Михаил Агранович. Милые, дорогие, любимые

После съемок мы с Лидой не расставались. Я не питал иллюзий, понимал: найдутся «доброжелатели»,...
Марина Порк
|
01 июня 2020
Михаил Агранович
Так я выглядел, когда снимал с Михаилом Швейцером «Маленькие трагедии»
Фото: из архива М. Аграновича

— Вам довелось работать с классиками отечественного кино — Михаилом Швейцером, Глебом Панфиловым. Сложно было найти с ними общий язык?

— Мне в жизни чрезвычайно повезло, что такие люди обратили на меня внимание. Старался их не разочаровать. Считаю, серьезная творческая биография началась у меня со Швейцера. Вместе мы сделали три картины.

До этого я снял «Рудина» с Константином Наумовичем Воиновым. На премьере в Доме кино, когда фильм уже начался, я заметил, как в проходе появился Швейцер. Минут пятнадцать он стоял и смотрел на экран. На следующий день мне позвонили из объединения Алова и Наумова, сообщив, что Михаил Абрамович хочет познакомиться.

О непростой судьбе режиссера я был наслышан. В чем-то она повторяла путь моих родителей. В конце пятидесятых Михаил Абрамович снял «Тугой узел» по повести Тендрякова, который цензура назвала антисоветским и сильно изуродовала. После этого Швейцер долго сидел без работы и больше не прикасался к современным темам, брался лишь за экранизацию классики. Его очень поддерживала жена Софья Милькина. Они многое вместе пережили, в том числе потерю двоих детей... Швейцер и Милькина были однокурсниками, но ради мужа Софья Абрамовна отказалась от режиссерских амбиций.

Жили они на улице Пудовкина, рядом с «Мосфильмом». Дом был гостеприимным, теплым, хлебосольным, Соня замечательно готовила. Виртуозно играла на рояле и пела. Кроме того, она прекрасно рисовала. Основным объектом ее творчества был Михаил Абрамович. Она создала несколько поразительных его портретов. Один из них висит у меня дома.

На съемочной площадке Соня становилась другим человеком — жестким, требовательным, чувство юмора куда-то пропадало. Но благодаря жене Швейцер не испытывал необходимости кричать, скандалить, посылать кого-то матом, что иногда позволяют себе некоторые мэтры. Он был умнейшим, талантливейшим художником. Если в мире вообще существует эталон режиссера, то для меня это Швейцер. На книжных полках в доме Михаила Абрамовича стояли собрания сочинений Толстого, Чехова, Маяковского, все страницы были исчерканы его замечаниями, все тома в закладках. Швейцер постоянно «общался» с великими писателями. Это была его компания. Он равнял себя с ними, а не с коллегами из соседних монтажных.

В принципиальных вопросах Михаил Абрамович проявлял твердость. Когда худсовет «Мосфильма» не принял сценарий «Маленьких трагедий», посчитав, что Швейцер слишком вольно обошелся с пушкинскими текстами, мастер отослал его на экспертизу в Академию наук и восемь лет переписывал! Фильм состоялся благодаря председателю Гостелерадио Сергею Лапину, решившему, что «Маленькими трагедиями» надо отметить стовосьмидесятилетие поэта.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 15
Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая