Анна Ардова: «Клоунесса — это маска и моя защита»

Я открыто проявляю эмоции, мне за них не стыдно — ржу в голос, когда смешно, и плачу, когда грустно...
Алла Занимонец
|
01 июня 2022
Анна Ардова
Сажусь с бокалом в кресло, и вдруг он на меня наваливается. Я подумала: в тридцать шесть лет попасть в такую историю ужасно забавно! И начала ржать
Фото: Александр Васильев

Мы учимся на актеров четыре года, и все это время, а потом и дальше, уже в профессии, упорно расшатываем свою психику. Мы ориентированы на внешнее мнение, нам надо нравиться, вызывать эмоции. Психотерапевты говорят — здоровому человеку главное не думать о том, как он выглядит и что думают о нем другие. А мы, актеры, так не можем. И живем в раздвоении. Должны легко смеяться, плакать, переживать. Это все расшатывает нервную систему, делает нас импульсивными, вспыльчивыми.

— Вы учились на курсе Гончарова, который сам был человеком с тяжелым характером. Говорят, он только с двумя актрисами нашел общий язык — с Гундаревой и Дорониной.

— Да, но меня он очень любил. А я — его. Правда к четвертому курсу немного устал от меня, наигрался. Я еще подлила масла в огонь — слиняла с главной роли у него в спектакле. Мы три года репетировали «Как вам это понравится». Сменилось пять режиссеров, которые ни черта не умели, меня тошнило уже шекспировским текстом. Перестала понимать, что вообще играю, забрала диплом и ушла.

Осталась на разовых ролях, играла дипломный спектакль в филиале Маяковки, и Мастер на меня обиделся. Но когда попросилась обратно, принял.

— Многие актеры жаловались на деспотизм Гончарова. На то, что не говорил, а орал.

— Да, орал, но мне было все равно, я не реагировала. Последний мамин муж, мой отчим, тоже орал, и бабушка, которая мамина мама, орала. Я привыкла к такой манере общения. По фигу, если видишь, что человек тебя любит. Гончаров все время твердил мне: «Ты комедийная героиня, ты — героиня». Я не понимала, как это. Позже дошло, что он имел в виду. Я и правда героиня, могу и люблю играть драму. Андрей Александрович — мой режиссер...

— Вы пришли в прославленные стены Маяковки двадцать семь лет назад. Каким застали театр?

— Если с первого курса считать, прошло уже больше тридцати лет. В 1991 году я бегала в массовке в спектакле «Приключения Буратино», а в 1992-м играла лису Алису.

У меня такое ощущение, что я сама себе напророчила Театр Маяковского. В семнадцать оказалась на «Леди Макбет Мценского уезда» и рыдала как не в себя. Наталья Георгиевна Гундарева произвела на меня неизгладимое впечатление. Я вышла зареванная, встала на крыльце театра, топнула ногой и сказала себе, что хочу работать в этом театре. Бойтесь своих желаний... Потому что пока Гончаров не начал набирать курс, не поступила в театральный. Сказала бы, что хочу быть такой же актрисой, как Гундарева, и меня принял бы какой-то другой мастер, уверена.

— Какой Гундарева оказалась в жизни?

— Прекрасной, славной и доброй... Но и строгой, конечно, со стержнем. Помню, как я прибежала в театр после рождения Сони и столкнулась с Гундаревой в коридоре:

— Здрасте, Наталья Георгиевна!

На что она отвечает:

— Здоро?во, Анька! Как твоя дочь?

Помнила, что я ушла в декрет и что дочь! Было очень приятно.

Мне посчастливилось выходить на сцену вместе с Гундаревой в «Жертве века», я играла шансонетку. Мы ездили на гастроли, все вместе выпивали после спектакля в большой гримерке. Вечером она просила называть ее Наташей, а утром садилась в автобус в темных очках, и мы понимали, что надо обращаться по-прежнему — Наталья Георгиевна. И она успокаивалась, видя, что мы, молодые актеры, не переступаем черту. Ее все очень уважали.

Театр Маяковского в этом смысле счастливый театр, в нем нет актерского террариума. Это мой родной, любимый, прекрасный дом. Как-то я попросила Таню Орлову: если ей вдруг захочется куда-то уехать, можно сыграть вместо нее хотя бы раз Гертруду? Она не возражала — ради бога! Сама меня ввела и стояла за кулисами первый спектакль.

— Неужели у вас даже за спиной не шушукаются?

— Ну, наверное, кто-то шушукается, но меня это не касается. Я в этом не участвую.

— А Костолевский для вас сразу был Игорем Матвеевичем, когда вы пришли в театр?

— Мне он казался очень взрослым, конечно. Поэтому никакой фамильярности. Умеет держать дистанцию, никого близко не подпускать. Имеет право.

— Аня, последние несколько лет открыто говорят о харассменте и о том, что часто хорошие роли приходят к актрисам через постель. Скажите прямо, вы получали непристойные предложения?

— Получала. В юности пугалась и быстро сливалась. А один случай произошел, когда была уже взрослой барышней, лет тридцати шести. На съемках режиссер предложил выпить винца. Это был дружеский посыл, я искренне считала, что подобный шаг ничего не значит, клянусь! Мы же на площадке все дружим! Говорит, зайди, мол, ко мне в номер, я переоденусь, выпьем по бокалу и пойдем в бар компашкой.

Прихожу, сажусь с бокалом в кресло, и вдруг он на меня наваливается. Мне, во-первых, тяжело, во-вторых, дико смешно. Я подумала: в тридцать шесть лет попасть в такую историю ужасно забавно! И начала ржать.

Он спрашивает:

— Что с тобой?

Я в ответ:

— Слезь с меня, иначе задохнусь от смеха!

Продолжаем диалог.

— Ты что, не хочешь у меня играть главную роль?!

— Нет, — хохочу, — так я вообще ничего играть не хочу!

Боря Щербаков потом спросил:

— А тебе жалко, что ли, было?

— Да, жалко, — говорю. — Я талантливый человек, хорошие роли сами придут.

А с тем режиссером не поссорились... Поскольку я ржала как сумасшедшая, вышло, будто мы просто подурачились.

— Документальный фильм «Аферист из Tinder» лидирует в темах обсуждений в женских компаниях. Аня, как вам кажется, что с нами не так, почему мы вообще попадаемся на удочку мошенников и снабжаем их деньгами? Что думаете?

— Нам же любви хочется. Я лично не попадалась, но допускаю, что могу: я идиот и влюбчивая. Моя героиня в сериале «За счастьем» доверилась тоже. Мужчина ей говорил: «Мы с тобой купим домик, пойдем выбирать». И моя героиня уши развесила. Сняла деньги, а возлюбленный исчез. Мужики тоже попадают на аферисток. На денежки их раскручивают еще как!

1 2 3 4 5
Пошаговая инструкция, как установить пароль в MAX на Android — нужно каждому
Количество пользователей приложения MAX растет с каждым днем. Очевидно, что в современном мире защита личных данных и конфиденциальность становятся главным приоритетом. В связи с этим разработчики внедряют дополнительные механизмы защиты аккаунтов, чтобы пользователи могли чувствовать себя более уверенно. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая