Звание Яковлеву не дали из-за анонимок, где его называли двоеженцем

«Юрий Васильевич ненавидел «Иронию судьбы». До этого фильма он мог посидеть в кабачке на Арбате,...
Записала Анжелика Пахомова
|
21 Февраля 2019
Юрий Яковлев с Юлией Борисовой
Юрий Яковлев с Юлией Борисовой в фильме «Идиот». 1958 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

«Юрий Васильевич ненавидел «Иронию судьбы». До этого фильма он мог посидеть в кабачке на Арбате, или в магазине купить жене швейные иголки, или зайти за колбасой в «Елисеевский». А на следующий день после премьеры «Иронии судьбы», когда Яковлев шел из дома в театр, за ним бежали прохожие и кричали: «Ипполит, Ипполит!», «О, тепленькая пошла!» Вот тут-то он и понял, что его жизнь изменилась навсегда», — рассказывает народный артист России режиссер Андрей Житинкин.

Из великих актеров, с которыми мне довелось познакомиться в юности, самое сильное впечатление произвел Юрий Васильевич Яковлев: он работал в Театре Вахтангова, где мы, студенты актерского факультета Щукинского училища, играли в массовке. Рассказывают, что руководитель театра, Рубен Николаевич Симонов, носил Юру на руках. Когда ему докладывали: «Рубен Николаевич, а Яковлев опять после репетиции побежал выпить рюмочку в кафе через дорогу, без пальто!» — он кричал: «Что?! Так проследите, чтобы он надевал пальто! Он же простудится!»

Яковлева я всегда называл «последний настоящий вахтанговец», потому что он был гений импровизации, ненавидел играть одинаково. Именно этого и требовал в свое время Евгений Вахтангов. К примеру, в спектакле «Принцесса Турандот» есть места, которые позволяли делать спектакль актуальным, — актеры могли вставлять в свои диалоги шутки, соответствующие времени, какие-то московские слухи, новости. И Юрий Васильевич старался к каждому спектаклю какую-то новую шутку придумать, да такую, чтобы надорвали животы не только зрители, но и другие актеры, персонал за сценой, вообще все. Ульянов, Лановой, Гриценко и Борисова всякий раз «раскалывались». Бывало, партнеры на Яковлева даже обижались. Игра на одной сцене с ним была таким, как бы сейчас сказали, квестом. Что-то он сегодня выкинет?

Георгий Жженов и Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля». 1966 г.

Вообще, Юрий Васильевич всегда был в центре внимания. Отчасти, конечно, это было из-за узнаваемости. Я однажды спросил у него, почему он так ненавидит «Иронию судьбы». Яковлев ответил: «Потому что на этом фильме закончилась моя свобода, с тех пор я ни разу не прошел спокойно по улице». Юрий Васильевич говорил, что до этого он мог посидеть в кабачке на Арбате, или в магазине купить жене швейные иголки, или зайти за колбасой в «Елисеевский». А на следующий день после премьеры «Иронии судьбы», когда он шел из дома в театр, за ним бежали прохожие и кричали: «Ипполит, Ипполит!», «О, тепленькая пошла!» Вот тут-то Яковлев и понял, что его жизнь изменилась навсегда. Но узнавали многих, а его любили!

Помню, как он шел по Арбату: высокий, яркий, в импозантно закрученном на шее шарфе, благоухая дорогим парфюмом. Позже у него появились еще элегантные трости. Но главное в его образе — божественный голос. Первым на яковлевский голос обратил внимание Эльдар Рязанов. В фильме «Берегись автомобиля» Юрий Васильевич сначала должен был получить роль следователя. Но потом ее отдали Ефремову, который не подошел на роль Деточкина. В общем, Яковлев остался не удел. И Рязанов ему говорит: «Давай ты будешь закадровый текст читать». С тех пор Яковлева часто приглашали озвучивать фильмы, и он иногда просто вытягивал картины.

Если бы Яковлева уволили из театра, он бы этого не перенес

В молодости Юрий Васильевич был очень дружен с Михаилом Ульяновым. В те времена они вместе бегали пропустить рюмочку в бар через дорогу от театра. А потом Михаил Александрович пошел по партийной линии, стал худруком и очень изменился. Между ними пробежала кошка… Юрию Васильевичу казалось, что Ульянов был несправедлив к нему, и он этого не понимал… Не учитывал, что Ульянов тащит тяжелый воз, который на него навалили, и отнюдь не наслаждается своим руководством. Недаром Михаил Александрович писал в дневнике: «Худрук я неважный, но театр я удержал, не дал его растащить». Он должен был проявить твердость, взяться за дисциплину в театре, что Яковлева, конечно, не очень радовало. Потому что за сорок лет в Вахтанговском он привык жить привольно и не мог мгновенно измениться. Да и не хотел! У Юрия Васильевича был, так скажем, свой набор джентльменских привычек, которым он не изменял. 

Георгий Жженов с Еленой Сафоновой
Георгий Жженов с Еленой Сафоновой в фильме «Ищу мою судьбу». 1974 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Во времена его молодости среди молодежи, увлеченной Хемингуэем, в произведениях которого герои непрерывно прикладываются к бутылке, принято было бравировать тем, кто сколько может выпить. Это вообще не считалось за порок. Но времена изменились. Ульянов честно старался навести в театре порядок и пару раз даже подписывал приказы об увольнении Яковлева. Юрий Васильевич ужасно переживал. Обычно запирался дома и сидел там, никому не звонил. Ни у одного человека Яковлев ни разу не попросил, чтобы посодействовали его возвращению. При том что, я уверен, если бы его реально уволили, он бы просто умер… Но и без всяких просьб начинались звонки Ульянову от труппы, от партнеров, от разных чиновников, что, мол, надо вернуть, потому что по-человечески Юрия Васильевича обожали все...

Хотя был эпизод, который показывает, что у Яковлева кроме обожателей были и враги. Когда театр подал документы на присвоение ему звания народного артиста, тут же посыпались анонимные письма. Что, мол, Яковлев вообще двоеженец, что он бросил беременную жену, срывает спектакли, подрабатывает халтуркой… В общем, аморальный человек. И бумаги на звание завернули, да еще парторгу театра по шапке надавали, куда, мол, смотрите. Еще несколько лет вопрос со званием решался…

Впрочем, неудивительно, что у Яковлева нашлись завистники. Он хорошо зарабатывал, у него чуть ли не у первого в театре появилась машина — «Победа». Причем задолго до того, как Юрий Васильевич получил права. Просто были деньги, вот он и купил, а правила дорожного движения осваивал интуитивно. Думал: а что тут учить, на красный стоят, а на зеленый едут, и этого достаточно. Но ездил Юрий Васильевич так, что несколько раз попадал в аварии. Слава богу, все обошлось. Времена были другие, постовые Яковлева не наказывали и отпускали без штрафа, за автограф.

Андрей Житинкин с Юрием Яковлевым
Андрей Житинкин с Юрием Яковлевым на репетиции спектакля
Фото: из личного архива Андрея Житинкина

Однажды я сформулировал, какой у Яковлева любимый способ времяпровождения — изящное сибаритство. Особенно в последние годы я его часто видел в арбатских дворах сидящим на лавочке. В шляпе, в очень красивом кашне, в окружении собак, кошек, голубей… Из-за того, что Юрий Васильевич всех подкармливал, они его узнавали. Он очень любил природу, смотрел на солнышко, наблюдал, как распускаются почки, в этом была его философия. Но это не значит, что Яковлева совсем не волновало, что у него не так много осталось ролей в театре. Однажды Юрий Васильевич пошел к директору Театра Вахтангова и сказал, что хочет, чтобы я для него поставил спектакль. Наш выбор пал на комедию Нила Саймона «Солнечные ребята», а спектакль в итоге получил название «Веселые парни». 

Вот тут-то мы с Яковлевым и познакомились ближе. Я в нем обнаружил такого хулигана! Например, когда я предложил: «Юрий Васильевич, а давайте сделаем сцену, где сиделка (ее играла замечательная актриса Мария Аронова) возле вас, пока вы спите, пожирает ваши конфеты и смотрит эротику по телевизору!» Яковлев помолчал, расхохотался, а потом говорит: «А можно я тоже буду подглядывать?» Он так легко откликался на самые смелые затеи, что я поражался. В другой раз я предложил: «Что, если мы пол в квартире вашего героя замусорим фотографиями из ваших фильмов и спектаклей?» Ну, то есть собственными фото Яковлева. Он говорит: «Да пожалуйста!» Вот только потом нам приходилось к каждому спектаклю допечатывать эти карточки, так как зрители повадились уносить их домой.

Наши репетиции проходили весело, Юрий Васильевич много рассказывал о себе, травил байки. И однажды Ульянов меня вызывает и говорит: «Вы там чем, вообще, занимаетесь? Вы спектакль-то сдавать будете?» Я отвечаю: «Подождите, Юрий Васильевич не до конца выучил текст». — «Он никогда не выучит!» Когда я об этом разговоре сообщил Яковлеву, он моментально собрался и быстро выучил текст. И очень обрадовался, когда я ему предложил приемку спектакля поставить на 31 декабря. Сдача прошла замечательно, худсовет хотел закончить пораньше, поскольку все спешили по домам. Но главное, Ульянов о спектакле сказал очень добрые слова…

Михаил Козаков и Олег Табаков
«Иногда на прогонах у Козакова темнело в глазах и он просто падал в обморок. И тут выяснилось, что Михаил Михайлович может все. Он немного изменил рисунок роли, чтобы можно было не шевелить правой рукой. Придумал, что его герой левша, придумал ему походку. И никто из зрителей не догадывался, что Козаков тяжело болен» Михаил Козаков и Олег Табаков в фильме «Выстрел». 1966 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Эта постановка потом много лет шла с огромным успехом. Несмотря на то что Яковлев потихоньку сдавал, зрители ему все прощали. Один раз он оступился и упал на первый ряд, а зрители очень бережно его подхватили и вернули в мизансцену под овацию. Конечно, возраст брал свое, но Юрий Васильевич не сдавался, продолжал играть в театре. Помню, мы с ним разговаривали по телефону о новом спектакле «Пристань», где он играл небольшой отрывок по Бунину. И Юрий Васильевич совершенно спокойно сказал: «Советую тебе как можно быстрее посетить этот спектакль. Я скоро уйду…» Он знал, что ему недолго осталось, и относился к этому спокойно. А через месяц его действительно не стало…

За свою свободу Жженов дорого заплатил

Идею, чтобы именно я поставил для Яковлева спектакль, Юрию Василь­евичу подал другой великий актер, знакомством с которым я тоже горжусь, — Жженов. Георгию Степановичу специально к его юбилею я делал спектакль «Он пришел» — по пьесе Джона Пристли. Жженов там играл инспектора Гуля. А ведь после роли инспектора — правда, ГАИ — его и запомнили зрители. Я снова говорю о фильме «Берегись автомобиля».

Жженов, кстати, мог водить любые транспортные средства. Вообще! У него были права категории А, В, С и далее на все буквы алфавита. Конечно, он не в автошколе научился, а на зоне… Георгий Степанович мне рассказывал, что, еще будучи ссыльнопоселенцем, вывернулся наизнанку и каким-то чудом скопил на «Победу». Назвал машину Ингрид в честь любимой актрисы. И смотрелся как настоящий джентльмен в своем Норильске. Он потом еще и на вертолете научился летать, для съемок понадобилось. Настоящий супермен!

В Театре Моссовета, где я тоже много лет работал, я видел многие работы Георгия Степановича. Я знал, что, когда он переехал в Москву, Завадский обещал ему роль писателя Толстого. Но пьесу не разрешили к постановке. И никакой классики Жженову не давали… Он пришел в театр довольно поздно, но при этом в свои пятьдесят с лишним невероятно молодо выглядел, был в отличной форме, крутил сальто и делал стойку на руках! Я знаю, что в кино Жженов всегда стремился все трюки выполнять самостоятельно. Его жизнь складывалась тяжело: до сорока он то сидел, то был ссыльнопоселенцем, а потом еще несколько лет ушло на то, чтобы пробиться в провинциальных театрах… Шли годы, уходили старожилы — Орлова, Раневская, Плятт. Кажется, всем было понятно, что первым артистом театра должен стать Жженов. Но как-то так получилось, что в театре все начали ставить на Леонида Маркова, а Жженов так и оставался не в центре. От этого в нем на много лет поселилась обида.

Георгий Жженов
«Жженов мог водить любые транспортные средства. У него были права категории А, В, С и далее на все буквы алфавита. Конечно, он не в автошколе научился, а на зоне… А потом на съемках еще и на вертолете выучился летать!» Георгий Жженов в фильме «Экипаж». 1979 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Я считаю, что дело не в Маркове и не в несправедливости руководства театра. А, к сожалению, в самом Жженове. В кино он очень веселый, обаятельный и добрый человек. Но настоящий Жженов был не такой. С ним было достаточно тяжело общаться — характер! Он мог прийти в дирекцию и сказать: «Мне не нравится этот режиссер», — такое бывало. Всегда прямо говорил, что думает, и приличных выражений не подыскивал… Когда его уже отобрали на главную роль в «Ошибке резидента», Георгий Степанович увидел на пробах актрису Элеонору Шашкову. 

Она была далеко не ведущей претенденткой на эту роль, рассматривалось много других красивых и известных актрис. Но он ее увидел, поговорил с ней пару минут, потом подошел к режиссеру и заявил: «Либо вы берете Шашкову, либо я сниматься в фильме вообще не буду». Сами понимаете, работать и общаться с таким человеком достаточно тяжело. У него все: либо по-моему, либо никак. Жженов перманентно пребывал в конфликте — все его возмущало, он посылал телевидение, ругал современный шоу-бизнес… Жил он совсем не богато, но ни у кого ничего не просил. И вот однажды президент Путин при встрече с актером невзначай спросил: «А где вы живете?» — «Я живу в зоопарке». — «То есть как?» Георгий Степанович объяснил, что много лет живет в тесной квартирке рядом с зоопарком. Через неделю ему выдали ключи от хорошей, просторной квартиры в новом доме.

Михаил Козаков и Андрей Житинкин
Михаил Козаков и Андрей Житинкин
Фото: из личного архива Андрея Житинкина

Интересно было узнать о его отношении к письмам от заключенных, которые после публикаций в «Огоньке» узнали о прошлом Георгия Степановича и стали заваливать его просьбами. У Жженова в гримерке стоял целый ящик писем с зоны. «Читаете?» — как-то спросил я его. «Читаю. Но не отвечаю. Я ведь знаю, что все эти письма просматриваются цензорами, и правду заключенные не напишут, искренности в их письмах нет». Он всегда спокойно, без истерики говорил о лагерях, а в 90 лет даже согласился проехать по местам, где сидел. Известна его фраза: «Меня в 37-м так напугали, что я уже больше ничего не боюсь». И действительно, более свободного человека я в своей жизни не знал. Получается, что первые сорок лет жизни Жженов был физически несвободен. Но зато следующие пятьдесят свободен тотально. Он за это дорого платил, и платил по-честному. За право сказать подлецу, что тот подлец. Нечестному на руку человеку ­— что тот ворюга. Однажды я спросил Жженова, согласился ли бы он тогда, в молодости, уехать из страны, если б знал, что его ждет? Он ответил: «Нет. Я не могу без Родины».

Александр Калягин и Михаил Козаков в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!». 1975 г.

Козаков вернулся на родину в одном костюме, с папкой под мышкой

Совсем иной выбор сделал еще один мой любимый колллега и актер Михаил Козаков. Правда, пожалел об этом… У нас с МихМихом (так звали Козакова друзья) было заведено беседовать по ночам. Он совершенно спокойно мог позвонить мне в два часа ночи и спросить, например: «Ты слышал вот этот псалом Давида?» И долго читал что-то на иврите. А мог позвонить всего лишь на одну минутку с вопросом: «Ты не знаешь, что означает «квест»?» Просто кто-то из его детей в разговоре употребил это слово, а Михаил Михайлович постеснялся показать, что не знает. Козаков никогда не позволял себе быть старомодным, отжившим, нудящим про старые добрые времена. Он всегда оставался современным. В постсоветское время в моду снова вошел джаз, и Козаков тут же сделал программу, где под эту музыку читал стихи Бродского. Выходил в кепке, в стильном пиджачке, танцевал твист — настоящий стиляга!

И вот он эмигрирует в Израиль, и от него ни слуху ни духу. Но те москвичи, кто посещал Землю обетованную, обязательно попадали там в лапы Козакова. Помню, как мы приехали на гастроли. Уже в аэропорту нас встречал МихМих: одет модно, выглядит стильно, как бы даже помолодел. Сразу же после спектакля потащил к себе домой. Рассказывал без умолку, как ему тут классно, как все европеизировано, какие тут возможности, как он впереди планеты всей. Но вдруг я замечаю, какие у Козакова тоскливые глаза… Понимаю: он не нас убеждает, что у него тут все круто и хорошо, а самого себя. И заканчивалось все признанием, что он здесь на хрен никому не нужен. В сущности, это так и было…

А потом, в наш очередной приезд в Израиль, с гастролями спектакля «Поле битвы после победы принадлежит мародерам», Козаков оттуда сбежал. Практически в майке и трусах. Это был день, когда в Израиле убили премьер-министра. Нам с актерами Театра сатиры — Александром Ширвиндтом, Михаилом Державиным, Людмилой Гурченко — лететь в Москву, а аэропорт закрыли на сутки! Все рейсы задержали, никого из здания не выпускают. Как вы понимаете, за несколько часов во всех кафе все было выпито и съедено, и, чтоб народ не взбунтовался, пассажирам стали наливать бесплатно. 

Анна Твеленева и Юрий Яковлев
«Мы говорили по телефону о спектакле с его участием, и Юрий Васильевич совершенно спокойно сказал: «Советую тебе как можно быстрее посетить этот спектакль. Я скоро уйду…» Он относился к этому спокойно. А через месяц его действительно не стало…» Анна Твеленева и Юрий Яковлев в фильме «Идеальный муж». 1980 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Как ни странно, наши актеры переносили все это стойко. Михаил Михайлович, поехавший нас провожать, сидел в аэропорту с нами. Прочел нам всю свою концертную программу, от Пушкина до Бродского! И вот когда мы наконец оказались в самолете, Козаков, в летнем костюме и парусиновых туфлях, с папкой под мышкой, зашел в салон вместе с нами и, пользуясь форс-мажором и неразберихой, полетел в Москву. Дело было глубокой осенью, в Москве холодно. Михаил Михайлович просто взял такси и доехал до своей запечатанной квартиры на Ордынке, а оттуда позвонил жене Ане в Израиль. Сообщил, что решил вернуться на родину. Аня была в шоке!

Через месяц, поняв, что он не шутит, жена прилетела к нему в Москву, привезла вещи. И осталась с ним. Стала заниматься его собственным поэтическим театром, организацией гастролей… В общем, они быстро встроились в московский ритм, потому что Козаков попал на родную почву. Как раз тогда мы сделали и «Венецианского купца» по Шекспиру, где МихМих сыграл главную роль. Он много ездил с этим спектаклем, в том числе и в Израиль. Там, кстати, случилась потрясающая история. Козаков сломал ключицу. Пришлось делать бесчисленные уколы и мешками пить таблетки. 

Вдобавок ко всему, у него еще язва открылась. Иногда на прогонах у Козакова темнело в глазах и он просто падал в обморок. Никто не понимал, как с актером в таком состоянии мы можем продолжать гастроли. Но время-то уже не советское, мы поехали на коммерческих условиях. И сумма неустойки обе­щала быть такой, что жена Козакова вообще перестала спать. И тут выяснилось, что Михаил Михайлович может все. Он немного изменил рисунок роли, чтобы можно было не шевелить правой рукой. Придумал, что его герой левша, придумал ему походку. И никто из зрителей не догадывался, что Козаков тяжело болен. Он злился, закатывал от боли глаза, но играл великолепно. В эти дни я узнал, что Михаил Михайлович глубоко верующий человек. Перед каждым спектаклем он долго молился Богу, просил сил. И сил ему хватило, потому что все положенные спектакли Козаков отыграл.

Я режиссер и поэтому о своих друзьях вспоминаю через призму совместной работы, спектаклей с их участием. Могу гордиться тем, что со всеми этими великими артистами поставил пье­сы, которые до нас в России никто ни разу не ставил. Вот и сейчас в марте в Петербургском театре музыкальной комедии выйдет моя премьера, постановка знаменитой пьесы Жана Ануя «Бал воров». О тех, кто занят в этом спектакле, хочется верить, тоже когда-нибудь будут рассказывать с восхищением.

Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая