Евгений Князев: «Талант — это единственная новость, которая всегда нова»

«Репетируем отрывок, я захожу в пустую аудиторию с обшарпанными стенами, а педагоги мне говорят:...
Мария Шишкина
|
01 Марта 2024
Евгений Князев и Артем Ткаченко
Евгений Князев и Артем Ткаченко в фильме «Экспроприатор», 2019 год
Фото: предоставлено Первым каналом

Талант дается не на веки вечные, он дается на определенный период времени, когда ты можешь подниматься вверх, бежать в гору. Когда ты поднимаешься вверх, талант может здесь присутствовать.

— То есть талант имеет срок годности?

— Со сроком годности, безусловно.

— Евгений Владимирович, одни из моих самых любимых ваших ролей — в спектаклях Петра Наумовича Фоменко «Без вины виноватые», где вы сыграли Гришу Незнамова, и «Пиковая дама», где вы были великолепным Германном. Каким вы запомнили Петра Фоменко в общении, в работе?

— Вот это как раз к разговору об учителях. Петр Наумович не был моим педагогом в институте. Я с ним встретился на сценической площадке Вахтанговского театра: Фоменко пришел в начале 90-х годов, и первым нашим совместным проектом стал спектакль «Дело» по Сухово-Кобылину, в котором я получил роль Шила — это характерный персонаж, один из чиновников. Хоть и совсем небольшая роль, но Петр Наумович меня отметил, сказал, что очень хорошо работаю, смешно. А когда Фоменко нравилось работать с конкретным артистом, то он показывал много, еще больше заводился сам, и я пытался ему соответствовать. Он хохотал и говорил: «Да, да, у тебя отлично получается!» После выпуска спектакля Петр Наумович сказал, что хочет со мной продолжать работать в дальнейшем.

В следующей постановке у Фоменко, которая называлась «Государь ты наш, батюшка...», я получил роль, которая мне совсем не понравилась, и, увидев распределение, принял решение уйти. Не стал репетировать роль только потому, что я очень любил режиссера Фоменко и мне хотелось с ним работать, но в другой, более объемной, серьезной роли. Петр Наумович чрезвычайно на меня обиделся, даже перестал со мной кланяться в коридорах, и продолжалось это долго, около года. И только спустя год, проходя мимо меня, Фоменко остановился и сказал: «У меня будет для тебя предложение». Это оказалась пьеса Островского «Без вины виноватые», и я попал в компанию выдающихся артистов вахтанговской сцены — Юлии Борисовой, Юрия Яковлева, Людмилы Максаковой, Вячеслава Шалевича.

К тому времени прошло все-таки десять лет моего пребывания в театре, я уже сыграл ряд приличных ролей: «Зойкина квартира» была, и «Мистерия-Буфф», «Маленькие трагедии» играл, и Шопена в постановке «Лето в Ноане», и «Розу и крест», «Три возраста Казановы» по Цветаевой. Поэтому я уже так не боялся, как это было, когда в 1982 году пришел в театр и к стенке прилипал, если рядом проходил Ульянов, Яковлев или Лановой.

Работая с Петром Наумовичем Фоменко, я понял, что попал на своего режиссера, нашел своего учителя, который говорит правильные слова и думает про искусство, про театр, про мое существование на сцене, для чего я пришел сюда в театр, для чего я хочу этим заниматься, которого понимаю с полуслова. Обо всем этом мы с Фоменко говорили на репетициях пьесы «Без вины виноватые». Эта пьеса в первую очередь об артистах, и наш спектакль стал праздником поклонения актерам, которые хотят жить, радоваться, хотят наслаждения для себя и для зрителя.

Я был в восторге от того, как работал Фоменко, как он подробно разбирал роль, как досконально разбирал каждую фразу до запятой, — и вот тогда я понял, что это и есть театр, о котором мечтал всегда, который понимаю. Хотя, не скрою, мне это трудно давалось: ведь разница от «понимаю» до момента «делаю» — это дистанция огромного размера, которую нужно преодолеть. Все, чему тебя учили на первых курсах, оказалось верным: через это нужно пройти, присвоить, найти точность интонации, которую предлагает тебе Фоменко, сделать своей. Это актерский труд, который нужно преодолевать.

Репетиционный процесс с Петром Наумовичем был трудным и одновременно радостным, я очень многому научился. Юлия Константиновна Борисова сказала мне две вещи, которыми оставила след на всю мою профессиональную жизнь. Первый случай был такой. Однажды Фоменко сказал: «Сделайте репетицию, вспомните текст», — и все артисты начали пробалтывать быстро текст, а когда дошло дело до Борисовой, она стала в полную силу играть. И когда дошли до нашей общей сцены — она играет, а я пробалтываю, — Юлия Константиновна остановила репетицию, позвала меня: «Подойди сюда». Я вышел к ней, она сказала: «Если ты хочешь в жизни чего-то достичь, никогда ничего не делай вполсилы, все делай в полную силу, тогда будешь артистом». Это стало мне хорошим уроком на всю жизнь.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-прогноз на неделю 20 — 26 мая для каждого
«Наступающая неделя, которой будет управлять Аркан Сила, выдастся энергетически мощной и крайне насыщенной. Добиться успеха в этот период поможет максимальная активность и постоянное движение вперед, несмотря на возникающие преграды. Самые важные правила в эти семь дней — не лениться, контролировать эмоции и защищать свои интересы. Эти простые действия помогут ярко проявить себя и стать сильнее морально и физически», — говорит таролог Любовь Зюзина.

Карьера

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог