Ошеломленная женщина, которая шла за духовным наставлением к «святому старцу», в ужасе выбежала из квартиры. Правда, она все равно вернулась к нему — столь сильно было влияние его кружка. Женщины обещали новоприбывшим, что «с ним никакое дело — не грех» и что «если он кого пожелает, отказать ему — значит отрицать благодать», обещали что при «общении» со старцем от всего излечишься. Так к нему в кружок попадали отчаявшиеся. А потом они привыкали к такой обстановке, и поскольку вокруг сидели такие же дамы из приличного общества, совершенно спокойные, думалось, что все это естественно и нормально. Магнетизм и природную способность Григория «зачаровывать» слушателя отмечали даже мужчины, отрицавшие дар старца. Они удивлялись: «В устах другого его проповеди показались бы ересью или простой банальностью. Но когда Распутин говорил, казалось, что все это так и есть».
Когда Распутин вернулся домой после странствий, его не узнала собственная жена
Сибирское село Покровское, где родился Григорий, было относительно зажиточным: добротные дома, много скотины, простор, чистота. «Мужик здесь всегда ел белый хлеб, а не голодал, как в центральной России», — подчеркивал Распутин. Григорий вспоминал, что в их семье было принято собираться за самоваром, пили настоящий чай и ели булки, скотина зимовала отдельно, спали на полатях, на овечьих шкурах. Если сравнить воспоминания с реалиями крестьянского быта того времени, это и вправду признаки зажиточной семьи.
Ефим Распутин беспокоился за сына, поскольку тот не проявлял к хозяйству никакого интереса, подолгу смотрел на небо или слушал религиозные притчи от стариков. Правда, став старше, он ухаживал за лошадьми и знал в них толк, умел заговаривать их от хромоты, болезней, это были первые проявления его способностей. Однако путь юного Григория мало чем отличался от большинства. Он много пил, дрался, беспутничал. Напившись, впадал в ярость, оседлывал коня и разъезжал по деревне, ища драки.
Его супруга Прасковья была типичной деревенской женщиной, смиренно несущей свой крест. Однако когда Распутин остепенился, ей стало еще тяжелее. До этого он жил дома, а потом пошел странствовать по монастырям. На паломничество ушло долгих четыре года, в течение которых Прасковья вела хозяйство одна и растила троих детей. Когда Григорий, грязный и обросший, вернулся домой, дети его испугались, а жена приняла за странника.
С тех пор Распутин изменился. Он отказался от курения, от мяса, а как-то даже провел два года, не прикасаясь ни к вину, ни к женщинам. Правда, потом наверстал упущенное. Дома он не задерживался долго и задумывал все новые паломничества. Весь путь проделывал пешком, с котомкой за спиной, с ночевками в поле, иногда без куска хлеба. Время от времени Григорий останавливался в каком-нибудь селе и нанимался работником, чтобы заработать на хлеб. В монастырях ему обычно давали ночлег, так как монахи сразу выделяли его из толпы паломников. У него был пронзительный, притягивающий взгляд, который потом сделал его узнаваемым даже на улицах Петербурга.