Федор Плевако: адвокат страстей человеческих

Чтобы послушать Плевако, в залы суда набивались толпы народа: каждая его защита превращалась в спектакль.
Александр Александров
|
23 Сентября 2011

Тот слушал его, улыбаясь в усы, а потом сказал:

— А помните ли, ваше сиятельство, несколько лет назад мне ведь тоже было нелегко убедить присяжных, что вы, князь, всегда носили с собой оружие. Надо ли было вам, дорогой мой, врываться в чужой дом через окно, выбив стекло? Зачем вы гнались за раненым? Да и в том, что в руках у Шмидта тоже был револьвер, я постарался убедить присяжных с ваших слов...

Князь с грустной улыбкой покивал головой и вздохнул.

— Дело адвоката — не месть, а защита, милейший Григорий Ильич. Тот, кто согрешил и раскаялся, чист перед богом и государством! — закончил Плевако.

Князь хотел было возразить, что Бартенев, судя по всему, раскаиваться не собирается, но промолчал, и они разошлись по своим купе. Плевако долго сидел на разобранной постели, глядя на разлитую за окном темноту. Он был глубоко верующим человеком, много лет состоял церковным старостой кремлевского Успенского собора, и, несмотря на внешнюю браваду, слова князя его поразили. Рано или поздно придется подводить итог прожитой жизни, и не ляжет ли на его душу камнем то, что он спасал виновных? После земной жизни будет и другая: как он взглянет в глаза Марии Висновской, случись им встретиться за гранью вечности?

Возможно, на самом деле она была совсем не такой, как он представил ее в суде… Да нет, все это вздор — у адвоката своя работа, он не должен думать о таких вещах! Но как же совместить это с тем, чему его в детстве учила мать: черное всегда остается черным, а порок должен быть наказан?

…Как хорошо вернуться домой, туда, где тебя любят и ждут! Извозчик быстро привез Плевако на Новинский вал, сани промчались мимо принадлежавших ему доходных домов к небольшому двухэтажному особняку с кариатидами, а там уже был готов обед и кипел самовар. Подъезжая к парадному крыльцу своего дома, Плевако с бьющимся от нетерпения сердцем думал о том, выйдет ли навстречу жена и что она ему скажет.

Он не знал, что обвенчаться они смогут только через девять лет, после смерти законного мужа его подруги, и на свадьбе, одетая в белое кружевное платье, Мария Андреевна будет выглядеть моложе и красивее своих дочерей. А сам Федор Никифорович проживет после этого еще целых восемь лет — вполне достаточно, чтобы насладиться семейной жизнью.

Его родные и приемные дочери найдут себе хороших мужей, сыновья вырастут достойными людьми. Не пропадет и корнет Бартенев — император прочтет в газетах отчет о судебном процессе, заинтересуется речью Плевако и заменит каторгу разжалованием в солдаты.

Не знал Плевако и того, что сомнение, поселившееся в его сердце после вчерашнего разговора с князем Грузинским, будет расти и крепнуть и в конце концов помешает ему работать.

Он начнет дольше готовиться к выступлениям, а вот говорить станет куда хуже — к концу жизни знаменитый адвокат будет меньше выступать в суде...

Но пока что с крыльца ему улыбалась жена, а Федор Никифорович чувствовал себя совершенно счастливым.

1 2 3 4 5 6
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог