Полная версия сайта

Владимир Финогеев: Безымянный союз

«Мне тут попалось в Интернете двустишие. Смешное, остроумное, жаль, не знаю автора...» —...

AD

«Мне тут попалось в Интернете двустишие. Смешное, остроумное, жаль, не знаю автора...» — «Двустишие?» — переспросил я. «Это правда смешно!» — «Говори же!» — «Ну, слушай: «Вдали приметив пляж нудистский, почти бежали бурлаки». Слава расхохотался. Я следом. Слава передохнул, потом сказал: «Смешное в хитрых нюансах, которые трудно, да и не нужно растолковывать. Но есть одна очевидная вещь — временной разрыв, нестыковка во времени двух явлений, ибо нудисты появились много позже. Сигнал из будущего, да еще такой пикантный, залетел случайно. Так я думал первоначально. Потом я задал себе вопрос: а когда возник нудизм? Стал копать. Оказывается, первые нудисты появились в Германии в 1903 году». — «Вот так неожиданность. Я был уверен, они появились годах в шестидесятых, когда на Западе грянула сексуальная революция». — «И я был уверен, а оно вишь как! — Слава почесал затылок, подергал головой, скривился. — Теперь о бурлаках. Такой способ занятости вызывает некоторое внутреннее отторжение — труд тяжелый и унизительный, отсюда некоторое моральное беспокойство: человека ставят в один ряд с животным или ниже. Лошадей и быков не используют, видимо, дороже». — «Я так не считаю. Труд сам по себе не может быть унизительным, унизительной может быть оплата труда. Потом, есть и другая сторона. Несомненно, для некоторой части обездоленного населения это была единственная возможность выжить. А молодым, здоровым людям почему бы не размяться летом, да еще и подработать? Многие думают, бурлачество исключительно российский феномен». — «А что, нет?» — спросил Слава. «Есть наглядное опровержение — когда-то я видел картину итальянского художника, фамилию которого я не вспомню, кажется, Синьорини». — «Ты думаешь, это фамилия? Какая же это фамилия, это обращение к девушке!» — «Резонно. Но каких фамилий только не бывает. Может, и у нас есть какой-нибудь Сударынев? Но я, честно, не помню фамилию точно, помню, что итальянец». — «Про тебя тоже есть стишок в инете: «Ко мне пришли Альцгеймер с Паркинсоном и долго руку мне трясли». Слава захихикал. «Смешно», — вполне серьезно оценил я. «Да, но что за картина?» — встрепенулся Слава. «На ней изображены итальянские бурлаки. Они не так изнурены, не так сильно напрягаются и одеты вполне прилично по сравнению с бурлаками Репина. Ведь когда ты произнес двустишие про нудистов и бурлаков, у меня в сознании тут же всплыла картина Репина «Бурлаки на Волге», которые стали образом всех бурлаков в России». — «А ты знаешь, когда появились первые бурлаки в России?» — спросил Слава. «Нет. Но думаю, давно». — «Как давно?» — «А я тебе скажу: бурлачество начало развиваться России в XV веке. К XIX столетию бурлаков в России насчитывалось порядка 600 тысяч. В XIX веке паровые суда постепенно начинают завоевывать экономическое поле. Им не нужен попутный ветер, скорость их движения выше, грузоподъемность больше. Они начинают вытеснять парусный флот и труд бурлаков. Но вот вопрос: когда бурлачество полностью исчезло в нашей стране? Точной даты, естественно, нет, тем не менее ряд мнений сходится на том, что еще до 1910 года кое-где можно было наблюдать этот пережиток феодализма». — «Что же из этого следует? — спросил Слава, пытливо глядя мне в глаза. — Они разделены не временем, а пространством! Пространство преодолимо!» — «Это просто потрясающе! — сказал я. — Этот стишок надо брать эпиграфом к теории предсказаний». Слава был обескуражен: «Это почему же»? — «Будущее искали во времени — нашли в пространстве. Предсказания будущего слабо связаны со временем. Смысл в том, что сигнал поступает не из будущего, а из причинной среды, которая, по сути, есть волновая среда с определенной частотой и фазой, вполне описываемая пространственными характеристиками». — «Инте­ресно, — встряхнул головой Слава, хотя было видно, что теория предсказаний его мало интересует. Он поднял вверх указательный палец: — Но на самом деле я хотел, чтобы ты проанализировал руки репинских бурлаков. Потому что это двустишие, и мне оно напомнило картину репинских бурлаков. Почему я еще хотел, чтобы ты взглянул на их руки. Дело в том, что на его картине изображены настоящие бурлаки». — «Что ты имеешь в виду?» — «Репин знал их лично. Он встречался и беседовал с каждым, пытался узнать как можно больше о характере человека, его происхождении, как он попал в бурлаки». Слава вытащил из мобильного ряд картинок. Я взглянул: «Ну, что сказать? Мало индивидуальных особенностей. Репин в своей обыкновенной манере пренебрег руками. Не в укоризну сказано, он сосредоточился на изображении характе ров, которые передал обликом, лицом, фигурой, одеждой. Тем не менее попробуем что-то извлечь. Возьмем первого человека в упряжке, которому отведено центральное место, это, скорее всего, начальник или, лучше сказать, вожак артели. Кисть у запястья довольно узкая, большие пальцы довольно длинные, на левой руке у большого пальца кончик немного отогнут. Можно полагать, что ладонь и пальцы скорее длинные, чем широкие. По виду они гладкие, без узелков на фалангах. Сводя это воедино, мы говорим: данный персонаж свое происхождение имеет не из низкой, опустившейся или спившейся среды. Во-вторых, надо заметить, что это не крестьянин и не рабочий, для этого по классике большой палец бывает покороче и без отогнутой первой фаланги, которая говорит о некоторой утонченности, возвышенности, более духовной устремленности натуры». — «Подожди, а что такое «по классике»?» — «Я под этим имел в виду некоторые общие хирологические утверждения, по которым человек упрощенного внутреннего мира должен иметь и упрощенные руки, иными словами, упрощенность будет стремиться в ширину руки, то есть делать руки и пальцы шире, а утонченность будет удлинять руки и пальцы. Для упрощенности характерны выпуклые края и мясистое основание ладони, красные линии, грубоватая кожа, широкий папиллярный узор, толстые крупные ногти и так далее». — «А почему твой метод думает, что крестьянин или рабочий обязательно должен иметь грубую или упрощенную натуру?» — «Это хороший вопрос. Ты прав, не обязан рабочий или крестьянин иметь грубый интеллект или неразвитые духовные качества или чувства. Речь тут идет о статистическом эффекте, при котором имеющийся набор свойств выполняется или подтверждается на большом материале. Например, если мы возьмем 100 каменщиков и 100 поэтесс, то в преобладающем количестве, скажем, в 95 случаях, руки каменщиков будут более грубыми, чем руки поэтесс. Однако в оставшихся пяти мы можем встретить руку поэтессы, которая выглядит как рука каменщика, и наоборот, найдем каменщика с рукой поэтессы. Это будет нетипично. И может означать, что поэтесса способна класть кирпичи, а каменщик писать стихи или что они находятся в неустойчивом состоянии, которое будет стремиться к переменам, то есть поэтесса бросит писать стихи и уйдет возводить стены, а каменщик займет ее место». — «Хорошо, — сказал Слава, — так что ты можешь заключить о центральном персонаже?» — «Что он обладает умом, зрелостью, изначальной возвышенностью и устремленностью духа, что он может иметь дар слагать стихи или петь, что он более благородного происхождения, но это не отрицает наличия в нем упрощенной компоненты, которая привела его в бурлачество». — «Так ты можешь сказать точно, кто он?» — «Точно сказать нельзя, метод этого не позволяет сделать, но можно думать, что он выходец из дворян или духовного сословия». — «Поразительно, — сказал Слава, — ты угадал. Фамилия этого человека Канин, пел в церковном хоре, был пострижен в монахи, но не устоял в духовном подвиге, злоупотреб­лял алкоголем, скатился на дно. А что ты можешь сказать о его соседе слева?» — «Тут более физической силы и более низкого происхождения, поскольку большие пальцы у него короткие и широкие. Это физически сильный человек, с крутым нравом, хотя не лишен доброты и отзывчивости, но сильно захвачен материей жизни». — «Это нижегородский кулачный боец, летом тянет лямку, а зимой бьется на кулаках». — «Для кулачного бойца у него все-таки маловато выпуклой части в основании большого пальца. Но знаешь, — сказал я и многозначительно взглянул на Славу, — хирологический метод позволяет делать некоторые предсказания. Вполне можно утверждать, что у нудистов и бурлаков есть общая морфологическая черта. У тех и других, в массе, конечно, то есть статистически, безымянные пальцы будут длиннее указательных. Коренное значение безымянного пальца — творческое и стихийное начало личности. Указательный палец выражает участие в социальной жизни. У бурлаков указательный палец будет коротким — они не могут нести бремя ответственности ни за свою, ни за чужую жизнь, они не в состоянии себя социализировать, не в силах разобраться в социальных условностях и формальностях, они бегут от общества — вниз, в примитивный труд, пьянство, безобразия, непотребства. Нудисты бегут от социальных ограничений если не вверх, то вбок. Эстетизируют эротику и утверждают, что хотят слиться с природой, хотя первичный мотив — желание испытать новизну ощущений. Новизна — первый признак и смысл творчества. Поведение бурлаков и нудистов — это, по сути, тв орческий акт, формы которого определяются человеческими особенностями каждой группы».

AD
Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




Комментарии



Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или