Прогулка с котом по Эрмитажу...

Хотя Екатерина II жаловалась старому другу Гримму, что ее сокровищами любуются только мыши да она...
Нина Белова
|
01 Февраля 2022
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет старика в красном», 1652—1654 годы. Фото
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет старика в красном», 1652—1654 годы
Фото: Санкт-Петербург, © Государственный Эрмитаж
К.А. Ухтомский. «Зал египетских древностей в Новом Эрмитаже», акварель, 1858 год. Фото
К.А. Ухтомский. «Зал египетских древностей в Новом Эрмитаже», акварель, 1858 год
Фото: © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург/Ухтомский К. А. «Зал Египетских древностей в Новом Эрмитаже». Россия. 1858 г.

Переговоры велись в глубокой тайне, и когда они получили огласку, в Англии разразился скандал. Намерение Джорджа Уолпола продать русской императрице собрание знаменитого деда расценили как национальное бедствие. Последовало бурное обсуждение в парламенте и попытка организовать подписку для покупки картин в государственную собственность. Однако ярко выраженное, по словам Мусина-Пушкина, «неудовольствие и сожаление английского дворянства о выпуске сих картин из здешнего государства» не поколебали решимости Джорджа продать собрание в Россию.

Екатерина II ликовала. В письме барону Гримму, извещавшему ее, что коллекция снята с торгов, она сообщала: «Картины Уолпола более не продаются по той простой причине, что ваша покорная слуга уже сжимает их в своих когтях и, как кошка мышку, уже ни за что не выпустит».

Коллекция была продана за сумму в сорок тысяч пятьсот пятьдесят пять фунтов стерлингов. Упакованные в ящики шедевры прибыли в Петербург осенью 1779-го на двух наилучших кораблях под охраной фрегата. В знак благодарности Екатерина отправила Уолполам свой портрет. Его и теперь можно видеть над камином в красной гостиной Хоутон-холла. А внук английского премьера утешился тем, что приобрел новую гончую и назвал ее Царицей...

Увлечение собирательством полностью поглотило государыню. «В отношении картин она подвержена страшным и внезапным болезням, подлинному обжорству», — писал барон Гримм. Однако Екатерина не только приобретала картины старых мастеров, но и делала заказы современным художникам: Рейнолдсу, Шардену, Буше, скульптору Гудону. В результате скоро она сделалась обладательницей одного из лучших художественных собраний Европы.

— Позвольте, я покажу вам Эрмитаж, — предложил мне полосатый собеседник, — он так бесконечен и необъятен, что заблудиться ничего не стоит. Пожалуй, расскажу кое-что о самых стоящих экспонатах... Кому же еще рассказывать о сокровищах Эрмитажа как не нам, котам? Ну, может, еще Михаилу Борисовичу, он тут тоже каждый закуток знает...

— Это вы о господине Пиотровском, директоре Эрмитажа упомянули? — уточняю на всякий случай.

— Ну да, фамилия-то у него сложная, котам ее не выговорить, так мы его между собой Михаилом Борисовичем называем, но на глаза стараемся не попадаться — уж больно строг.

— Да где ж вы ему на глаза попадетесь, если вас не только в залы, но даже в запасники не пускают...

— Все относительно, — заметил кот. — Я вот как-то побывал у импрессионистов, это когда они еще на третьем этаже главного здания располагались, — через вентиляцию пробрался. Очень хотел узнать, что за художник такой Анри Матисс.

— А зачем вам Матисс понадобился?

— Был у нас кот по кличке Матисс, беленький такой, очень умный. Хотел я узнать, в честь кого его назвали. Матисса, котика, в семью забрали. А я в семью не хочу. Зачем мне менять дворец на квартиру — привык к размаху и роскоши. У нас одна Иорданская лестница чего стоит! Нас иногда для журналов снимают — приводят в залы или на парадную лестницу. Дело, честно говоря, не очень приятное — гомон, софиты, вспышки.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая