Александр Збруев: «Я никогда не был первым»

«Счастье такая трудная штука...» — помните эти слова из песни, звучащей в фильме «Большая...
Ирина Кравченко
|
03 Июня 2021
Александр Збруев
Важно удерживать в себе то главное, ради чего существуешь, не растрачивать попусту. В жизни надо уметь разобраться, хотя это почти невозможно
Фото: Анатолий Антонов/photoxpress.ru

А порой неплохую картину выпустят в прокат, но потом запихнут куда-то в темный угол, и мало кто ее видит.

— С кем из режиссеров вам больше всего понравилось работать?

— Если говорить о кино, то, по моему мнению, плеяда советских мастеров была за редким исключением выше сегодняшних. Кто вспоминается? Конечно Александр Зархи и мой первый фильм. Андрон Кончаловский, который пригласил в «Романс о влюбленных». Роман Балаян, у него я снимался в картинах «Храни меня, мой талисман» и «Филер». Вячеслав Криштофович — его «Одинокая женщина желает познакомиться» и «Автопортрет неизвестного».

— На роль в «Большой перемене» Алексея Коренева сразу согласились?

— Я подумывал, стоит ли сниматься, потому что много тогда работал в театре. Но сценарий получился забавным, и Коренев — очень человечный человек и талантливый режиссер. И актеры подобрались что надо. Там сложился замечательный актерский ансамбль, а с такими партнерами сам становишься получше. Фильм по сию пору популярен, потому что живой.

— Ганжа сильно повлиял на то, что вам потом предлагали в кино?

— Оттого что фильм стал таким известным, некоторые режиссеры хотели ухватить что-то из моего персонажа и предлагали похожее. Выбор роли — целая философия, хотя иногда я говорю да не раздумывая — если талантливый режиссер и захватывающий сценарий. Хотя предсказать, что получится, невозможно, но, во всяком случае, не будет дурновкусия.

Раньше к кинематографу относились более трепетно, снимали дольше, вдумчивее. Режиссер находился рядом с камерой и смотрел мне в глаза, он видел каждое мое движение, каждое шевеление волоска на моей голове — все то, что не увидишь в монитор, у которого режиссер сидит сегодня, иногда за сотню метров от съемочной площадки. По-моему, техника убивает нечто живое в искусстве, скоро и актеры, боюсь, станут не нужны: будут подставлять к нарисованному телу актерскую голову — и пожалуйста, озвучивай. И не придется съемочной группе выходить в штормовое море или актерам бежать по полю в почти настоящую атаку: все сделают на кухне за ноутбуком. Наверное, это удобнее, но уже сейчас все больше формализма и меньше такого, когда глаза в глаза.

Поэтому сегодня мало какие фильмы меня трогают. Телевизор вообще не включаю, а ходить на премьеры, превращающиеся в тусовку, не люблю. Смотрю кино дома, на хорошем экране, в одиночестве. А театральных работ, которые запомнились за последнее время, еще меньше. Театр — это не сколачивание табуретки, это древнее искусство, он был, есть и будет, и он ждет полной самоотдачи.

— В позднем театре Захарова не было прежней энергии, не выходили спектакли, которые становились бы событием.

— Да. Режиссура требует колоссальной энергии, поэтому с возрастом многие режиссеры что-то теряют, и у Марка Анатольевича первая половина его работы в театре и кино — это было хорошо, потом стало слабеть. И ушли из жизни те, с кем он делал свои спектакли: Григорий Горин, автор пьес и сценариев к фильмам Захарова, Олег Шейнцис, которого Марк Анатольевич называл «художник-режиссер»... Захаров сам, наверное, все чувствовал, но продолжал работать до последнего, он, думаю, не мог жить без театра. И потом искусство — вещь непредсказуемая, поэтому режиссер, даже понимая, что происходит, хватается за возможность сделать что-то еще, надеясь, что получится. На самом деле он уже не может. Это большая драма...

Вероятно, поднять театр на прежний уровень можно было приглашая других, в первую очередь молодых режиссеров. А Захаров мало кого звал в «Ленком», при нем у нас работали всего два режиссера «со стороны». Это был созданный им театр, его театр — и больше ничей.

— А почему вы оставались в «Ленкоме»?

— Еще были хорошие роли, например в «Вишневом саде». Но главное, что для меня существует прежде всего театр, а кино — в свободное время.

— Кто из режиссеров лучше других вас понимал?

— Понимает ли вообще режиссер актера, не знаю. Он делает свое дело, а артист подпадает под влияние режиссерского «я», и если находит свое «я» в этой работе, тогда что-то получается.

— Кто-нибудь ставил спектакль или снимал фильм именно на вас?

— Нет. Понимаете, я никогда не был первым, никогда. Хотя мне казалось, что мог бы делать то же самое, что и первые, но почему-то выбирали других. Может, я не настолько подходил, а может, мне не хватало понимания роли... Но актерская профессия зависит не только от тебя: она зависит от режиссера, от обстоятельств. И все-таки от того, что ты сам себя ставишь на какое-то место, не на первое.

1 2 3 4 5 6 7 8
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на неделю 29 апреля — 5 мая для всех знаков зодиака
Уже вечером во вторник в ваш знак входит его — и ваш — повелитель Марс. Мало того, он еще и формирует секстиль к Плутону, наделяя вас неистощимой взрывной энергией. В этом есть как плюсы, так и минусы. Конфликты сейчас могут быть чрезвычайно бурными и разрушительными. Но если вы сумеете управлять этой энергией, то сможете почти буквально и горы свернуть на пути к своим целям.

Гороскоп на неделю Телец

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог