Александр Збруев: «Гамлета я подарил Янковскому»

Режиссеры, когда им нужен был «верняк», всегда хватались за Збруева. И «верный» Збруев охотно шел им навстречу, иногда в силу своей врожденной ин­теллигентности «наступая на горло собственной песне».
Раиса Скрыган, Вера Алешина
|
22 Апреля 1996
Александр Збруев
Александр Збруев
Фото: Михаил Клюев

Его знают практически все. И что характерно — даже те, кто не может назвать ни одной его роли, кроме Алешина из «Двух билетов на дневной сеанс» или Ганжи из «Большой перемены», убеж­дены, что он — Збруев — «классный» актер и «мужик хороший». В те неве­роятно далекие времена, когда ныне покойный Олег Янковский только «прописывался» в Театре имени Ленинского комсомола, а скончавшийся в 2008 году Александр Абдулов даже не начинал учиться в ГИТИСе, восторженные по­читательницы Саши Збруева терпели­во ожидали своего кумира после каж­дого спектакля.

Его имя никогда не вызывало шум­ных споров, некоторых его «положи­тельность» раздражает — актер же, пусть выкинет какое-нибудь коленце, ан нет, не выкидывает. Он даже зло­деев никогда не играл. Режиссеры, когда им нужен был «верняк», всегда хватались за Збруева. И «верный» Збруев охотно шел им навстречу, иногда в силу своей врожденной ин­теллигентности «наступая на горло собственной песне».

— Честно говоря, я никогда не был первым. Не знаю, отчего это происходит. С детства так повелось — меня всегда «придерживали». Может, поэтому я шпанил на род­ном Арбате, всячески проявляя юношескую агрессию, — пытался вырваться из амплуа.

Александр Збреув и Наталия Богунова в фильме «Большая перемена»
С Наталией Богуновой в фильме «Большая перемена»
Фото: Kinopoisk

Помню, в сочинском «Актере» мы отдыхали вместе с Глебом Пан­филовым. Как-то разговорились, и он предложил мне сыграть Гамлета. Я подумал: «Боже мой! Это роль, о которой мечтает каждый актер!» А Глеб продолжает: «Ты сыграешь Га-млета а Янковский — Клавдия». «Олег никогда на это не согласится!»— воскликнул я. Приехали в Моск­ву. По просьбе Глеба я звоню Олегу Янковскому: «Есть такая идея — по­ставить «Гамлета». Он, не дослушав, сразу: «Кто Гамлет?» Ну, я попытал­ся отшутиться, говорю: «О, это в принципе не важно...» А он: «Кто Гамлет?» Это правильно, Олег — ак­тер. И я вдруг сдался: «Ну, ты Гам­лет». А мне остался Клавдий... Это не значит, что Клавдий — плохая роль. Я сыграл ее с удовольствием...

— Неужели так и не пожалели о Гамлете?

— Я всегда самого себя отклады­вал на потом. Может, потому, что я — москвич. У нас своя особая жизнь, некое государство в государ­стве. Люди приезжие врываются в наш мир, чтобы завоевать его, сде­лать карьеру. Они умеют пользо­ваться тем, с чем я давно свыкся и даже перестал замечать. А может, у них больше энергии и нахальства.знает, европеец он или азиат. И ка­кова его история. Деникин — хоро­шо или плохо? Чапаев был герой или бандит — я не знаю!

Александр Збруев и Олег Янковский
Александр Збруев и Олег Янковский
Фото: Михаил Клюев

— Вам дискомфортно в сегодняш­ней жизни ? Но вы же актер. Лицедей! Зачем усложнять? Сыграйте еще од­ну смешную роль!

— Нет, не смогу. Мне сейчас не смешно. Впрочем... Если сегодня всерьез углубиться в существо любого вопроса — завтра это покажется смешным. Великие писатели, назы­вая свои произведения комедиями, доходили в них до трагедийного фар­са. Но мы ведь говорим о самых обыкновенных людях — о вас, обо мне. Ведь актеры — самые обыкно­венные люди. Просто составная часть профессии — быть честолюби­вым и желать, чтобы тебя все любили.

— Я люблю находиться в компа­нии, но мне нравится публичное одиночество: быть среди людей, но обособленно. В компании я тот, ко­торый молчит и слушает. Во-пер­вых, я не знаю анекдотов, а если слышу — тут же забываю. Во-вто­рых, я не уверен, что темы, мною предложенные, заинтересуют всех. Не люблю обсуждать свою личную жизнь. Пусть мое останется внутри меня. Так лучше.

Может, поэтому у абсолютно «не­нахального» Збруева хватило на­хальства открыть свой собственный клуб-ресторан.

— Мы стали очень разобщенны­ми. Нет уверенности в том, что, ес­ли произойдет что-то плохое, нам кто-то поможет. Распался круг. Стало меньше друзей и в жизни, и в профессии.

Когда нашлись люди, готовые дать денег на актерский клуб, я вы­ступил в роли энтузиаста — мне очень нравился проект. Я отношусь к театру, как к родному дому, и мне хотелось, чтобы в клубе «ТРАМ» (так раньше назывался театр, а сей­час — ресторан) собирались акте­ры, генерировались идеи. Сейчас по-настоящему нас может объеди­нить только новая творческая идея.

— Почему бы вам самому не по­ставить спектакль?

— Я — актер. В моей жизни все подчинено эмоциям. Кто-то может согласиться с моими чувствами, а

кто-то — посме­яться. Я никогда не просчитываю ситуацию. Даже играя в шахма­ты, не могу дол­го усидеть за до­ской. Но я все время окружен суетой и сам на­чинаю суетить­ся. Чтобы сде­лать спектакль, нужно от всего отстраниться, сосредоточить­ся, нужен ду­шевный покой. А сниматься в кино, играть в театре, работать на телевидении (я ведь по-прежнему являюсь веду­щим передачи «Фабрика грез» на ОРТ, и это отнимает довольно мно­го сил), заниматься «ТРАМом» и между делом ставить спектакль? Я так не могу.

Александр Збреув и Михаил Козаков  в спектакле «Гамлет»
В роли Клавдия в спектакле «Гамлет». Полоний - Михаил Козаков. 1986 год
Фото: Морковкин Анатолий/ТАСС

Лет до пятидесяти Збруев (хотя бы для окружающих) излучал мальчише­ское обаяние и оптимизм. Но в ожи­дании предстоящего шестидесятиле­тия (31 марта актеру исполнилось 58 лет) Збруев заметно погрустнел.

— Не хочу стареть. Хочу вливать­ся в сегодняшнее время, ощущать его движение. Я больше не мечтаю. Потому что в молодости слишком много мечтал, наверное, и знаю, к чему приводят эти мечты. Остались желания, осталась надежда на их исполнение. Раньше ведь все было по-другому — можно было с люби­мой девушкой гулять ночью по почти не освещенной Москве. Бы­ло чувство, а чувство все преобра­жает. Мне интересна молодежь — они сейчас в 25 становятся миллио­нерами, среди них встречаются ум­нейшие люди!

Мое же поколение, последнее поколение тысячелетия, не ориен­тируется в сегодняшнем мире. Мы, как вирус, получили от своих бабу­шек старые мерки. Я не понимаю, кто я такой!

Александр Збруев
«Я никогда не был первым. Не знаю, отчего это происходит. С детства так повелось — меня всегда «придерживали». Может, поэтому я шпанил на род­ном Арбате, всячески проявляя юношескую агрессию, — пытался вырваться из амплуа»
Фото: Михаил Клюев
Александр Збруев и Инна Чурикова
Александр Збруев и Инна Чурикова на репетиции
Фото: Михаил Клюев

— Ну уж вас, наверное, народная любовь стороной не обошла?

— Мне мучительно слышать, что я все сделал и «сполна получил». Это далеко не так! Да, подходят люди, улыбаются, говорят «здрассьте». Но я знаю, что меня помнят по одной-двум ролям.

— А вы сыграли в каком-нибудь эпохальном фильме?

— Я даже рядом не стоял. В теат­ре мне повезло куда больше. Арти­сту всегда нужна победа. Без тще­славия невозможен творческий че­ловек. Профессия актера мучитель­но прекрасна. Ты мучаешься, дела­ешь роль. И вот спектакль кончился

— наступает момент пустоты и стра­ха... Так важно почувствовать, что тебя поняли, что все не зря!

— Что вас отвлекает? Чтение, видео?

— Сейчас я ничего не читаю и ви­део не смотрю. Не могу. Как-то су­ществую внутри себя. Могу заинте­ресоваться фильмом или книгой, если кто-то очень порекомендует. Но редко. Детективы читать не могу — сразу подсматриваю конец. А скучные книги не соответствуют моему внутреннему темпо-ритму.

— Если так все не нравится, мо­жет, бросить все это ? Представить себя этаким Индианой Джонсом и отправиться в дальние края на поис­ки чудес?

— Сегодня я бы уже не смог. Ког­да-то во мне было столько авантю­ризма! Сейчас же меня держат обя­зательства — не только перед собой, но и перед другими. Бросить все бы­ло бы эгоистично.

Момент распутья трудно пережить каждому. И никого я не удивлю, ска­зав, что труднее Збруеву, потому что он лучше многих. «Бабий век», если вы помните, — сорок лет. У мужчин, наверное, другая точка отсчета. Тог­да, по аналогии, буквально через не­сколько лет можно ожидать, что Збруев «станет ягодкой опять»: встряхнется, обретет потерянный бы­ло оптимизм, помолодеет.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Яблочный пирог «Букет роз»: рецепт красивого и вкусного лакомства от Сергея Малоземова
«Рецепт недели на этот раз — пирог с цветами! Получается воздушный инежный пирог, который точно порадует не только вкусом, но и красотой.Пользы тут, конечно, мало. Но мы уверены, что вы вряд ли станете готовитьтакое сладкое каждый день», — говорит телеведущий и врач по образованию Сергей Малозёмов.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог