
А когда не поладил с городским начальством и пришлось оставить место, его позвали в Берлин. Растущий и богатеющий город решил обзавестись аквариумом, директорство предложили Брему. Аквариум, открытый в 1869 году, стал его детищем, он вышел по-настоящему грандиозным — огромным, с большими подземными помещениями, электрической подсветкой, сотнями видов рыб. Аквариум стал одной из достопримечательностей города, но Брем им руководил недолго — через несколько лет ушел.
Ему нравилась свободная жизнь, он любил путешествия и работу над книгами, встречи с новыми людьми, дружеские застолья и охоту. Брем объездил Норвегию и Лапландию, Туркестан, Средний Дунай и Испанию, путешествовал по Сибири, добравшись до самых отдаленных уголков края. Местные жители долго вспоминали его дружелюбие и непревзойденное умение пить. В Абиссинию он ездил с герцогом Эрнстом Саксен-Кобург-Готским и его приближенными, и об этом написали все газеты. Но все-таки своей настоящей славой Брем был обязан книгам. Написанным, словно приключенческие романы, «Путевым очеркам из Северо-Восточной Африки», «Жизни птиц», десятитомной «Жизни животных» — над дополнениями к ней Брем работал до конца своих дней. Ее необыкновенный успех был связан с тем, что Брем смотрел на зверей как на людей: он видел в них ум, волю и характер, с животными ему было интереснее, чем со скучными собеседниками.
Сидя в саду под старой липой, украшенной их с Матильдой именами, Брем вспоминал прожитые вместе годы, пытаясь найти что-то необычное и яркое, и не мог. Обычная, похожая на многие другие семейная жизнь — он путешествовал, писал, блистал в обществе, а Матильда была его тенью, доброй феей их дома. Порой он сомневался в том, что любит ее, — от юношеского чувства с годами мало что осталось. Но теперь Альфред чувствовал огромную пустоту. Больше ему не к кому возвращаться, и он никуда не хочет ехать…
Она умерла, рожая младшего сына: всего у них с Матильдой было пятеро детей, но этого последнего ребенка Брем любил сильнее всех. После смерти жены Альфред сильно сдал и работал через силу. В 1883 году он подписал контракт на 50 лекций в Америке. Накануне отъезда все пятеро детей заболели дифтеритом — в то время эта болезнь часто оказывалась смертельной. Остаться дома Брем не мог: это грозило ему разорением (американский контракт предусматривал огромную неустойку в случае отказа). В Нью-Йорке ему вручили телеграмму: младший сын умер вскоре после того, как Альфред уехал... Самому ему жить оставалось тоже недолго.
Те, кто был рядом с Бремом в последние минуты, говорили, что он постоянно вспоминал жену и умершего сына. Обещал вернуться, уверял, что разлука будет недолгой, и поднимал руку, пытаясь кого-то обнять. Через несколько мгновений глаза Альфреда Брема навсегда закрылись, и он встретился со своей Матильдой...