Евгений Князев: «Талант — это единственная новость, которая всегда нова»

«Репетируем отрывок, я захожу в пустую аудиторию с обшарпанными стенами, а педагоги мне говорят:...
Мария Шишкина
|
01 Марта 2024
Евгений Князев и Виктор Добронравов
«И только на премьере, когда я почувствовал, что публика меня приняла, и я получил слова поддержки и похвалы, только тогда страх, что ничего не получится, стал проходить». Евгений Князев и Виктор Добронравов в спектакле «Война и мир», 2021 год
Фото: А. Торгушникова/театр им. Евгения Вахтангова

— Ты куда идешь?

Я говорю:

— Ну вот, к Асе на спектакль, волнуюсь очень.

Он говорит:

— Не надо тебе волноваться. Она может заниматься режиссурой, у нее есть к этому способности.

И у меня не отлегло от сердца, хотя это порадовало, но когда я посмотрел, то понял, что да, получилось. Первую ее режиссерскую работу я смотрел три-четыре раза, потому что в первый раз от волнения ничего практически не понял. Увидев второй раз, подумал: «Ты смотри-ка, здесь пьеса разобрана хорошо». А третий раз я уже смотрел отстраненным глазом, чтобы можно было оценить работу в целом. Так же я смотрел «Чепуху», которая играется у них до сих пор в центре ШДИ.

— А «Дневник писателя» по Достоевскому?

— «Дневник писателя» тоже для меня стал приятной неожиданностью. И какие молодцы ребята — они стараются жить своим вахтанговским практикумом.

— Как вы относитесь к тому, что многие актеры занимаются постановкой спектаклей, не имея режиссерского образования? Вы это допускаете?

— Допускаю, да. Потому что дело не в образовании, а в мышлении. Если мышление тебе дано объемное, режиссерское, то тогда ты имеешь право этим заниматься. Но не каждому это дано. Работая со студентами, могу сказать, что сам я, например, могу сделать отрывок, а целую постановку — нет. Я занят у молодого нашего артиста Эльдара Трамова, он поставил спектакль «Обратная сторона медали», — не хотел там репетировать, но не мог ему отказать. И когда в определенный момент увидел, что он понимает, что говорит и чего хочет, то мне сразу стало легко и я сказал себе: «Доверься и делай так, как режиссер говорит, а потом уже посмотрим, правильно это или нет». 

Он победил, доказал, что может мыслить как режиссер. Артист Володя Логвинов тоже стал ставить спектакли, он еще в училище две постановки создал, их приняла кафедра. Работает серьезно, поступил на режиссерский факультет. Я очень рад, что Эльдар у меня в институте работает и в театре создает полноценные спектакли и Володя стал думать про режиссуру, — это значит, что есть надежда на будущее. Наш главный режиссер Толя Шульев тоже окончил Щукинское училище и поставил несколько удачных спектаклей в Театре Маяковского и в Вахтанговском. Дай бог ему на нашей сцене утвердиться и стать творческим лидером.

— Насколько я знаю, артисты делятся на два лагеря: одни моментально включаются в роль, другие долго запрягают, им нужно часа два-три на подготовку перед спектаклем, чтобы настроиться, войти в образ. Вы к какому лагерю относитесь?

— Если спектакль готов, то три часа не нужно. Долго запрягаешь, когда репетируешь. Я не люблю долго. Как Эфрос говорил: «Репетиция — любовь моя». А мне доставляет больше удовольствия, когда я играю спектакль. Совсем не бывает скучно. «Посвящение Еве» мы играли с Василием Лановым больше 20 лет! И каждый следующий спектакль не был похож на предыдущий.

Бывает, иду в театр, думаю: «Господи, опять этот «Маскарад», опять одно и то же». И как только я надеваю костюм, выхожу на сцену, музыка заиграла — сразу другое настроение, тут же забываю обо всем. Только ты и зритель. А ведь в зале много людей, кто пришел первый раз на эту постановку, и артист должен работать так, чтобы, выйдя со спектакля, зрители сказали себе: «Мы хотим еще раз прийти в Театр Вахтангова».

— Кто ваши любимые писатели, поэты, драматурги? К кому вы возвращаетесь спустя время?

— Я люблю перечитывать Бунина, Чехова. Сейчас лежат у меня «Жития святых», с удовольствием их читаю, они наполнены драматическими событиями... Сейчас историческо-публицистическая литература меня интересует. Не так давно я перечитал воспоминания жены Миклашевского, которая не поехала за мужем в эмиграцию, осталась здесь, и как дорого ей это обошлось. Она подробно, талантливо описала всю свою жизнь. И ты понимаешь, что история страны не была простой и легкой ни в какие времена.

А сейчас нужно говорить себе, что твой удел — заниматься только тем делом, в котором разбираешься, и тогда будешь приносить какую-то пользу, потому что вопрос твоего существования на этом свете и прихода в этот мир с возрастом все чаще и чаще тебя одолевает. А если ты пришел играть спектакли, то зачем? Что тогда ты этими спектаклями должен сказать, может быть, какой-то след от тебя должен остаться? Но ведь след так редко остается... Сколько было в истории русского театра и кино больших, великих артистов, которые ушли, от них остался след только в тех людях, которые их помнят. А сколько артистов, о которых не помнит никто? Они были, и про них уже забыли.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-прогноз на неделю 20 — 26 мая для каждого
«Наступающая неделя, которой будет управлять Аркан Сила, выдастся энергетически мощной и крайне насыщенной. Добиться успеха в этот период поможет максимальная активность и постоянное движение вперед, несмотря на возникающие преграды. Самые важные правила в эти семь дней — не лениться, контролировать эмоции и защищать свои интересы. Эти простые действия помогут ярко проявить себя и стать сильнее морально и физически», — говорит таролог Любовь Зюзина.

Карьера

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог