Владислав Миллер и Алена Морилова: «Перед съемками нас проверили в ночном бою»

Владислав Миллер и Алена Морилова. Фото
Владислав Миллер и Алена Морилова
Фото: Александр Ласкин/Кинокомпания «Темп»

Исполнители главных ролей в фильме «В списках не значился» Владислав Миллер и Алена Морилова рассказали о подготовке к съемкам, работе с Владимиром Машковым и проверке, которую им устроила съемочная группа.

— Владислав, Алена, как вы прошли кастинг на главные роли в фильме «В списках не значился»? Это было трудно?

Владислав: В июне прошлого года у нас в театре начался выпускной период спектакля «Наследники», мы уже переместились из репетиционного зала на сцену. И тут Владимир Львович пришел к нам на репетицию и объявил, что запускается картина «В списках не значился», что режиссером назначен Сергей Коротаев, а оператором Игорь Гринякин — известные имена в мире кино. Сказал, что это его мечта — сделать кино с артистами Театра Олега Табакова. Я сразу вспомнил подобного рода эксперимент в театре «Современник» с фильмом «Строится мост». И меня захлестнула гордость от того, что наш художественный руководитель способен на такую историю. Не каждый театр может себе это позволить!

Позже Машков подозвал меня, спросил, читал ли я книгу Бориса Васильева, объяснил: «Хотим попробовать тебя на Колю Плужникова, главного героя». И начались кинопробы. Это была достаточно долгая история, один только грим — уже на этапе кастинга! — занимал по несколько часов… Сейчас в кино на качество проб обращают не слишком большое внимание, можно и на смартфон снять. Но у нас это было прямо как настоящие съемки. С режиссером, с просмотром на мониторе, со светом. Мы с Аленой начали нащупывать образы, проходили важные сцены… Через какое-то время прислали список утвержденных артистов, где оказались и мы.

Алена: В тот день, когда Владимир Львович пришел на репетицию, нам не говорили, кто на какую роль планируется. О своем персонаже я узнала от других актеров. Мне сказали, что там есть юная девушка — Мирра. Она работает в столовой, каждый день ходит в Брестскую крепость, всех там знает — можно сказать, это ее второй дом…

До этого я не снималась в кино. А вот на сцену Театра Олега Табакова выходила начиная со второго курса Школы (Алена Морилова снималась в фильме «В списках не значился», учась на четвертом курсе Театральной школы Олега Табакова. — Прим. ред.). В спектакле «Атом солнца» я участвовала в самом сложном для меня номере — с воздушной акробатикой.

— В чем заключалась подготовка к съемкам?

Владислав: Прежде всего мы сели за стол и каждую букву в сценарии проговорили, определили, что происходит в каждой сцене. Это тоже необычный подход для кино. Мы с Аленой много раз репетировали важные сцены, они очень трудные, глубокие и эмоциональные. У нас была куча заданий от режиссера по каким-то физическим действиям, по предметам, которые окружают героев. Смотрели советское кино, читали книги, набирались опыта как могли.

Алена: Очень много смотрели старых фильмов, пытались взять из них все лучшее. Общались с режиссером, рассуждали, что в этом кино нас подкупает, почему оно так органично снято. Старались приблизиться к классике.

На съемках фильма «В списках не значился». Фото
На съемках фильма «В списках не значился»
Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

— Мы все люди городские, и, если говорить прямо, ручки у нас беленькие, ногти чистые, землю мы не копаем. А я так понимаю, что еще до съемок вам устроили что-то вроде военных сборов?

Владислав: Нас забросили в Калужскую область, в военный лагерь. Руководил там всем полковник Российской армии Константин Геннадьевич Горбатиков — известный человек в киноиндустрии, он является военным консультантом многих фильмов о войне. Жили в лесу, в палатках. Холод был собачий, невозможно спать по ночам, и на второй день нам поставили печку-буржуйку. Также учились обращаться со всем оружием, которое есть в сценарии, а это и пистолет ТТ, и наган, и автомат ППШ, пулемет Дегтярева, немецкое оружие ПМ-40. Разбирали, собирали, смазывали, чистили, стреляли. В первый день меня вообще оглушило, я все время моргал от страха и от взрывов, чего в кадре нельзя делать.

Какие-то вещи по совету военного консультанта мы корректировали. Автор сценария — Олег Юрьевич Антонов, наш заведующий литературной частью, который огромное количество спектаклей и пьес сделал с Владимиром Машковым, начиная со знаменитого «Смертельного номера», — вносил изменения.

Алена: Рядом с нашим лагерем была съемочная площадка, где до этого снимали другой военный проект. И мы на ней учились стрелять, прятаться в окопах. Честно говоря, сначала все были в шоке, хотя и пытались не подавать виду. Ведь мы другое поколение, привыкли, что в доме хотя бы пол есть… Первые дни мне было особенно тяжело, но потом привыкла просыпаться с рассветом, пить воду из ручья…

Владислав: Нас ограничили в еде, давали в основном сухари. Кругом лес, мы, как приехали, поставили палатку, выкопали сами туалеты. У нас был родник неподалеку, буквально в нескольких метрах, откуда мы брали воду для того, чтобы умываться, кипятить ее и пить… Все это происходило на территории «Москино» — десятки квадратных километров дикой природы. Леса и поля там бескрайние. Я учился командовать подчиненными — личным составом, — как положено лейтенанту. Так мы прожили десять дней. Кстати, первое, чему нас там научили, — наматывать портянки.

— А мобильная связь в лагере была?

Владислав: Мы договорились, что будем без телефонов. Как только приехали, убрали их подальше. Но и времени на них не оставалось, поскольку все было очень насыщенно. Ночью каждый из нас стоял на посту и по два часа охранял лагерь. В четыре утра закончишь свою службу — и идешь будишь сменщика. Кстати, с четырех до шести — самая сложная смена, потому что в шесть уже подъем, и днем у тебя уже не будет возможности отдохнуть. Мы спали в одежде, с оружием в руках. А в одну из ночей на нас напали!

— Кто?

Владислав: Съемочная группа во главе с режиссером. Они взяли оружие с холостыми патронами, надели немецкую форму и после отбоя подъехали на военной технике и неожиданно атаковали наш лагерь. Необходимо было подняться по тревоге и отбить нападение «врага» исходя из того, чему мы научились. Это было очень здорово, хотя и страшно: темная ночь в лесу, машины с выключенными фарами подъезжают и начинают обстрел… Потом был разбор полетов от полковника Горбатикова. Мы совершили много ошибок, но защитили наши позиции.

Владислав Миллер и Алена Морилова
Алена Морилова и Владислав Миллер на съемках фильма «В списках не значился»
Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

— Думаю, что надо отдельно поговорить о гриме. Знаю, он сложный, и особенно трудно для гримеров в точности воссоздавать то, что было на съемках вчера. Наверное, и для актера это мучительно — каждый день на лицо и тело наносить, а потом снимать «раны», «грязь», «ожоги»?..

Владислав: Не могу не отметить работу художников по гриму — Екатерины Шахворостовой, Петра Горшенина. Петр просто маэстро пластического грима. Я ездил к нему на студию, на «Мосфильм», «снимать мерку». Мне полностью залили лицо силиконом, и на этой основе мастер сделал маску. Раны, шрамы — все отливалось в пластическом гриме. Или у кого-то, например, сломанная рука в кадре — тоже пластический грим.

Это был особый опыт! Я первым приезжал на съемочную площадку, и начиналась кропотливая работа, которая длилась часов пять. Все наши гримеры — настоящие герои. Им действительно нужно было воссоздать до каждой царапины то, что было вчера. И вовремя что-то менять. Меня постоянно фотографировали. Наносили взбитый яичный белок на лицо, потом феном разогревали кожу. У меня было девять пар специальных склеральных линз. Синяки, гематомы, воспаления… Любой прыжок всегда заканчивался кровью. В какой-то момент мне случайно капнула расплавленная пластмасса на лоб и сильно обожгла кожу. Я остановил дубль, было дико больно, схватился за лоб, пластик начал застывать, я вместе с кожей оторвал его…

— В общем, вы действительно как на войне побывали…

Владислав: Да, всерьез бились — каждый из участников съемок, от артиста до буфетчицы.

Алена: Был момент на второй день в Бресте: пиротехники делали пробный взрыв во время съемки одной из сцен. И вдруг все на съемочной площадке начинают надевать каски, очки защитные. А мы, актеры, сидим без ничего. Спрашиваем: «А это безопасно будет?» — «Да, да». Но никто не стоит без каски… К счастью, все обошлось, только пыль попала в глаза. Но это на моих сменах, у Влада, конечно, было потяжелее.

И постоянно нужно было носить линзы. Потому что наши герои много времени провели в темноте, их зрачки расширены. Моя героиня вообще не выходила на свет, несколько недель не видела ни солнца, ни голубого неба. У нее не только зрачки должны были быть увеличенными, но и белки глаз с красными прожилками. Все это учли. А после смены приходилось еще долго снимать грим. Мне из волос вытаскивали комья земли…

Владислав: Последний съемочный день у меня продолжался 23 часа. То есть я приехал в пять утра на площадку и в четыре утра следующего дня уехал оттуда. А обычно смена длилась примерно 15 часов.

— Расскажите о сценах с Владимиром Машковым. Понятно, вы много с ним в театре работали, но в кино, по-моему, первый раз?

Владислав Миллер
Владислав: «Я чувствовал, что Николай гораздо талантливее, умнее, принципиальнее и, самое важное, гораздо сильнее меня. Я старался лишь приблизиться к этому человеку»
Фото: Пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

Владислав: Я с Владимиром Львовичем однажды уже снимался в картине под названием «Кто там?», у меня была совсем небольшая роль, я играл его пасынка. Со съемками «В списках не значился», конечно, не сравнить. Все сцены с Владимиром Львовичем снимались под его контролем. Он помогал артистам, которые его окружали. Помню, в одной из сцен Владимир Львович показал мне, как бы он это сделал. Говорит: «А ты не думал вот так попробовать?» И в этот момент я понял, что да, действительно, он абсолютно прав. На площадке я прямо гордился этой сценой, мне кажется, она получилась очень точной.

Владимир Львович настолько профессионален, что просто своим присутствием уже помогает! Он, конечно, большой артист.

Алена: Я помню, как Владимир Львович помогал каждому найти зерно его персонажа: чего он хочет, что ему мешает и как он добивается своей цели. Вот Мирра очень хотела быть любимой, желала женского счастья. Ей мешала ее хромота, и герой Владислава Коля Плужников помог ей поверить в то, что она может быть любимой и сама любить так же, как ее сверстницы. И вот снимается сцена: я смотрю в зеркало, а потом мельком на Влада. Самая простая задача, казалось бы, но у меня долго не получалось. Дублей двадцать мы сделали. В конце концов режиссер уже сам начал мне показывать, я все не понимала, не понимала. С горем пополам мы сняли. Потом Владимир Львович подошел ко мне и объяснил, что в такие моменты нужно сказать: «Стоп, мне нужно собраться». Никуда не торопиться, потому что кадр навсегда останется на пленке и я никак не смогу его исправить.

— В повести Васильева есть момент, где солдаты спорят. Один из них говорит, что они сражаются за кучу кирпичей, и практически все уже понимают, что это безнадежно. В чем подвиг? В личном сопротивлении, в том, чтоб не сдаться в плен? Как вы себе объясняете, что этих людей заставляло оставаться в крепости так долго?

Владислав: Да, крепость сопротивлялась гораздо дольше, чем сам город Брест. Мало того, немцы уже захватили Минск, а Брестскую крепость не могли никак взять. Люди отбивались, до последнего устраивали вылазки из подвалов. Скажу за своего героя: Плужников — человек, который только что выпустился из военного училища. У него все по уставу, он отличник, перфекционист. И буквально из аудитории он попадает на войну — самое страшное событие, какое только может быть в этом мире. То, что происходило 22 июня в крепости, — абсолютный хаос, к которому не был готов ни один молодой боец. 

Плужников делает кучу ошибок, но на них набирается опыта. И для него Брестская крепость — это все те, кто положил за нее жизнь, и плюс еще его первая любовь — Мирра. Он говорит: «Это наши кирпичи, под ними советские люди лежат, товарищи наши». Я чувствовал, что Николай гораздо талантливее, умнее, принципиальнее и, самое важное, гораздо сильнее меня. Я старался лишь приблизиться к этому человеку, он — как нечто недостижимое. И ведь таких людей были сотни тысяч — они и выиграли эту войну…

Алена: Мне кажется, одна из тем фильма, один из вопросов, которые решают герои, — в чем их стимул к жизни. Думаю, Мирра не справилась бы, не будь у нее Коли Плужникова, и также наоборот, Коля бы не справился, если бы у него не было Мирры. Потому что в конечном счете все держится на человечности.

Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая