Ксения Таран: «Благодарна Касаткиной, Бурдонскому, Чурсиной за то, что преподали мне свои уроки!»

«Корифеи пытались передать свою школу. В театре было наставничество. Считаю Людмилу Касаткину своим наставником в профессии и в жизни».
Анжелика Пахомова
|
01 августа 2024
Ксения Таран. Фото
Ксения Таран
Фото: из архива К. Таран

«Корифеи пытались передать свою школу. В театре было наставничество. Считаю Людмилу Касаткину своим наставником в профессии и в жизни. Потому что, действительно, это и уроки жизни, и уроки театра, и уроки отношений... Иногда до сих пор, когда задумываюсь, как мне ответить, думаю: а как бы Людмила Ивановна на это прореагировала? Какое у них было достоинство, какая скромность... Это невозможно забыть», — рассказывает Ксения Таран, актриса театра и кино.

— Ксения, порог Театра Российской армии вы перешагнули 21 год назад, расскажите, пожалуйста, о своих первых впечатлениях. Чем запомнились контакты с корифеями?

— Я приехала сюда из Перми — окончила Пермский государственный институт искусства и культуры, мастерская народного артиста Выходова. Показывалась в несколько театров, у меня было два приглашения, помимо этого. Кстати, когда я еще училась в институте, у нас часто работа шла в пермском театре, на огромной сцене. И я думала, что не хочу работать в таком большом театре, мне ближе что-то камерное. А в результате попала в Театр Российской армии с самой большой драматической сценой в Европе. (Улыбается.) Выбрала его, потому что это история. Я ценю эту историю и благодарю судьбу, что все сложилось именно так. Никогда не забуду, как мы с мамой гуляли вокруг здания, возле гигантских колонн. И она мне рассказывала: «Представляешь, здесь играют Людмила Касаткина, Лариса Голубкина, Алина Покровская, Владимир Зельдин, Нина Сазонова!» А я помнила открытки с этими актерами из киоска «Союзпечать». Я восхищалась ими, смотрела фильмы. Даже не верилось, что увижу этих легенд и буду работать с ними на одной сцене.

— Конечно, хочется сразу спросить про Владимира Михайловича Зельдина.

— С Владимиром Зельдиным я играла в спектакле «Приглашение в замок». Я еще только пришла в театр. Постановка Александра Васильевича Бурдонского, потрясающая, танцевальная, очень стильная для того времени. Видела, как Зельдин работает, как он относится к профессии, как он себя держит. Многие задавали ему вопрос: «Владимир Михайлович, как так получается, что вы в такой форме в свои годы — вы и танцуете, и поете, и энергии у вас столько?» Он отвечал: «Во-первых, это генетика, во-вторых, здоровый образ жизни. Я каждый день по несколько часов гуляю с собаками вокруг своего дома утром и вечером... И еще я не пью и не курю!»

Ксения Таран с мужем и дочерьми
«У нас с мужем, режиссером Константином Тараном, есть независимые театральные и кинопроекты. Мы всегда над чем-то работаем: пишем сценарии, что-то снимаем или продюсируем». С мужем Константином, дочерьми Александрой, Таисией и Альтеей, 2024 год
Фото: Я. Булаш/из архива К. Таран

— Удивительно для нашего актерского мира.

— Да. И вот, пожалуйста, результат. На первое место, конечно, все-таки ставил генетику. Но важно и его отношение к жизни, он же был абсолютно светлейшим человеком, помогал всем в театре. Нес себя людям, отдавал — и от этого был счастлив. Сложное чувство, не всем доступное... Первое, что я почувствовала, когда пришла в эту огромную труппу, — все актеры старшего поколения хотят поддержать молодежь, помочь. Как Людмила Ивановна Касаткина говорила: «К сожалению, со временем в людях уходит сопереживание, сочувствие. Почему многие не умеют порадоваться за других? Ну приди, поддержи, классная премьера, классный актерский состав».

— Это для актерского контингента сложнее всего.

— Конечно, прийти и сказать, причем сказать искренне. Легендарные старики Театра Российской армии всегда так делали, они не боялись этого. Этому меня научила Людмила Касаткина. И сейчас Людмила Алексеевна Чурсина, которая тоже всегда пытается помочь. Не говоря уже о Владимире Зельдине. Помню, как я пришла в нашу столовую на верхнем этаже и он стоял в очереди. Я пропустила его: «Владимир Михайлович, конечно, конечно, покупайте». И он покупает мне шоколадку и говорит: «Это тебе — шоколадка «Вдохновение»!» И стал меня расспрашивать: «Кто ты? Когда была принята в театр?» Я была так растрогана! Мы же с ним раньше не пересекались. И это ощущение, что с тобой соприкасаются эти невероятные личности и они тебя ценят, живет во мне до сих пор, согревает, помогает.

— Вы почувствовали себя в семье, в которую вас приняли доброжелательно, с заботой, поддерживали.

Александр Бурдонский
«Он репетировал, он разбирал, давал столько литературы, столько разных примеров! К каждой репетиции готовился, к каждому актеру относился индивидуально». Александр Бурдонский, 2011 год
Фото: Ю. Феклистов/Архив «7 Дней»
Ксения Таран и Людмила Чурсина
«Я ввелась в этот спектакль за десять дней, а там огромнейшие монологи». Ксения Таран и Людмила Чурсина в спектакле «Игра на клавишах души» режиссера Александра Бурдонского, 2020 год
Фото: из архива К. Таран

— Да! Корифеи пытались передать свою школу. В театре было наставничество. Считаю Людмилу Ивановну своим наставником в профессии и в жизни. Потому что, действительно, это и уроки жизни, и уроки театра, и уроки отношений... Иногда до сих пор, когда задумываюсь, как мне ответить, думаю: а как бы Людмила Ивановна на это прореагировала? Какое у них было достоинство, какая скромность, что сейчас абсолютно не воспитывается.

— И была же еще культура поведения — все здороваются, уважение к стенам театра...

— Уважение к стенам театра! Никто не опаздывает на репетиции. Все приходят минимум за два часа до спектакля. Сейчас кто приходит за два часа? За час-то еще половины состава нет... Но у меня осталось это правило — я прихожу за два часа, настраиваюсь.

— Это прямо старая школа.

— По-другому не могу. В общем, считаю главной удачей, что я попала в то время, в ту атмосферу. И неважно, в спектакле с Зельдиным ты танцуешь в небольшом эпизоде или играешь главную роль, но ты смотришь на него, как он работает на сцене, как он работает в партнерстве, как он относится к театру. И ты даже можешь чего-то не понимать, но ты в этом живешь, и ты сам по-другому не можешь. Они воспитывали нас. Не воспитывая... Очень благодарна Александру Васильевичу Бурдонскому, который тоже был сторонником той старой школы. И доверил мне роль в своем спектакле «Приглашение в замок». Помню, как меня с ним познакомили. Когда меня подвел к нему завтруппы, чем занимался режиссер? Он расправлял кулисы! Вот ему не нравилось, что они загнуты, и он сам их расправлял. Посмотрев на меня, сказал: «Хорошо. Пусть смотрит».

Владимир Зельдин
«Он стал меня расспрашивать: «Кто ты? Когда была принята в театр?» Я была так растрогана! Мы же с ним раньше не пересекались». Владимир Зельдин празднует свой 90-летний юбилей на сцене Театра Российской армии, 2005 год
Фото: А. Эрштрем/Архив «7 Дней»
Людмила Касаткина
«Считаю Людмилу Ивановну своим наставником в профессии и в жизни. Потому что, действительно, это и уроки жизни, и уроки театра, и уроки отношений...» Людмила Касаткина, 2004 год
Фото: М. Клюев/архив «7 Дней»

И потом я была занята у него во многих спектаклях. В «Серебряных колокольчиках» играла Фриду, в спектакле «Та, которую не ждут...» — Дорину. Великолепный спектакль, потрясающая драматургия, где главную роль играла Людмила Алексеевна Чурсина. Это было что-то невероятное. Бурдонский привыкал к актерам, не любил их менять... Я забеременела, готовилась к декрету, но все еще играла 14-летнего ребенка. До седьмого месяца! И только когда люди в зале начали шушукаться, почему юная героиня беременна, он меня отпустил в декрет. А когда я вернулась, взял обратно.

— Как он репетировал?

— О-о-о! Он репетировал, он разбирал, давал столько литературы, столько разных примеров! К каждой репетиции готовился, к каждому актеру относился индивидуально, с кем-то он мог работать более эмоционально, на кого-то он мог даже накричать, чтобы добиться своего. Это не было с какой-то злобой. Многие актеры обижались, но я, например, знала, что он кричит по делу. И у нас процесс творческий складывался очень хороший. Он так много давал, обязательно давал предысторию, разбирал роль досконально, разбирал весь спектакль — почему, как...

Как он относился к костюмам каждой актрисы! Вникал в любую деталь, общался с костюмерами. Со всеми общался. То он у гримеров, то в будке помрежа. Никого он не делил на «департаменты» — это «мое» дело, это «не мое». Во все вникал. У него каждый спектакль был как его ребенок. Кстати, он на каждый свой спектакль приходил.

— Это тоже удивительно.

Ксения Таран и Людмила Касаткина
«Я играла пациентку в клинике, в которую попадает героиня Людмилы Ивановны Касаткиной. Потрясающую пьесу Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж» режиссер Сергей Николаевич Колосов поставил на нее». Ксения Таран и Людмила Касаткина в спектакле «Странная миссис Сэвидж» Сергея Колосова, 2004 год
Фото: из архива К. Таран

— Никакого дежурного режиссера, никакого ответственного, как сейчас у нас есть: приходил сам, и не просто где-то сидел, а смотрел спектакль, как он идет, из-за кулис или из зала. Я родила, говорю потом: «Александр Васильевич, может быть, девочку-то мне играть уже и не надо?» — «Играй, — говорит, — ты можешь ее играть, я сам тебе скажу, когда...» И я играла. Потом я снова ушла в декрет, он назначил другую артистку. Но, когда вернулась, снова стала играть я.

Кстати, Зельдин любил повторять фразу: «Чем больше актер талантлив, тем он дольше остается ребенком, сохраняет этого ребенка внутри себя». И мне кажется, и Зельдин, и Касаткина были люди, которые в себе сохраняли ребенка. Они были настоящими. Иногда — наивными детьми. Особенно это можно сказать о Людмиле Касаткиной.

Если все закольцевать, от того момента, когда мы встретились с Бурдонским у кулисы, и потом, в его последнем спектакле, где я играла главную роль, это «Игра на клавишах души» с Людмилой Алексеевной Чурсиной... Я ввелась в этот спектакль за десять дней, а там огромнейшие монологи. Там надо было вести, где-то Людмила Алексеевна вела, а где-то я. Я играла Лору, пианистку. Нужно было держать, держать темпоритм, огромные монологи, все надо было делать быстро, динамично.

И когда я в последний момент стояла за кулисами и думала: «Как же выйти, как же выйти», перекрестилась, и Александр Васильевич подтолкнул теплой рукой в спину: пошла с Богом! У меня даже сейчас мурашки по телу. И вот этот период от кулис, когда он их поправлял, девочка, которая пришла, — ну пусть смотрит и танцует... И потом, когда он, как такой мастер, именитый режиссер, прямо такой папа, мне раз в спину рукой — пошла!.. Это дорогого стоит. И конечно, я благодарна и Людмиле Алексеевне, благодарна и ему за доверие, потому что это была сложнейшая роль, значимая. Для меня самое главное было — не испортить спектакль, не подвести партнеров.

Мне кажется, роли — они как дети. Это не то что сыграл и забыл, а ты все время совершенствуешься, все время работаешь. Никогда нельзя сказать, что эту роль я уже сыграл, положил и забыл. Всегда в роли есть что найти, есть что сыграть по-другому.

Лариса Голубкина
«Лариса Ивановна сейчас участвует как консультант в спектакле «Гусарская баллада». Ее приглашали на читку, на знакомство с режиссером, она давала свои комментарии, свои наставления». Лариса Голубкина
Фото: Архив фотобанка/FOTODOM

Это то, что касается Александра Васильевича Бурдонского. А то, что касается Людмилы Ивановны Касаткиной, я, конечно, ей благодарна тоже за спектакли, за роли... Кстати, я не так давно поняла, что, оказывается, ввелась в спектакль «Странная миссис Сэвидж», который только год как вышел, почти в премьерный. И конечно, были такие сомнения: она молодая актриса, она может не справиться.

— Вы играли одного из детей?

— Нет, я играла пациентку в клинике, в которую попадает героиня Людмилы Ивановны Касаткиной. Потрясающую пьесу Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж» режиссер Сергей Николаевич Колосов поставил на нее. И вот год она шла, потом я пришла в театр. Мы играли душевнобольных, а я всегда, еще с института, мечтала сыграть душевнобольную. Интересно, ты должен войти в это состояние... До ввода посмотрела спектакль 18 раз! Ходила на все спектакли! И он каждый раз меня трогал, у меня каждый раз в финале текли слезы, когда Людмила Ивановна, с платком в зубах, уходит из клиники. Она выходила в зал к зрителям, так было застроено режиссером, с зонтиком, с мишкой, и в зубах у нее этот платок, и катятся слезы... Зал аплодирует, и она уходит к зрителям. А там, на сцене, остается психбольница и ее обитатели. И мы ей машем: пока, пока...

— Это тот случай, когда вы попросились поработать?

— Да. Когда я узнала, что одна артистка ушла, сказала: «Людмила Ивановна, я хочу играть эту роль». Приходила к ней домой, репетировала. И Сергей Николаевич, режиссер, утвердил, сказал: «Детка, ты сможешь». И дальше я уже играла и была счастлива, безумно счастлива — это такая школа! Потом был период, когда Людмила Ивановна иногда забывала реплику... И самым главным моментом было партнерство... Я знала текст Касаткиной. Она мне доверяла, говорила: «Детка, ты сегодня играешь», и переставала волноваться. Например, был момент, она вышла на сцену и должна рассказать, кто из детей к ней сейчас придет: «Сейчас придет моя дочка, сын...» Я понимаю, что она это не произносит. Я говорю: «Миссис Сэвидж, так к вам сейчас придет ваша дочь?» Она поворачивается и говорит: «Да-а-а». Я продолжаю: «А потом еще и ваш сын?» Она говорит: «Да-а-а». И улыбается, что я ее выручила.

Ксения Таран и Евгений Кананыхин
«В этом сезоне из новых спектаклей я также занята в постановке «Лавр». Это работа режиссера Эдуарда Боякова по роману Евгения Водолазкина». Ксения Таран и Евгений Кананыхин в спектакле «Лавр», 2024 год
Фото: из архива К. Таран

Но исключительность Людмилы Ивановны, ее гениальность всегда были в том, что она могла сказать не по тексту, но всегда точно говорила по теме. Она так могла импровизировать! Предположим, забыла она фразу, что ты кобра или еще что-то, но могла сказать: «Ты вонючка». Ну вонючка, ну и что? И конечно же, эта поддержка давала такую близость человеческую, партнерскую... И следующая постановка, в которую она меня ввела, был спектакль «Школа любви». До этого роль играла Катя Климова, она ушла в декрет, Людмила Ивановна ввела меня. Спектакль был блистательный!

— Да. Я вообще люблю спектакли Житинкина.

— Я тоже очень многие спектакли Житинкина люблю. Например, меня впечатлил спектакль «Нижинский» с Домогаровым. Кстати, все хочу подойти к Александру Юрьевичу и выразить благодарность за те работы, которые я с ним видела. Кроме «Нижинского», это «Сирано де Бержерак», «Ричард III» и вот сейчас «Маскарад». Удивляюсь, как он работает. Он, безусловно, потрясающий актер.

— Раз мы затронули эту тему, может быть, про «Маскарад» скажете? Мне кажется, все, кто участвует в этом — даже в самой маленькой роли, каждый человек, — создают общий успех.

— Во-первых, отмечу невероятное отношение к нам Нины Чусовой. Я впервые работала с ней. Знаете, к женщине-режиссеру отношение всегда настороженное. Ну кто там, по пальцам пересчитать... Сначала она нас отбирала, потом начала с нами работать.

Ксения Таран
«Получилось, что я играю в спектакле другого театра, но на родной сцене». Ксения Таран после спектакля «Лавр», 2024 год
Фото: из архива К. Таран
Ксения Таран
Я считаю, что в театре основное — это культура, сохранение традиций. Уважение к стенам, в которых ты работаешь
Фото: Константин Таран/из архива К. Таран

— Даже с теми у кого небольшие роли...

— Небольшие роли, роли без слов — неважно. Со всеми подробно велась работа. Я играла участницу маскарада. Это роль без слов. Мы танцуем, создаем атмосферу. Требовался актер, который пройдет сцену с Домогаровым. Почему-то Нина Владимировна выбрала меня. Мне было очень приятно такое доверие. И потом начался процесс работы с ней. Это невероятно талантливый человек, невероятно добрый, все-таки в ней это преобладает... Она даже когда ругается на актеров, у нее это выходит по-доброму. Она человек такого чувства юмора, так это все рассказывает... Глядя на нее, не было ощущения предвзятости, что пришла уже доказавшая все Нина Чусова. 

Да, она известный режиссер и талантливый, ее все знают. Можно сказать «Нина Чусова», и уже все понятно — по постановкам, по творчеству. Но при этом она осталась человеком с самоиронией, не взращивает в себе на репетициях мэтра. Прислушивается ко всем, но настоятельно диктует свое... Она точно знает, чего хочет. Творческий процесс с Ниной Чусовой мне очень понравился. И конечно, когда была премьера, как она поздравляла, как она очень долго оставалась с нами, с молодежью, уделила всем внимание! Не то что она пришла, собрала все лавры, цветы и ушла — нет, она искренне интересовалась каждым. Потрясающе.

Знаете, о чем думаю? Театр во все времена менялся. Так же, как жизнь у нас меняется, обстоятельства меняются и так далее. Но я считаю, что в театре основное — культура, сохранение традиций той школы Станиславского, которую он подарил, этика актера: как он должен любить, искренне служить театру, относиться к людям, к своей роли, к своей профессии. Театр не любит халатности. Почему я рада и счастлива, что с теми актерами поработала.

— Вернемся к Людмиле Ивановне...

Ксения Таран
«Она проста, ее никогда не назовешь заносчивой. Когда ты с ней работаешь, она, наоборот, снисходительна к коллегам. И всегда скромна». Людмила Чурсина на съемках сериала «Держи меня крепче», 2007 год
Фото: А. Эрштрем/Архив «7 Дней»

— И вот в какой-то момент я говорю: «Людмила Ивановна, вот я 18 раз посмотрела «Странная миссис Сэвидж», и каждый раз вы плачете в финале, у вас текут слезы. Как вы это делаете?» Она мне говорит: «Детка, война. Я пережила войну, и это осталось в моей жизни навсегда». Сейчас я стараюсь жить принципами Людмилы Ивановны, помню, как она всегда стояла за справедливость, старалась все время помочь.

Мы с ней заговорили о церкви, о вере. Она рассказала историю: когда снималась «Мать Мария», в этот период общалась с патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Он ее спросил: «Людмила Ивановна, что для вас вера?» Она ответила: «Я верующий человек, дома у меня всегда свечки». Это правда, у нее всегда горела свечка, иконы стояли. «Но ходить в храм раньше не хватало времени, а сейчас не хватает сил. Вера для меня — моя совесть». Он ей сказал: «Людмила Ивановна, вы абсолютно правильно мыслите». Вера — это моя совесть, вот это мне запало. Мое отношение немножко другое, но в этом есть своя правда. И она так и жила — по совести.

Она казалась недоступной. Почему наши отношения сложились, мне кажется... Людмила Ивановна была очень тонко чувствующим человеком, всегда видела, где корысть, где ложь. Она же очень долго меня проверяла. А в чем были ее проверки? Не на сцене, проверяла за кулисами, дома. Она, например, могла спросить: «Ксения, скажите, как вам кажется, это платье мне идет или нет?»

— И что надо было отвечать? Я бы растерялась.

— А многие говорили: «Да, конечно!» А я говорила ей правду. «Знаете, Людмила Ивановна, мне кажется, что вот предыдущее вам лучше, а это вам не совсем идет». Она отвечала: «Детка, я тоже так считаю». Знала все сама, но ей хотелось услышать, что я отвечу. И таких моментов в жизни было очень много. «Как тебе кажется, я сегодня сыграла?» — «Людмила Ивановна, мне кажется, сегодня вы чувствовали себя немного хуже...» И она это всегда чувствовала, она всегда очень чувствовала людей, и именно поэтому у нас сложилось.

Александр Домогаров
«Удивляюсь, как он работает». Александр Домогаров в спектакле «Маскарад», Театр Российской армии
Фото: Театр Российской армии

Все говорят, Касаткина была строгой. Да, но при этом она была справедливой. И кстати, актриса и драматург Валентина Васильевна Асланова, ее друг, которая близко общалась с ней, еще до меня, много лет, отмечала, что, когда Людмила Ивановна злилась очень сильно, у нее глаза синели. Так они у нее были голубые, а тогда становились синие-синие... Но когда бы она ни злилась, не была агрессивной, в душе-то она все равно добрая. Долго отходила, могла на ком-то срываться, могла прийти не в настроении — ее боялись. Но это ее такой мощный темперамент, нельзя за это судить.

А какая забота о своих коллегах! Когда мы приехали на гастроли (это была одна из ее последних поездок), после спектакля накрыли шикарный стол. Она не села за него и не позволила сесть никому, пока не покормили монтировщиков. Вот эта забота о других людях, это все оттуда, конечно. Война-то, она же сплачивает... Кстати, мы сейчас дружим с внучкой Людмилы Ивановны, Людмилой Головиной — известным психологом. Сейчас у Людмилы Ивановны есть и две правнучки. Правнучка Сашенька похожа на нее...

— Ксения, перейдем к Людмиле Алексеевне Чурсиной. Можете вспомнить свое первое впечатление от нее?

— У Людмилы Алексеевны абсолютно потрясающее чувство юмора, она удивительно остроумная. И она до сих пор та актриса, которая читает наизусть многие стихи — и Пушкина, и всех классических авторов. И как она это делает, как читает! И как она современна в одежде, современна во всем. Следит за всеми тенденциями. Знает новости, познает мир, она абсолютно современный человек.

— А это редкость.

Спектакль «Маскарад»
Спектакль «Маскарад», Театр Российской армии
Фото: Театр Российской армии

— Редкость. Она проста, ее никогда не назовешь заносчивой. Когда ты с ней работаешь, она, наоборот, снисходительна к коллегам. И всегда скромна. Вот эти ее скромность, деликатность, осторожность, страх обидеть человека или зайти в личное пространство, спросить что-то не то... Это просто человек воспитан так, он по-другому никак не может. И конечно же, эта ее абсолютная, потрясающая порода. Как она идет, как она себя преподносит... Я просто обожаю Людмилу Алексеевну.

Когда ты с ней общаешься, понимаешь: она держит некое пространство, и ты, соответственно, из уважения, из-за любви к ней, тоже не будешь нарушать границы. Но я всегда хочу с Людмилой Алексеевной видеться, всегда хочу ее поддержать, мне всегда с ней не хватает времени наговориться, наобщаться. То, что Людмила Алексеевна позволяет себя обнять, для меня очень ценно. И ее партнерство в спектакле «Игра на клавишах души» — это прямо глаза в глаза, когда есть вот этот контакт, когда есть вот это единение. Это моя история, этим очень горжусь и ценю, что в стенах родного театра со мной это происходило и происходит.

Вы понимаете, мне, опять же, кажется, что все зависит не только от возраста и не только от поколения. Это зависит от воспитания. Нужно воспитывать изначально эту культуру. Когда ты берешь, например, на курс какого-то студента, ну ты же видишь, как он одет, ты же видишь, как он говорит, как он смотрит, как он молчит... Мы сейчас делаем проект с мужем и берем тех людей, которые нам близки. Они из одного проекта переходят в другой. Потому что мы знаем, какие они люди, какое у них отношение к профессии, как они работают. Только с единомышленниками можно достичь результата, добиться нужной атмосферы. Есть актеры, которые приходят и включают в гримерке музыку перед спектаклем. А в соседней мы гримируемся и все слышим. Может быть, и так можно настраиваться?...

— Но так они же настраиваются не на спектакль. Они, наоборот, отстраиваются.

— Конечно. Мы сейчас говорим о закулисных каких-то вещах, об отношении актера к театру. Ну а если, например, рассуждать, что такое театр тогда и сегодня... Мне кажется, проблема многих актеров, которые в возрасте, что они немножко неправильно рассуждают: вот тогда был театр — о-о-о! А сейчас театр — бе... Нет, так нельзя рассуждать. Есть мастера, которые уже в возрасте и при этом принимают современный театр. Вопрос, какой это театр. Если в нем, кроме технологий, есть классная история, которая задевает за живое, — это здорово.

Ксения Таран и Лариса Голубкина
Ксения Таран и Лариса Голубкина в спектакле «Школа любви» режиссера Андрея Житинкина, 2005 год
Фото: из архива К. Таран

— Ну, сейчас возможности добавляются.

— Конечно. Только нельзя стоять на одних технологиях и «фишках»... Кто-то считает: о, современный театр, значит, не будем проживать, не будем ничего выстраивать, включим лазерное шоу, табурет поставим на голову, наденем маски, покривляемся... А меня это не трогает. А режиссер думает: ну это перформанс, вы просто не понимаете. А я, например, за что еще уважаю народных артистов нашего театра — Людмилу Алексеевну Чурсину и Александра Яковлевича Дика: они с удовольствием откликаются на современность, они пробуют. Это неправда, что сегодня у театра не лучшие времена. Просто выдающегося, как всегда, мало. И тогда было мало.

— Вы с Ларисой Голубкиной работали?

— С Ларисой Ивановной я, конечно, работала. Играла с ней в «Школе любви». Она мамочку, а я — всех невест ее сына, которого играл Толя Руденко. Лариса Ивановна сейчас участвует как консультант в спектакле «Гусарская баллада». Ее приглашали на читку, на знакомство с режиссером, она давала свои комментарии, свои наставления. Лариса Ивановна тоже потрясающая — человек, идущий в ногу со временем. Да, она на коляске, но при этом у нее причесочка, у нее макияж, у нее современные ботинки, туфли, костюмы и так далее. Она рассказывала в интервью, что судьба у нее здесь сложилась, может быть, не так, как ей хотелось. Но все равно же никуда из этого театра не ушла, она верна ему по сегодняшний день.

Я верю в то, что театр — это живой организм: как ты к нему относишься, так он и отвечает. Поэтому я никогда его не предаю, дай Бог, и дальше будет так. У меня никогда не было того, чтобы я не сыграла что-то, подвела или пришла сюда в каком-то ненадлежащем виде. За 21 год — ни разу. Я этим горжусь. Это мое отношение и любовь к театру. И конечно же, я привыкла прежде всего не к стенам, а к коллегам, мы уже сроднились здесь.

Ксения Таран
Ксения Таран в спектакле «Школа любви» режиссера Андрея Житинкина, 2005 год
Фото: из архива К. Таран
Ксения Таран с мужем
«Муж мне говорит: «Пожалуйста, выходи, работай, потому что ты будешь возвращаться оттуда обновленной, заряженной». Ксения Таран с мужем Константином, 2024 год
Фото: из архива К. Таран

— Ксения, для меня удивительно, что вы активно работаете и при этом воспитываете троих детей.

— У меня три девочки. И ни с одним ребенком я не сидела в отпуске, сразу выходила работать. Дети ходят в садик, у меня огромная поддержка — и муж, и бабушки, и крестные.

— Вы не приносите семью в жертву профессии, это редкий такой случай.

— А я изначально говорила, что я никогда не ставлю театр выше семьи. Отдавая все театру, я не завела бы семью. Но и точно так же я никогда не уйду в семью и не оставлю театр. И у меня еще, слава Богу, классный муж, который мне говорит: «Пожалуйста, выходи, работай, потому что ты будешь возвращаться оттуда обновленной, заряженной». В этом сезоне из новых спектаклей я также занята в постановке «Лавр». Это работа режиссера Эдуарда Боякова по роману Евгения Водолазкина. В главной роли — Дмитрий Певцов. И хотя «Лавр» стоит в репертуаре «Нового театра», играют его в ЦАТРА, где идеально помещаются масштабные декорации. Получилось, что я играю в спектакле другого театра, но на родной сцене.

— И ходят люди?

— Не то что ходят — битком! Мне приятно, что работа с «Новым театром» продолжилась. Получила предложение играть в иммерсивном спектакле-сказке, в котором зритель путешествует по залам старинного особняка. Мне детская аудитория очень интересна, люблю с ней работать. Хотя это и сложно. Ведь детей не обманешь, они видят твои эмоции.

А еще у нас с мужем, режиссером Константином Тараном, есть независимые театральные и кинопроекты. Мы всегда над чем-то работаем: пишем сценарии, что-то снимаем или продюсируем. Сейчас делаем уникальный театральный проект с новейшими технологиями. Муж окончил магистратуру у Леонида Ефимовича Хейфеца и защитил диссертацию по новым театральным технологиям. Поэтому нам очень интересны новаторские проекты. Но, конечно, мы понимаем, что инновации — это не самое главное, ведь зритель идет на историю, на живую игру актеров, на школу. Именно поэтому, за какие бы проекты ни бралась, своим домом считаю Театр Российской армии, где я получила эту школу. И где судьба подарила мне возможность общаться с великими мастерами.

Обратный отсчет: когда в России окончательно отключат YouTube
В условиях усиления контроля за информационным пространством власти РФ готовятся к полному ограничению доступа к одной из самых популярных в мире видеоплатформ — YouTube. Об этом рассказал заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая