Николай Стоцкий: «Серега был и остается космосом...»

Актер Николай Стоцкий прожил бок о бок с Сергеем Колтаковым больше тридцати пяти лет, был первым...
Ирина Майорова
|
03 Ноября 2021
Николай Стоцкий
Другого раза, когда захотел бы пойти с избранницей в ЗАГС, у меня не случилось. Хотя многочисленные романы — да, были
Фото: из архива Н. Стоцкого

— Сереженька! Мой дорогой!

Обнял, расцеловал и долго не отпускал, расспрашивая о здоровье, хвалил за роли в кино и сериалах.

Колтаков ценил партнеров, которые ответственно относятся к работе, приходят на площадку абсолютно подготовленными и готовыми с ходу войти в кадр. Потому что сам был таким и терпеть не мог тех, кто выбирался из машины с листочками в руках, на ходу повторяя реплики, тех, кто являлся, чтобы не напрягаясь и не выкладываясь пересказать текст, и тут же мчался на другую площадку — в очередной раз схалтурить и получить за это деньги.

После окончания ГИТИСа Сергей сезон служил в Маяковке и потом долгие годы считал учителями блиставших в театре в ту пору актеров: Владимира Самойлова, Джигарханяна, Лазарева, Мизери, Гундареву.

В 2000 году Колтаков написал замечательную пьесу для антрепризы и хотел показать ее Наталье Георгиевне Гундаревой. Мечтал, чтобы она там сыграла. Договорился о встрече после спектакля — это была «Жертва века» по Островскому. Едва отсидев первый акт, мы даже не пошли за кулисы. Михалыч выглядел очень расстроенным: «Замечательная, великая была актриса, сейчас же играет, а в глазах — доллары. Потому что нужно быстренько управиться здесь и бегом — на «Красную стрелу», сняться в Питере, потом обратно, чтобы через день снова выйти на сцену и отработать без отдачи». К сожалению, не единственный случай, когда талант сгубила чрезмерная занятость, стремление ничего не пропустить и не упустить.

Что касается Колтакова — он был очень разборчив. Когда я еще работал в Театре Станиславского, на служебном входе и на мое, и на его имя постоянно лежали стопки киносценариев. Приносил их домой и слышал: «Коляныч, ты мои тоже почитай — вдруг найдется что-то интересное?» Моей оценке он доверял беспрекословно. Если слышал: «Это полное дерьмо!» — тут же отправлял на растопку, а после слов «Вот тут что-то есть» брал сценарий, внимательно читал и приняв решение сниматься, все реплики и монологи своего героя переписывал от руки. Видимо, это помогало ему войти, «вписаться» в образ.

Знаю, откуда пошли слухи о тяжелом характере Колтакова. Он действительно мог, услышав в телефонной трубке:

— Здравствуйте, я режиссер такой-то... — ответить:

— Нет такого режиссера! — и дать отбой.

И заметьте, ни разу не ошибся — никто из отвергнутых ничем достойным так не выстрелил.

Единственное, о чем Серега жалел, так это о том, что не сыграл Пушкина у Марлена Хуциева. Они три года готовились к съемкам, репетировали, однако все уперлось в финансы. Я нашел фотопробы Сергея — при минимуме грима он был удивительно похож. Уверен, лучше него Александра Сергеевича не сыграл бы никто.

Полное внутреннее перевоплощение — редчайший дар. Вспомните картины, где Колтаков играет исторических персонажей: Сталина, Жданова, Ельцина. Гримерам практически ничего не приходилось делать: разве что причесать по-другому, добавить седину. Сергей выходил на камеру со знаменитым сталинским прищуром — и все, никто уже не сомневался, что именно таким и был «вождь народов».

Приступая к работе над каждым образом, тем более историческим, он перелопачивал горы литературы и приходил на площадку со словами «Все, я готов, давайте снимать!»

Повторюсь: не переносил тех, кто работал спустя рукава, но благосклонно, можно сказать, по-отечески относился к молодым актерам, которые в его присутствии зажимались. Просил режиссера: «Давайте сделаем перерыв на полчасика», — уводил партнера в сторонку и благожелательно что-то объяснял. После беседы эпизод снимали с первого дубля, а актеры смотрели на мастера с бесконечным обожанием и благодарностью.

— Как Сергей Михайлович попал к Ефремову во МХАТ? И почему, будучи ведущим актером легендарного театра, ушел?

— Что значит «попал»? Его пригласил Ефремов, сразу с прицелом на главные роли. А Колтаков еще сомневался: идти или не идти.

Накануне встречи с худруком он возвращался со съемок в одном вагоне с Олегом Борисовым, который незадолго до этого уволился из МХАТа. Сосед принялся отговаривать Михалыча от «опрометчивого шага»: «Поверь, не надо тебе туда. Все от него уходят — я вот ушел, Настя Вертинская...»

Колтаков все же встретился с Ефремовым, перепутал отчество, назвав Олегом Ивановичем, и без обиняков заявил: «Вот вы меня зовете, а от вас ведь все уходят». Ефремову удалось убедить его написать заявление о приеме в труппу.

Через год, когда Колтаков уже играл на сцене МХАТа Треплева в «Чайке», Чацкого в «Горе от ума», Львова в «Иванове», Ефремов сказал:

— Сергей, подаю тебя на звание заслуженного. Играешь главные роли, а до сих пор нетитулованный — непорядок.

На что получил ответ:

— Олег Николаевич, если сделаешь это, я сразу уйду из театра.

1 2 3 4 5 6 7 8
Как звонить в условиях блокировок WhatsApp, Telegram, Facetime — выход есть
В современном мире мессенджеры стали неотъемлемой частью нашего повседневного общения, как в личной, так и в профессиональной сферах. Однако их доступность часто ставится под угрозу из-за целого ряда факторов, включая государственные блокировки, технические сбои и корпоративные ограничения. Эти проблемы могут нарушить общение, вызывать не только замешательство, но и панику среди пользователей.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая