— Марина, мне надо с вами поговорить, когда вы можете?
Я ответила:
— Сегодня после восьми вечера.
Пришла вовремя, Бородин еще репетировал в зале, а я ходила по фойе. Я была там пятьсот раз, с — РАМТом меня связывали годы совместного творчества. Я поставила здесь несколько спектаклей, но никогда, признаться, не размышляла об этом историческом пространстве. Всегда бегом-бегом... А в тот раз я не спеша, без всяких предчувствий поворота в судьбе, ходила по пустому фойе и смотрела новым взглядом на фотографии людей театра. «Как же здесь интересно, как хорошо, сколько великих артистов играли в этом театре», — думала я.
И когда Алексей Владимирович озвучил мне предложение стать главным режиссером, я сначала удивилась и тут же — очень обрадовалась. На размышления время не брала, сразу поняла, что не откажусь. Хотя осознавала — жизнь снова резко изменится.
— Мы всегда взвешиваем новое — прикидываем и плюсы, и минусы. Какого рода сомнения были у вас?
— Например, смогу ли я правильно построить работу, чтобы никто не потерял из-за моего назначения... В РАМТе особенная атмосфера и там работают замечательные профессионалы.
Или как морально дастся расставание с Московским Художественным театром, куда я пришла 40 лет назад. Была своей, а стану гостем... Понятно, что человеческие связи не рвутся, и все же изменения произойдут.
Кстати, недавно я была на премьерном спектакле МХТ «Занавес». Он создан по документальным рассказам актрис театра, и я поймала себя на мысли, что и моя личная жизнь тесно вплетена в историю Московского Художественного театра... И не то чтобы загрустила, но четко осознала: я сделала свой выбор. По моим представлениям, важно иметь цели хотя бы для того, чтобы выходить из комфортной комнаты.
Моя бабушка всю жизнь переставляла мебель. Жили небогато — то в комнате в коммуналке, то в собственной небольшой квартире. Но даже в коммуналке наша бабушка умудрялась менять привычное. Возвращаемся с сестрой из школы, а пианино стоит в другом углу. Их всего-то четыре, но у бабушки получалось находить множество вариантов. Не от нее ли во мне желание перемен? За последние пять лет я, к примеру, переехала несколько раз. Хотелось выдернуть себя из знакомого, привычного. Это если говорить на бытовом уровне. Если же об искусстве, о творчестве, то мне важно менять не разрушая, сохранять и развивать.
— Я была на актерском фуршете, который состоялся после премьеры «Здесь дом стоял». По сути, это был ваш первый неформальный выход к труппе, как я поняла. Актеры говорили вам разные слова, один из них сказал так: «К нам пришла романтичная и трогательная Марина Станиславовна...» Удивительные качества для главного режиссера...
— Первое впечатление может быть таким. Думаю, что актеры понимают, что это не совсем так.
— Это к вам относится — романтичная и трогательная?
— Безусловно, я такой была и остаюсь, я идеалистка. Но это не все, что во мне есть, иначе я ничего не смогла бы сделать в профессии.