельно. В этом «неслиянно и нераздельно» содержится непобедимая умом и не уступающая человеческому слову Божественная сущность. Определять Бога — дело малоперспективное». — «Я думал, ты скажешь — невозможное». — «Бог не поместится ни в одно определение. Тем не менее мы можем составить достаточно ясное представление о Боге». — «Неужели? — хмыкнул Слава. — На чем основана эта уверенность?» — «На простом положении, что Бог сотворил человека по образу и подобию. Следовательно, человек обладает и божественным мышлением». — «Божественным мышлением?! Не смеши меня!» — сказал Слава без тени улыбки. «Я понимаю твою иронию. Но скажу следующее. Бог сделал человека из Себя». Слава недоверчиво качал головой. «А откуда еще ему взять материал? — настаивал я. — И потом, древние говорили: «Ничего не творится, все рождается». — «Он мог материал соз­дать», — бросил Слава, упирая на «создать». «Из чего?» — спросил я. Слава молча почесал другую щеку, пробурчал: «Из чего, из чего... Из воображения. Нап­ример, ты можешь сотворить своей фантазией какой-нибудь совершенно нечеловеческий город?» — «Могу». — «Ну вот!» — «Хорошо. Из чего создан город, дома улицы, если есть улицы? Подумай!» Слава не­охотно отвечал: «Наверное, из материала этого воображения». — «Правильно». — «А из чего сделано воображение?» Слава промолчал. Я ответил: «Из мысли. Значит, воображаемый город сделан из твоей мысли». — «Хорошо, — сказал Слава, — тогда скажи, кто строит из мысли?» — «Я». — «А что такое «я»?» Слава высокомерно смотрел на меня, думая, что загнал меня в угол. «Совокупность мыслей, которая осознает себя как «я». — «Ловок! — ухмыльнулся Слава. — На все-то у тебя ответ есть. Но ты даже не представляешь, как ты близок к мату». — «В каком смысле?» — «В шахматном, — отвечал Слава. — Раз ты все знаешь, ответь, из чего сделано мыслящее вещество и как оно мыслит?» — «Не думай, что я не доходил до этого вопроса». — «Неужели ответил?» Слава изобразил крайнее изумление, но я знал, что он дурачится. «Ответил!» — «И как же? Я весь внимание!» В его глазах читалась наглая уверенность в моем поражении. Я вздохнул: «Тут ты прав. Я дошел до двери, на которой было написано короткое слово». — «Позволь, я отгадаю, что это за слово. Я тоже дошел до него. Это слово — «чудо». Я прав?» — «Прав. Рано или поздно, если ты идешь до самой последней глубины, ты упрешься в эту дверь». — «И дверь, конечно, заперта?» — «Заперта», — сказал я. Мы погрузились в трудное молчание. «Так, но мы отвлеклись, — сказал Слава. — Ты говорил, что у человека «божественное мышление». Поясни!» — «По качеству человеческое мышление такое же, как у Бога, так как, повторяю, человек сделан из божественного мышления». — «Божественное качество? И ты в это веришь? Оглянись кругом!» — «Под «божественным» понимаю не нравственный аспект и не количество ума, я имею в виду, что человек способен мыслить и постигать устройство мира. У человека есть божественное качество мыслить, но нет божественного количества ума. По количеству мы соотносимся с Богом как частица со Вселенной». — «Ну, хорошо, хоть так», — вымолвил Слава. «Теперь я должен вернуть тебя к твоему предложению. Поясни про руки Бога». — «А, ну да, — отвечал Слава. — Тут дело попроще, чем ты думаешь. — Он достал свой мобильный и развернул передо мной картину. — Бог Саваоф». — «Подожди, что это такое?» — запротестовал я. «Васнецов. Виктор Михайлович. Кстати, в этом году исполнилось 170 лет со дня рождения». — «Значит, ты предъявил-таки Бога с руками. Хотя мы пришли к тому, что Бог не есть человек». — «Ну да. Бог есть Мыслящее Чудо. Но Он и Творец. Что Ему и, главное, кто может помешать преобразиться в человека?» — «Согласен». — «Ведь являлся же Бог Аврааму и Моисею, другим пророкам в образе старца. Васнецов изобразил Господ а усталого, отдыхающего после сотворения мира. Есть впечатление закрученности по центру, ощущение вращения по кругу. Ангелы, престолы, пророческие птицы сирины, звезды, планеты — все сходится к центру и исходит из центра, где восседает Господь. Это указывает на то, что роль Творца после создания мира не заканчивается. Бог продолжает поддерживать мир. Он выведен в образе величественного патриарха, в его глазах бесконечная мудрость, распространенная на всю полноту времени. Шестиконечная звезда в нимбе над Его головой повторяет мудрость в символе. У груди Господа голубь — это изображение Святаго Духа. Но и также выражение мира и гармонии. Картина была написана в 1896 году. Художнику было 48 лет». — «То есть в самом расцвете сил». — «Именно». — «Ну что ж. Я понял, чего ты от меня ждешь. Прежде должен сказать, что это очень глубокое полотно. Оно требует от художника огромного напряжения не только физических, умственных, но и духовных сил. И я на примере анализа рук покажу тебе эту многоплановость и многозначность замысла. Господь сидит, открыв ладони, обратив их к нам. Этот жест говорит нам о том, что Бог ничего не утаивает, ничего не скрывает. Бог одновременно и приглашает нас к познанию, и сам открывается миру. Надо признаться, что когда я скользнул взглядом по рукам Творца, мной овладело несогласие с художником. Я тут же мысленно обвинил Васнецова в незнании элементарных вещей из хирологии». — «Что именно тебя смутило?» — «Посмотри внимательно на нижнюю часть ладони левой руки: и основание большого пальца, и сам палец имеют грубую, тяжелую форму, это указало бы мне на обремененность материальностью, которая могла быть свойственна какому-нибудь крестьянину, чьи помыслы направлены только на выживание. Человек подчиняет себя хлебу и ради хлеба отказывается от духа, от свободы, от творчества. Тем более что тут форма руки — квадратная ладонь и короткие пальцы — выражает тип «земли». Что в целом, несмотря на определенные нюансы в виде самобытности и органичности, все-таки обозначает упрощение и, конечно, не подобает Богу. Но подумав, пришел к другому пониманию. Во-первых, Бог может избрать для себя любой образ, в том числе и труженика земли. Во-вторых, если Он избрал этот образ, то вполне мог вложить туда скрытое сообщение: «Я создал Вселенную, Землю, населил людьми и являюсь людям по их человеческой природе, то есть опрощенным, а не усложненным, так же погруженным в материальное бытие, как погружены туда люди». Бог делает себя сопричастным жизни людей, их борьбе за выживание. Далее обрати внимание на указательный палец левой руки (от нас эта рука справа) — он слегка склонен к среднему. Мне думалось поначалу, что у Бога должны быть идеально прямые пальцы, ибо это ясность мышления, твердость намерений, совершенная полнота личности. Поразмыслив, скажу следующее: средний палец выражает долг, порядок, границы свободы, а также и время. Тогда как указательный палец есть выражение деятельности. Если он склонен к среднему, то деятельность — любая, от человеческой до божественной, — должна быть подчинена долгу, порядку и времени». — «Разве Бог подчинен времени?» — «Непременно. Бог состоит из внутреннего движения, а где есть движение, там есть и время. Не может же Бог быть неподвижным, в неподвижности нет жизни». — «Убедил». — «Кроме этого, указательный палец — это обозначение Христа. Христос подчинился долгу и времени. Правая рука Саваофа, казалось бы, опять противоречит образу Бога. Указательный палец слишком короток. Для человека это означало бы комплекс неполноценности, что исключено для Бога, обладающего абсолютным достатком. Однако если учесть изображенный длинный безымянный палец, а палец такой длины указывает на духовную силу и любовь, то в этом случае короткий указательный можно считать признаком глубочайшего смирения. А так как указательный палец — символ Христа, то Бог смирил себя в Сыне, отдав его как искупительную жертву. Бог предвидел грехопадение, и хотя Он дал свободу человеку решать самому, Он все равно нес ответственность за то, что человечество отпало во тьму греха, и Он прислал Сына во искупление своей вины пред человеком. Действительной вины Бога нет, она принята Им из любви и сострадания. Потому такой короткий указательный палец у Бога — это правильно и созвучно идее произведения. Наконец, я увидел на левой руке прерванную линию головы и опять решил, что так не может быть на руках Бога, у которого все совершенно. Но останавливаю себя, погружаюсь в тайну картины и прихожу к выводу, что и это оправданно. Линия головы с разрывом есть, во-первых, обозначение Божественной трагедии, которая состоит в несоответствии творческого замысла его реализации. Не в том смысле, что Бог создал несовершенный мир, а в том, что мир не устоял в совершенстве, мир совратился, что судьба мира не соответствовала надеждам Бога. Бог это предвидел и страдал, и страдания порвали линию головы. Во-вторых, разрыв на линии головы представляет собой в совокупности с нарушениями папиллярного узора будущую смерть Христа». — «Можем ли мы после того, что ты сказал, думать, что Васнецов был знаком с учением о руке и применил его?» — «Сложный вопрос. Например, если бы картину рисовал хиролог, он бы изобразил руки Творца совершенными, то есть в полном согласии с канонами хирологии. Хирологически это было бы верно, но с художественной точки зрения было бы ошибкой. Я думаю, Васнецов не обладал специальными познаниями о руке. Он интуитивно применил «ошибочную» хирологию для морфологического усиления концепции картины. И это часть его гениальности».

Подпишись на канал 7Дней.ru


Комментарии



Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или