К этому моменту Дали с женой давно жили раздельно. Гала — в подаренном мужем средневековом замке Пуболь, куда переехала в 1971-м. Он имел право навещать ее, только письменно известив и получив письменное же согласие-приглашение. В последние годы супруги ссорились при каждой встрече, порой дело доходило и до рукоприкладства — однажды секретарь Дали, примчавшись в его кабинет на крики, обнаружил окровавленную Галу, которую муж избил тростью — той самой, с золотой ручкой, которая раньше принадлежала Саре Бернар.
Теперь между ними, казалось, только смертельная усталость навеки связанных людей. Дали больше не мог рисовать из-за болезни Паркинсона, а Гала злилась, считая, что муж просто ленится. Не в силах справляться с карандашом и кистью, старый художник взялся за литографии, но рынок немедленно накрыла волна подделок, сильно навредившая его репутации.
Десятого июня 1982 года Гала покинула мужа окончательно: она умерла в Порт-Льигате. Мир Дали рассыпался в прах — не зря когда-то он сказал, что они с женой проросли друг в друга как две раковые опухоли. Последней волей восьмидесятисемилетней женщины было похоронить ее в Пуболе, но по испанскому закону, принятому еще во времена чумы, перевозить тело без специального разрешения запрещалось. Тогда Дали с водителем и медсестрой посадили завернутое в покрывало тело усопшей в кадиллак, договорившись, если их остановит полиция, сказать, что сеньора умерла в пути.
Галу похоронили в склепе Пуболя, в гробу с прозрачной крышкой. Спустя месяц король Испании Хуан Карлос I пожаловал Дали наследственный титул — маркиз де Дали де Пуболь. Гале, наверное, понравилось бы стать маркизой... Сальвадор остался единственным маркизом рода — наследников у него не было.
Последующие семь лет стали бесконечным кошмарным сном, только запечатлеть его на холсте художник не имел ни сил, ни желания. Все попытки выглядели сбивчивыми штрихами. Напуганный пожаром в Пуболе, где собирался скорбеть всю оставшуюся жизнь, он перебрался в башню «Галатея», примыкающую к Театру-музею в Фигерасе. В башню, на потолке которой — гигантская символичная картина «Дали с Галой улетают в рай», а в спальне у кровати на ногах-рыбах стоит золотой скелет. Там старик жил затворником, не допуская к себе даже близких друзей. Аманде Лир передал: он хочет, чтобы запомнила его молодым и красивым, поэтому согласен встретиться только в полной темноте и на несколько минут. Другой подруге, отважившейся его навестить, послал в гостиную бутылку вина и бокал, но сам так и не покинул спальню.