Зураб Церетели: «Всегда надо больше отдавать, чем получать»

«Критика — это реклама. Я это всегда говорю. Вспоминаю, как когда-то познакомился с великим...
Серго Кухианидзе
|
16 Декабря 2023
Марк Шагал и Зураб Церетели
Зураб Церетели в гостях у Марка Шагала в Париже, 1965 год
Фото: Серги Шагулашвили

Конечно, для меня как для любого художника приятно видеть людей, которым интересно мое творчество. В Пекине за время работы выставки ее посетило более трех миллионов зрителей. Это для меня важно, ценно. Я со своими выставками проехал по всей России, в некоторых городах бывал уже не по одному разу. Люди идут, чтобы посмотреть на то, что я делаю. Вот это для меня самая объективная оценка. Время все расставит по своим местам. Столько людей выдающихся критиковали Эйфелеву башню, русский авангард, творения Микеланджело и Гойи. Это мало кто помнит, только историки. А произведения остались на века. Главное — стремиться создавать музейные ценности, рождать настоящее искусство.

— Критика порой идет и от зависти. Любопытно, а вы кому-нибудь завидовали?

— Я верующий человек. Зависть — большой грех. Я часто участвую в конкурсах, бывает, выигрывают другие художники. Иногда это наши академики, я за них всегда радуюсь. Наоборот, я вхожу в азарт, стараюсь работать еще больше, искать интересные решения в дальнейшем. Когда меня избрали президентом Российской академии художеств, я сразу выбрал в президиум, а это руководящий орган Академии, художников разных направлений, от реализма до авангарда. Мы открыли отделение новейших художественных течений, очень важно, чтобы Академия не была закрытой организацией, в которую одни не пускают других. Нужно, чтобы здесь были профессионалы со всей России.

Зураб Церетели и Лео Бокерия
Зураб Церетели и Лео Бокерия, 2014 год
Фото: Серги Шагулашвили

А зависть — это страшное дело. Моего дедушку расстреляли в 1937 году. Все женщины в семье после этого не снимали черного платья. Потом, через много лет, у меня появилась возможность посмотреть документы, связанные с арестом дедушки. И я увидел донос соседа, который написал, что к дедушке приезжают по вечерам гости, о чем-то долго беседуют, у него большая библиотека. Страшное дело, просто так оклеветать человека, расправиться с ним.

Много всего пришлось пережить из-за зависти. Просто всегда надо помнить, что делая зло кому-то, получишь это зло обратно. А зависть — это страшное зло.

А мой учитель — гениальный рисовальщик, в мире нет таких, Василий Шухаев. Он уехал после революции из России, потом вернулся. Начал работать, даже получил заказы, и видимо, кому-то это не понравилось. Появился донос, Шухаева отправили на Колыму. «У нас таких женщин нет», — говорили о его гениальных рисунках сангиной те, кто Шухаева арестовывал. После Колымы его отправили в ссылку к нам — на Кавказ, в Грузию. В столице ему тоже запрещалось жить. И вот наши известные художники пошли тогда к председателю КГБ Грузии Инаури, и тот разрешил Шухаеву жить в Тбилиси и даже преподавать в Академии художеств. И для нас это было счастьем.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая