Ольга Лерман: «Берегите родных вашему сердцу и душе людей. А все остальное можно пережить»

Было странно сидеть без работы и участвовать в основном в массовых сценах. Хотя я считаю, что...
Елена Ланкина
|
10 Марта 2023
Ольга Лерман
В Москве первое время было нелегко — здесь у людей другой менталитет. Москвичи сильно отличаются от бакинцев. Баку — это ведь юг
Фото: Masha Hutorseva/из архива О. Лерман

Через год после «Анны Карениной» случился «Евгений Онегин», где я сыграла Татьяну. Еще когда Туминас только пригласил меня в театр в 2011 году, мы с ним долго беседовали, и он сказал: «Я буду ставить «Евгения Онегина». Татьяна, мне кажется, вам подойдет». Но время шло, ничего не происходило, я уже начала забывать про этот разговор, когда стало известно, что Римас начал готовить новый спектакль.

Туминас всегда всем разрешает присутствовать на репетиции. И я хотела быть там, где творится настоящее искусство. Пришла, но у него уже была Татьяна — Вильма Кутавичюте, с которой впоследствии мы и репетировали, и выпускали в состав. А сначала я вместе с другими актрисами бегала в танцовщицах. Тогда многие пробовали себя в разных ролях. Можно было даже что-то придумывать самим и предлагать в качестве этюда. Я еще помню такой состав рассказчиков: Максим Суханов, Владимир Симонов и Володя Вдовиченков.

Римас, видимо, хотел посмотреть все варианты. Как-то говорит: «А что, Лерман, вы знаете «Письмо Татьяны»?»

Конечно, я его знала. Хотя к тому моменту достаточно разуверилась, что мне могут предложить большую роль. Прочла письмо. Режиссер попросил: «А попробуйте по-другому...»

И с этого дня я стала репетировать Татьяну во втором составе.

Помню, однажды Римас предложил: «Представьте, как будто вы говорите в микрофон, в валенках идете по снегу, а из-под него уже пробиваются подснежники». Тогда я ничего не поняла из того, что он сказал, но попыталась представить. Так Туминас научил меня чувствовать иллюзорно. Мы стали говорить на одном языке. Иногда ему не нужно было объяснять, я понимала по взгляду. Считаю его одним из важнейших своих учителей.

Сейчас, если честно, думаю, что не очень была готова тогда к этой роли — внутренне. Хотя дошла до конца и выпустила спектакль. Когда вспоминаю, как играла первые три года, то думаю, что выгнала бы артистку Лерман, если бы была режиссером. Мне кажется, я не очень понимала суть. Мне не хватало истории, моей личной, чтобы заполнить какие-то пустоты. Сейчас все по-другому.

— Туминас сыграл большую роль в вашей творческой жизни?

— Огромную. У меня с ним было всего две работы, но действительно знаковых и для меня, и для театра — Татьяна Ларина и Наташа Ростова.

Римас научил меня работать над ролью, быть внутри этого организма, театра, и не потеряться в этих бурях, чувствовать суть того, о чем говоришь на сцене, нести тему, а не себя. Расставил очень важные опорные точки. И после него всегда очень сложно начинать работать с кем-то другим.

Я вообще всегда очень доверяю режиссерам, и если чувствую, что художник верит в меня, знает, чего хочет, понимает и несет мысль, то открываюсь всей душой. Может, поэтому у меня не так-то много работ в театре, потому что по-настоящему талантливыми были только те, с кем удалось поработать.

Ну и вводов в чужой рисунок тоже меня судьба по возможности лишила, и режиссерскому управлению за это спасибо.

Я всегда считала и считаю, что суть не в количестве. Не в медалях и грамотах. И не в закрывании своих гештальтов, не в стремлении играть чужие, уже выстроенные роли. Мне это просто неинтересно. Суть все-таки в смысле, который театр несет для зрителя. В идее. В переживании.

— Вы сделали блестящую театральную карьеру, одну за другой сыграв роли, о которых иные актрисы мечтают всю жизнь. Не почувствовали ревности и зависти со стороны коллег?

— Я в это как-то никогда не включалась. А если и ощущала негативную энергию, то просто отдалялась от человека или выходила из создавшейся ситуации, разговора. По большому счету чья-то ревность или зависть мало что значили на фоне поддержки близких и родных мне людей. Я всегда чувствовала поддержку старшего поколения — Галины Львовны Коноваловой, Людмилы Васильевны Максаковой, Юлии Константиновны Борисовой, Ирины Петровны Купченко и других, не менее значительных деятелей искусств.

1 2 3 4 5 6 7
В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая