Вера Алентова: «Приехав в Москву в десять лет, я решила: «Хочу здесь жить и буду!»

Откровенное интервью знаменитой актрисы.
Наталья Николайчик
|
23 Сентября 2020
Вера Алентова
В фильме «Москва слезам не верит». 1979 г.
Фото: Мосфильм-инфо

«Колоссальное количество молодых людей, мужчин и женщин, приезжают в столицу, пытаются ее завоевать, получить место под солнцем. Поэтому история героинь из фильма «Москва слезам не верит» общечеловеческая, понятная всем, в том числе и новому поколению. И фильм так долго живет...» — рассказывает Вера Алентова.

— Вера Валентиновна, поздравляю с первой послекарантинной премьерой. Зрители Театра имени Пушкина наконец-то увидели спектакль «Ложные признания» Ма­риво, показать который планировали весной. Чем вас заинтересовала пьеса?

— Она написана в 1737 году. Но когда я ее читала, поняла, что человечество и характеры не меняются. Это главным образом и подкупило. Если отменить все реверансы и этикет того времени, это абсолютно наши дни.

— В комментариях про вашу героиню написано: «госпожа Аргант вздорная и тщеславная».

— Вообще-то не напрасно пишут так. Да, она вздорная и тщеславная, а еще властная.

— В спектакле блестящий актерский состав: вы, Виктория Исакова, Анна Бегунова, Андрей Заводюк, Борис Дьяченко и другие. Как у вас шла работа с партнерами?

— Поскольку я в театре уже 55 лет, то, в общем, как всегда. Новостей нет.

— К счастью, у вас регулярно появляются новые спектакли.

Вера Алентова с Викторией Исаковой, Анной Бегуновой и Андреем Суховым
«С утра меня лучше не трогать. Если спрашивают, я отвечаю достаточно резко, особенно когда у меня сложный драматический спектакль. Хотя я сама этого не замечаю, об этом муж говорит» С Викторией Исаковой, Анной Бегуновой и Андреем Суховым в спектакле «Ложные признания». 2020 г.
Фото: Personastars.com

— Что-то постоянно добавляется, и это большая удача. Из старого списка у меня остался только «Девичник club», «Семейка Краузе», «Апельсины & лимоны». Вот теперь появился и четвертый спектакль.

— В театре вы уже столько лет, не возникала усталость?

— Пока нет. Я считаю, что лучше профессии вообще не существует. Мне интересно и радостно работать. Если я устану, то просто уйду.

— Вы, как и прежде, безумно волнуетесь перед каждым спектаклем?

— Конечно. С утра меня лучше не трогать, ни о чем не спрашивать. Если спрашивают, я отвечаю достаточно резко, особенно когда у меня сложный драматический спектакль. Хотя я сама, конечно, этого не замечаю, об этом муж говорит.

— Во многих своих ролях вы отчаянно смелая…

— Это вы, наверное, про мой последний фильм говорите, про «Воскресенье». Многие критики употребляли именно это слово — «смелая». Я играю там умирающую женщину, которая выглядит, мягко говоря, совсем нехорошо. И было бы странно, если бы наводила красоту. Там важно, что она уходит и ни для кого это не горе.

— В театре вы тоже удивляете. В «Счастливых днях» ваша Винни выглядит пронзительно нелепо, в «Семейке Краузе» ваша героиня ну очень странная.

Вера Алентова с Ириной Муравьевой
«Когда я впервые приехала в Москву, не увидела ни Красную площадь, ни Мавзолей, но сам город меня поразил. Сразу его полюбила и подумала: «Хочу здесь жить и буду!» С Ириной Муравьевой в фильме «Москва слезам не верит». 1979 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Актер — лицедей. Нас учили, что надо уметь играть разные характеры, национальности, эмоции, возрасты. Мне это нравится, я с удовольствием всегда за это берусь. Моя Генриетта Карловна в «Семейке Краузе» очень старая, поэтому ходит в домашних тапках, так удобно. Максимум для нее — надеть на пижаму халат, когда кто-то приходит. Когда племянник при­ехал, она на две минуты надела туфли на каблуках, на которых трудно стоять, ноги дрожат. Платье с дырой надела, потому что ничего нового она уже давно не покупает.

— То есть, если хотите увидеть Веру Алентову другой, то нужно идти в театр…

— Да, да, идите в театр, это всегда интересно. И Алентова там другая и разная… Характерность — качество, которое не всем дано. Вот у меня мама-актриса была героиней. Но характерностью она владела. И это счастье, потому что с возрастом роли героинь уходят. Это нужно понимать. Есть молодые, красивые, замечательные актрисы. И сегодня характерность, передавшаяся мне от мамы, очень мне пригодилась…

— Мама почему-то очень боялась, что вы станете артисткой.

— Она не боялась, нет. Просто каж­дая мама хочет для ребенка лучшего. Моя мама была актрисой периферийного театра, а там служат такие трудяги! Ей не хотелось для меня такой же судьбы. В провинции в свое время существовал жесткий план по выпуску спектаклей. Если московский театр должен был выпустить четыре спектакля в год, то периферийный — восемь. И оповестить об этом округу, посетив все близлежащие маленькие города. Это тяжелый труд, особенно когда ты уже немолод, трястись в автобусе, ехать на выездные спектакли. Еще провинциальные актеры часто меняли города, почти как военные. Два-три года максимум на одном и том же месте. У нас были контейнеры, в которых мы перевозили накопленную мебель и вещи. Мы с мамой жили и в Узбекистане, и на Украине, и в России в разных городах. Когда я решила поступать на актерский, мама, конечно, волновалась.

Вера Алентова с Валерием Гаркалиным
С Валерием Гаркалиным в фильме «Ширли-мырли». 1995 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Она успокоилась, когда вы успешно окончили Школу-студию МХАТ и поступили в Театр имени Пушкина? У вас ведь сразу пошли главные роли одна за другой. Как она на это реагировала, что говорила?

— Мама видела «Шоколадный солдатик», первый серьезный спектакль, где я сыграла главную роль, и другие мои спектакли. Оценка всегда была очень сдержанной. Она никогда не говорила: «Какая ты молодец, как ты сыграла…» И я знаю почему. Она росла с мачехой, которая ее не хвалила. И у мамы не сформировалась привычка хвалить. Но меня это нисколько не обижало, потому что я чувствовала, что она меня очень любит. Я была счастлива, что взяла ее в Георгиевский зал Кремля, когда нам вручали Государственную премию за фильм «Москва слезам не верит». Мама и там была сдержанной. Но думаю, для нее это было важно. Большое счастье для родителей, когда твой ребенок добивается успехов.

— Вам поклонники, наверное, мешками и вагонами письма писали?

— Ну, не вагонами, но много. И до сих пор присылают, и я отвечаю, автографы даю, когда просят. Люди всегда ассоциировали себя с моей героиней. И не только в нашей стране. Колоссальное количество молодых людей, мужчин и женщин приезжают в столицу, пытаются ее завоевать, получить место под солнцем. Поэтому история героинь из фильма «Москва слезам не верит» общечеловеческая, понятная всем, в том числе и новому поколению. И фильм так долго живет…

Мама Веры Алентовой - Ирина Николаевна
«Моя мама была актрисой периферийного театра, а там служат такие трудяги! Ей не хотелось для меня такой же судьбы». Ирина Николаевна. 1930-е гг.
Фото: из личного архива Веры Алентовой

— У вас самой была мечта покорить Москву?

— Да. Я приехала в Москву впервые в десять лет. Обычно летом я ездила в лагерь, а тут меня пригласил к себе мамин брат. У них с женой родился ребенок, мальчику исполнился год, нужно было немного помочь. Жили они в Загорске, сейчас это Сергиев Посад. Однажды мы по какому-то делу поехали в Москву. Я тогда не увидела ни Красную площадь, ни Мавзолей, но сам город меня поразил. Я столицу сразу полюбила и подумала: «Хочу здесь жить и буду!» А когда я поступила в Школу-студию МХАТ, Москва окончательно стала моей. Такое было внутреннее ощущение. Молодость очень самонадеянная. Возможно, это и хорошо, что есть такое качество в молодом человеке, оно помогает двигаться вперед.

— На сцену вы хотели, в Москву хотели. А в кино сниматься?

— Нет. Более того, я даже не пыталась поступить во ВГИК. «Настоящие актеры — это сцена» — так я считала. Я, по сути, и осталась театральной актрисой, у меня мало киноработ.

— Зато у вас нет проходных ролей. И снимаетесь вы до сих пор. Все давно ждут еще одну вашу премьеру — фильм «Empire V» по роману Виктора Пелевина.

— Режиссер Виктор Гинзбург, который его снял, интересный, сложный и неторопливый. Он родился в Москве, но его родители эмигрировали из СССР, и он окончил американскую режиссерскую школу. В его фильме я играю роль богини Иштар. Я считала, что, если это богиня моего возраста, имеет смысл играть ее седой. Но Гинзбург спросил: «Где мы возьмем седой парик для пробы?» Я ответила, что принесу из театра. Режиссеру по­нравилось, но он очень дотошный человек и во всем придерживается писательской версии. А у Пелевина Иштар похожа на Аллу Борисовну. В итоге я в парике а-ля Пугачева. Не знаю, как она отнесется к моему образу, потому что моя героиня совсем не положительная. Премьера уже несколько раз переносилась, но надеюсь, все же состоится…

— А что дальше?

Юлия Меньшова с сыном Андреем, дочерью Таисией и мужем Игорем Гординым
«Мы очень друг к другу привязаны, у нас есть праздники, которые мы вместе отмечаем обязательно. Но в семье никто на другого не давит. Все приучены не давать советы, пока тебя не просят» Юлия Меньшова с сыном Андреем, дочерью Таисией и мужем Игорем Гординым. 2020 г.
Фото: Instagram*.com

— Дальше возраст, для которого мало пишут. И это естественно, потому что и в кино, и в театр приходят молодые, которых интересуют их молодые проблемы. Предлагать мне просто сыграть бабушку: «Внучек, иди поешь оладушек» — никто не будет. Вот я получила уже «ТЭФИ» за бабушку в сериале «И все-таки я люблю...». Фильм снимал другой Гинзбург, Сергей. Но там роль бабушки — это Роль. И я с удовольствием ее играла. Моя героиня много­гранная, она менялась. Причем менялась на глазах зрителей. Они сначала видели ее отрицательной, а в финале она становится положительной. И это невероятно сложный переход для актрисы. Но подобных ролей немного. Мало кому интересно смотреть на переживания 70-, 80-, 90-летних мужчин и женщин.

— А что сейчас интересно молодым? Вы же во ВГИКе преподаете, уверена, что все знаете об этом.

— Точно не знаю, самые разные вещи. Ведь молодежь сейчас другая. Намного инфантильней, чем мое поколение и даже поколение моей дочери. Не очень понимаю, как они будут жить. В 20—25 лет они еще дети. Я к ним отношусь с уважением, как к коллегам. Но у них другой взгляд на мир, другие ритмы, мне это любопытно, потому что я в профессии. Они очень творческие, у них интересные идеи. Да и Горький говорил в свое время, что правда всегда за новорожденным, и я думаю, что он был прав. Человечество движется вперед и не может стоять на месте. Мы с Меньшовым уже выпустили два курса во ВГИКе. Сейчас у нас третий выпуск. И я заметила, что студенты стали свободными. Когда раньше на улице подносили людям микрофон, они становились деревянными. Я этот момент даже в фильме «Москва слезам не верит» отыгрываю. Сейчас раскованность такая, что порой хорошо бы сковать обратно... Но с другой стороны, свобода — это достоинство. Когда у тебя свобода физическая, это ведет к свободе мысли. Не думаешь о том, как ты выглядишь, как сказал, как сел, а спокойно отвечаешь на вопрос, который тебе задают.

— Скажите, а у этих юных людей, которых вы учите, есть такая же уверенность, которая была у вас, что они завоюют Москву?

Вера Алентова c Константином Похмеловым
«Я даже не пыталась поступить во ВГИК. «Настоящие актеры — это сцена» — так я считала. Я, по сути, и осталась театральной актрисой, у меня мало киноработ» С Константином Похмеловым в спектакле «Семейка Краузе». 2016 г.
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

— Мне кажется, они такие же самонадеянные, как когда-то были мы.

— Ваш внук учился на актерском у Дмитрия Брусникина, и они на первом курсе ездили на поезде по маршруту Москва — Владивосток — Москва, собирали материал для спектакля «Транссиб», и Андрей снял фильм «Там ничего нет». Какое у вас впечатление?

— Меня удивляет, что вы о нем спрашиваете, потому что он, так сказать, для внутреннего пользования и, кажется, интересен только участникам. Мне интересен, потому что я знаю всех этих ребятишек. Я была на всех их показах, наблюдала, как они взрослели. И поэтому мне любопытно смотреть, как они едут неделю туда, неделю обратно по Транссибирской магистрали, как они устали, как пытались притереться, что говорят друг другу. А лет через десять это будет иметь для них всех огромную ценность.

— Мне кажется, Андрей хотел бы стать режиссером и снимать кино.

— Андрей снимал свои детские фильмы на телефон с трех лет. Он знает про американский кинематограф все. Про наш — ничего. У внуков своя жизнь, и я ее уважаю. У меня — своя. Мы очень друг к другу привязаны, у нас есть праздники, которые мы вместе отмечаем обязательно, — дни рождения, Новый год. Но в нашей семье никто на другого не давит, все приучены не давать советы, пока тебя не просят.

— Сейчас Андрей служит в каком-то театре?

— В Мастерской Дмитрия Брусникина. «Брусникинцы» держатся вместе и играют в основном в театре «Практика». Но кто-то распределился в другие театры. У нас один мальчик с их курса работает. Занят в «Ложных признаниях». А Андрей хочет заниматься режиссурой, и поэтому он собирается продолжить обучение.

Вера Алентова c Виктором Гинзбургом
«В фильме в итоге я в парике а-ля Пугачева. Не знаю, как она отнесется к моему образу, потому что моя героиня совсем не положительная» С Виктором Гинзбургом на съемках фильма «Empire V». 2020 г.
Фото: Света Маликова

— А внучка ваша планирует стать актрисой?

— К чему ее тянет, пока не могу понять. У меня в гримерке висит картина, которую она нарисовала к моему дню рождения. Когда я ее увидела, написала: «То, что в центре, — прекрасно, остальное — не очень». Она говорит: «Вера, я рисовала всего три часа, и впервые масляными красками!» — «Если впервые, ты гений». Еще Тася прекрасно танцует. Ей сейчас 17. Иногда у человека позже формируется понимание, чем конкретно он хочет заниматься. Я с детства хотела быть врачом, поэтому-то мама и обманулась. Меня это очень интересовало. Как-то я сломала ногу, познакомилась в травмпункте с хирургом, который меня лечил, и попросила: «Можно я к вам буду приходить?» Он разрешил. Я приходила в кабинет на маленькие операции, читала книги по медицине. Но когда пришел мальчик, у которого нагноился пальчик, и я услышала звук скальпеля по кости, завалилась в обморок и ходить к тому врачу перестала. И как-то резко отодвинулась от этой профессии. А потом, когда поступала в медицинский институт и сдавала экзамены, с ужасом проходила мимо морга. Боялась покойников, уговаривала себя, что как-то придется привыкать. Но все же анатомички мне хотелось бы избежать…

Вера Алентова c Владимиром Меньшовым
«Мне нравится, что я более или менее овладела современными гаджетами, интернетом. Владимир Валентинович гаджеты презирает. А мне невероятно интересно все новое!» С Владимиром Меньшовым. 2005 г.
Фото: Personastars.com

Еще я обожала химию, всякие формулы. Хорошо знала тригонометрию. Когда училась Юля, такую дисциплину им уже не преподавали. Поэтому я точно знаю, поместится этот диван в это пространство или нет. И когда мне Юля говорит: «Я хочу вот этот!» — отвечаю: «Он у тебя туда не войдет». — «Ну что ты мне рассказываешь». — «Я тебе точно скажу, сколько сантиметров не войдет, потому что у нас была тригонометрия». Предмет замечательный… И еще я в школе очень любила астрономию. Обожала раскопки и на них ездила. И по сию пору интересуюсь всеми музеями и пирамидами Хеопса. Есть чудесный египтолог Виктор Солкин, который читает потрясающие лекции, и я их слушаю. Думаю, что могла бы всю жизнь копать и раскапывать, мне это очень интересно. Вообще, мы учились в прекрасное время. Мы были неплохо образованны. Когда я переехала в Москву, мы ходили в Политехнический музей, к памятнику Маяковского, где поэты читали стихи. Это было потрясающе. Ходили на все выставки. Господи, сколько мы стояли, чтобы посмотреть «Мону Лизу», когда ее привозили в Москву! Наверное, часов пять. Все казалось обязательным — новую книгу прочесть, на премьеру попасть. Мы были очень разносторонне образованными ребятами. Жадно впитывали знания. Нам было невероятно интересно жить.

— Вам и сейчас интересно жить?

— Да, конечно. И не меньше! Я обожаю слушать научные лекции. Мне нравится, что я более или менее овладела современными гаджетами, интернетом. Я подписана на разные онлайн-платформы, смотрю новые фильмы. Что-то нахожу сама, о чем-то спрашиваю у Юли. Ватсап подарил мне большую возможность общения с Юлей, потому что мы очень заняты и раньше не всегда была возможность поговорить по телефону неторопливо. Теперь в ватсапе я могу ей написать длинное сообщение или записать голосовое сообщение, и она мне ответит, когда у нее появится время. Я в курсе ее событий, она в курсе моих событий. Владимир Валентинович гаджеты презирает. А мне невероятно интересно все новое!

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена
Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая